+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Внесудебной процедурой несостоятельности банкротства является. Меры досудебного предупреждения несостоятельности банкротства предприятия – закон

Содержание

Процедура банкротства предприятия: этапы, сроки и цели. Процедуры банкротства

Внесудебной процедурой несостоятельности банкротства является. Меры досудебного предупреждения несостоятельности банкротства предприятия - закон

Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия, нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство» происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья».

Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.

В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность, рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц), поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов.

В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье.

В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин. 

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг, возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

Образец заявления о признании должника банкротом по общей процедуре(от кредитора)

Образец заявления о признании ликвидируемого должника банкротом

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым.

Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.

После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства.

Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника.

Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации.

Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего.

Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований.

Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц.

 Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов, имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения.

Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Образец требования о включении в реестр кредиторов

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения.

На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение.

Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем ания.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения.

Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Процедура банкротства – Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними.

Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации. Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).

Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления.

Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Процедура банкротства – Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего.

Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат.

Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности.

Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство. С момента введения этой процедуры должник считается банкротом.

Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле).

Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего.

На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Образец заявления об оспаривании сделок

Образец заявления об оспаривании сделок2

Образец заявления об оспаривании сделок3

Образец заявления о привлечении к субсидиарной ответственности

Образец заявления о привлечении к субсидиарной ответственности2

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой взыскания задолженности, поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей.

Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме.

Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества.

Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.

Источник: https://jurist-arbitr.ru/bankrot/procedura-bankrotstva-predpriyatiya-etapy-sroki-i-celi-procedury-bankrotstva/

Внесудебное банкротство граждан нарушает Конституцию: эксперты раскритиковали предложенный законопроект

Внесудебной процедурой несостоятельности банкротства является. Меры досудебного предупреждения несостоятельности банкротства предприятия - закон

В конце прошлой недели Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, который легализует процедуру внесудебного банкротства. Депутаты преподносят новацию, как спасение для граждан, однако эксперты уверены, что проект – это покушение на конституционные права арбитражных управляющих и попытка заклеймить россиян.

Суть проекта

В настоящий момент объявить себя банкротом могут граждане, чей долг превышает 500 тыс. руб. и у кого в запасе есть еще около сотни тыс. для прохождения процедуры. Пласт тех, кто задолжал от 50 до 500 тыс. руб., долгое время оставался без регулирования.

Если проект пройдет все стадии согласования, вступить в процедуру банкротства сможет практически любое лицо, которое не может расплатиться по долгам свыше 50 тыс. руб.

Процедура признания несостоятельности будет проходить без привлечения суда — только на основании решения арбитражного управляющего. Причем для банкрота она будет быстротечной и бесплатной, управляющему не нужно будет платить. Планируется, что новация начнет действовать с октября 2020 года.

Кто может вступить во внесудебную процедуру банкротства

Потенциальный банкрот должен подготовить и подать в СРО, которое является членом национального объединения СРО, соответствующее заявление, после чего арбитражный управляющий проверяет может ли данное лицо вступить в желаемую процедуру.

Для того, чтобы иметь право участвовать во внесудебном банкротстве, человек должен быть официально признан безработным, при этом доход на каждого члена семьи не должен превышать прожиточного минимума. Семья должна находиться в таком положении не менее трех месяцев до момента подачи заявления.

Кроме того, у претендента должно отсутствовать в собственности любое имущество за исключением того, на которое невозможно наложить взыскание, а сумма накоплений не должна превышать 50 тыс. руб. на протяжении последних трёх месяцев. Также гражданин не должен иметь судимости либо она должна быть погашена.

Внесудебная процедура может применяться только к тем, кто не проходил банкротных процедур за последние пять лет.

Что это даст

С момента начала процедуры:

  • с гражданина временно снимается обязанность по удовлетворению требований кредиторов и уплате обязательных платежей (с исключениями);
  • приостанавливается начисление штрафов и пени, иных финансовых санкций;
  • вводится мораторий на имущественные взыскания по исполнительным документам, однако это не касается алиментов или платежей, что назначены вследствие причинения вреда жизни или здоровью;

Гражданин в стадии внесудебного банкротства не сможет получить новые кредиты, займы или выступить поручителем.

Процедура длится год, после чего банкрот освобождается от обязанности по удовлетворению требований кредиторов.

В чем заключаются обязанности арбитражного управляющего

  • В течении 10 дней с момента получения СРО заявления гражданина изучить документы и проверить соблюдены ли требования законодательства о банкротстве.
  • В течение 1 дня после принятия решения о соблюдении требований закона и старте процедуры либо об отказе в ее проведении сообщить заявителю заказным письмом с уведомлением.
  • В случае положительного решения управляющий также обязан опубликовать сообщение в ЕФРСБ, уведомить банки, суды, приставов и иные уполномоченные органы.
  • В процессе проведения процедуры управляющий также обязан направлять заказные письма-запросы с уведомлениями во все регистрирующие органы с целью розыска имущества должника.
  • В течение 1 дня управляющий обязан включать существенно значимые сведения в ЕФРСБ, например, о появлении нового имущества у гражданина в процессе прохождения процедуры.
  • В день завершения процедуры запись об этом управляющий также обязан внести в реестр.

Все это управляющий делает бесплатно для должника. Вознаграждение управляющему выплачивается за счет средств Фонда поддержки внесудебного банкротства граждан. Расходы также будут возмещаться за счет Фонда.

Кто будет проводить банкротные процедуры за копейки?

Эксперты предполагают, что может возникнуть ситуация, когда СРО намеренно не будут вступать в национальное объединение лишь бы уйти от принудительно-добровольного ведения банкротных процедур за копейки. Кроме того, законодатели установили чересчур жёсткие сроки для обязательств управляющих. Это может повлечь за собой массовые жалобы и дисквалификации.

Предполагаемое «вознаграждение» арбитражных управляющих далеко не равнозначно усилиям и затратам на проведение процедуры. При этом финансировать Фонд для его выплаты будут сами управляющие.

Преподаватель МФЮА Дмитрий Гладышев также отметил, что новый законопроект призван помочь малоимущим гражданам, однако насколько эти граждане реально являются малоимущими, большой вопрос.

Для вступления в процедуру внесудебного банкротства гражданин должен иметь доход, который не превышает прожиточного минимума на каждого члена семьи. Прожиточный минимум для взрослого москвича – 18 тыс. руб., для ребенка – 10 000 руб.

Выходит, что москвич из среднестатистической семьи может иметь доход в 46 000 рублей, который не может быть обращен в конкурсную массу. При это, имея долг в 50 тыс. руб. он сможет легко его списать, зарабатывая аналогичную сумму за месяц.

Полстраны теперь можно будет «заклеймить»

По словам Алексея Кравцова, заведующего кафедрой юридического факультета РГАИС, председателя Арбитражного третейского суда г. Москвы, единственное, что раньше не позволяло государству наложить на половину населения страны «клеймо банкрота» — это дороговизна процедуры. Теперь этот барьер будет снят.

«Теперь за 10-20 тыс. руб. можно любого гражданина-должника признать банкротом, со всеми вытекающими для него последствиями: продажа имущества с молотка, запрет занятия бизнесом, запрет на получение кредитов и т.п. Выкарабкаться из такой ямы потом будет проблематично — клеймо на всю жизнь», — уверен Кравцов.

Он также отметил, что арбитражным управляющим нововведения не нравятся, так как после вступления их в силу банкротства будут сопровождаться «за копейки».

«Согласно идее законопроекта, оплата услуг управляющих значительно уменьшиться. При этом объем работы останется существенным: подготовка документов, поиск имущества, финансовое оздоровление банкрота. А кому охота это делать за копейки? Выход для граждан только один: возвратить все старые долги и не влезать в новые», — подытожил эксперт.

Михаил Сачёв, президент Союза «УрСО АУ», президент «РОСАНТИ», твердо убежден, что законопроект в той редакции, в которой он принят в первом чтении, дальше не пройдет.

По его мнению, ко второму чтению в него будут внесены существенные поправки. Поэтому рассуждать о том, к чему это законопроект приведет, пока рано.

По его словам, в профессиональной среде этот законопроект уже называют законопроектом о самофинансировании.

«Складывается парадоксальная ситуация: законодатель, пытаясь облегчить жизнь одной категории граждан, заставляет других работать бесплатно, а банки, которые бездумно выдают кредиты, хотят свои проблемы решить за счет арбитражных управляющих», — рассказывает эксперт.

Положительных моментов Михаил Сачёв в законопроекте не увидел.

Напротив, по его мнению, инициатива приведет к расцвету социального нигилизма, когда люди намеренно будут копить долги до 500 тысяч и ждать их списания.

Также здесь просматривается явная политическая составляющая, когда законотворцы пытаются создать впечатление, что государство думает о гражданах. Эксперт обратил внимание и на негативные моменты законопроекта.

«Некомпетентность и недальновидность банков почему-то решается за счет личных средств арбитражных управляющих. В законопроекте, конечно, написано красиво, что это Фонд, но пополняться он будет в конечном счете за счет средств граждан России, которые выполняют функции арбитражных управляющих», — комментирует ситуацию Михаил Сачёв.

По его мнению, процедура в виде меры социальной поддержки должна иметь место, однако подход нужно выбирать совершенно другой.

Нужно решать проблему не за счет арбитражных управляющих, а, например, за счет банков, которые выдают необдуманные кредиты или проводить социальное банкротство в рамках системы бесплатной юридической помощи, которую финансирует государство.

Эксперт предлагает также создать специальный электронный ресурс, разместить его на сайте госуслуг, чтобы люди могли спокойно этим инструментом пользоваться.

Закон, который противоречит Конституции

По мнению Дмитрия Гладышева, самая главная проблема проекта — его неконституционность. Исходя из идеи законотворцев, арбитражный управляющий обязан работать в течение года за 3 000 рублей и фактически кредитовать банкрота (нести расходы на публикацию сообщений, розыск имущества и пр.). Об абсурдности оплаты публикации сообщений в «Коммерсанте» можете прочитать тут.

Закон предусматривает получение согласия управляющего на проведение процедуры, но ни одному разумному человеку не будет интересно работать с такими должниками. Таким образом, когда возникнет потребность в назначении арбитражного управляющего, СРО начнет на него давить для получения согласия на проведение фактически бесплатной процедуры.

«Интересен вопрос, сохранится ли административная ответственность, которая предусмотрена в судебных процедурах банкротства. Если никаких поправок в КоАП внесено не будет, то управляющие, которые за год будут получать 3 тыс. руб., могут за малейшее нарушение получать штраф в 25 тыс. руб.», — обращает внимание Дмитрий Гладышев.

Законодатель действительно предусмотрел для выплаты вознаграждения управляющих создание Фонда внесудебных банкротств, который будет пополняться взносами СРО арбитражных управляющих (не менее 15 тыс. руб. в месяц с каждой СРО). Однако реальный размер взносов будет устанавливаться НацСРО. При этом также не понятно, кто и в каком размере будет оплачивать содержание Фонда.

Примерную сумму, которую должен будет внести каждый управляющий, эксперт предложил рассчитать уже сейчас:

600 000 – общее число должников, которые подпадают под действие закона.

3 000 руб. – вознаграждение за работу с одним должником.

1 800 000 000 руб. должно быть в Фонде для выплаты вознаграждения (600 000 * 3 000)

10 000 арбитражных управляющих сейчас работают в РФ.

180 000 руб. личных средств должен внести каждый арбитражный управляющий в Фонд (1 800 000 000 : 10 000).

«Самое интересное: никаких изменений не было внесено в НК РФ. Соответственно, с дохода в 3 000 рублей, управляющий обязан будет заплатить НДФЛ», — комментирует Дмитрий Гладышев.

Наверное, это уникальный случай в РФ, когда работник за свой счет выполняет работу и с него еще за это удерживают налоги. Вполне возможно, что скоро мы придем к тому, когда судьи будут оплачивать госпошлину, депутаты — получать зарплату за счет своих же партийных взносов в обход бюджета, и все профессии окажутся на самоокупаемости.

Источник: https://xn--c1abvl.xn--p1ai/news/arbitrazhnoe_upravlenie/vnesudebnoe_bankrotstvo_grazhdan_narushaet_konstitutsiyu_eksperty_raskritikovali_predlozhennyy_zakon/

Предупреждение банкротства: способы возврата платёжеспособности организаций

Внесудебной процедурой несостоятельности банкротства является. Меры досудебного предупреждения несостоятельности банкротства предприятия - закон

: 05 декабря 2019

Банкротство предприятия не является желаемым явлением ни для кредиторов, ни для должника.

Для первых оно чревато полным или частичным невозвратом долга (из-за очерёдности требований и недостаточности имущества должника), а также сложностью процедур, необходимых для исполнения обязательств.

Для второго означает окончание деятельности и частичную или полную потерю активов. О том, как можно предупредить банкротство на разных стадиях финансовых затруднений, пойдёт речь ниже.

Общая информация

Предупреждение банкротства — это способы восстановления платёжеспособности и улучшения финансового положения организаций-должников.

Частично оно регулируется главой II Федерального закона от 22.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В ней указано, что при возникновении признаков банкротства руководитель организации-должника в срок до 10 дней с даты получения подобной информации обязан направить сведения о наличии данных признаков собственнику имущества организации (если должник — унитарное предприятие), а также лицам, имеющим право созывать внеочередное собрание акционеров (участников) организации.

Согласно пункту 3 ст. 30 указанного закона учредители (или участники) и собственник имущества, до направления в суд заявления о признании организации банкротом, принимают меры по предупреждению банкротства (возвращению его платёжеспособности). В реализации этих мер также могут участвовать кредиторы и иные лица, заключившие соглашение с должником.

В ряде случаев, установленных федеральным законодательством, своевременно принять меры по предупреждению банкротства организаций должны и органы государственной (исполнительной) власти и местные администрации.

Избежать несостоятельности можно как на досудебной стадии, так и после подачи документов для признания должника банкротом. Руководство организации и иные заинтересованные лица самостоятельно определяют оптимальный набор методов восстановления её эффективной работы.

Для кредитных организаций и предприятий стратегических отраслей существуют дополнительные меры по предупреждению банкротства.

Они осуществляются по решению руководства организации-должника и связанных с ней лиц до направления заявления о признании её банкротом без вмешательства и контроля судебных органов.

Меры, применяемые при лёгких затруднениях работы предприятия

  1. Прогнозирование банкротства с помощью различных моделей и способов во время нормальной (эффективной) работы предприятия. Этот способ позволяет вычислить коэффициент банкротства, обнаружить и предотвратить возможные проблемы платёжеспособности или решить их на стадии возникновения, не доводя до критического уровня.
  2. Санация.

    Это финансовая помощь со стороны учредителей (участников), собственников имущества, кредиторов и иных лиц для восстановления платёжеспособности организации. В том числе для обеспечения необходимых выплат, погашения задолженности по заработной плате и выходным пособиям работников, перечисления обязательных платежей.

    Она может быть предоставлена на безвозмездной и (или) безвозвратной основе, либо сопровождаться принятием должником ряда обязательств по отношению к лицу, оказавшему такую помощь.

  3. Реструктуризация долга — отсрочка, рассрочка, конвертация, списание, перекредитование в другой финансовой организации, взаимозачёт, преобразование краткосрочной задолженности в долгосрочную, перевод долга на другое лицо; его обмен на акции или иное участие в уставном капитале организации.

  4. Финансовая стабилизация организации-должника путём изменения состава и структуры её активов и пассивов. Например, за счёт продажи имущества для уплаты долга, сдачи его в аренду; увеличения уставного капитала через дополнительный выпуск акций или взносы участников; продажи долей (паёв, вкладов) в уставном капитале иных организаций и т. д.

Меры при серьёзном ухудшении работы организации

При глубоких кризисных состояниях может быть проведена реорганизация предприятия-должника. В соответствии со статьёй 57 Гражданского Кодекса РФ она может проводиться в следующих видах:

  • Слияние. Оно бывает горизонтальное (с предприятиями одного вида деятельности), вертикальное (со связанными или смежными организациями (например, поставщик и потребитель)), конгломератное (объединяются ничем не связанные друг с другом предприятия). При этом должник теряет статус юридического лица, вместо него появляется новый хозяйствующий субъект.Финансовые потоки сливаемых организаций объединяются, создавая синергетический эффект и повышая устойчивость и платёжеспособность нового юридического лица.
  • Присоединение. В этом случае присоединяемая организация перестаёт существовать, а все её активы и обязательства переходят к присоединяющему юридическому лицу.
  • Разделение — используется на предприятиях с многоотраслевой производственной деятельностью. При этом вместо одного юридического лица образуется несколько, а его активы и обязательства делятся между вновь созданными.
  • Выделение — создаётся новая организация на базе части имущества первоначальной. Права и обязательства разделяются пропорционально разделению имущества.
  • Преобразование — смена организационно-правовой формы юридического лица. Примером может служить создание на базе организации акционерного общества, что позволяет увеличить размер уставного капитала и привлечь новых собственников и инвесторов за счёт выпуска акций.

Судебные меры

К ним относят процедуры, направленные на предупреждение банкротства и восстановление работы организации, реализующиеся после подачи в суд документов для признания её банкротом — введение финансового оздоровления либо внешнего управления. При их осуществлении, в отличие от внесудебных мер, возвращение платёжеспособности организации происходит при участии (под контролем) кредиторов и арбитражных судей.

Финансовое оздоровление

Данная процедура регулируется главой V Федерального закона о несостоятельности. Решение о начале оздоровления принимается собранием кредиторов и утверждается судом. При этом представители организации-должника имеют право ходатайствовать о его введении.

Обязательным условием начала финансового оздоровления по закону является наличие плана его осуществления и графика выплаты задолженности. Эти документы обсуждаются и одобряются собранием кредиторов.

Максимальная продолжительность финансового оздоровления — два года.

Главное отличие — это ограничение свободы действий руководства предприятия-должника:

  1. Арбитражный суд назначает арбитражного управляющего (его кандидатуру определяет собрание кредиторов).
  2. Если руководство должника не выполняет план финансового оздоровления, то на основе ходатайства собрания кредиторов или назначенного арбитражного управляющего по решению суда оно может быть отстранено от выполнения своих обязанностей.
  3. Руководители организации-должника без получения согласия кредиторов не могут:
    • проводить сделки, в реализации которых они заинтересованы, или сделки, связанные с получением (отчуждением) более 5 процентов стоимости активов задолжавшей организации либо выдачей гарантий, займов, поручительств, кредитов, либо передачей имущества должника в доверительное управление;
    • выполнять операции, приводящие к появлению новых обязательств, если долги, возникшие после начала процедуры оздоровления, составили 20 процентов от суммы, указанной в реестре требований к должнику.

Кроме того, без одобрения кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение по задолженности, руководители лишены права проводить реорганизацию юридического лица. А без согласия назначенного управляющего — проводить сделки, связанные:

  • с получением в долг денежных средств;
  • с переводом долга или уступкой прав требований;
  • с превышением кредиторской задолженности пятипроцентной доли от суммы, указанной в реестре требований к должнику на дату введения процедуры оздоровления;
  • с получением либо отчуждением имущества (кроме реализации продукции).

Что нужно знать предпринимателям об антикризисном регулировании экономики? Ответ читайте на страницах нашего ресурса.
Условия для введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка вот тут. Эта мера направлена на защиту должников.

Внешнее управление

Регламентируется главой VI закона о несостоятельности.

Это процедура возвращения платёжеспособности, предусматривающая отстранение руководства организации-должника от выполнения своих обязанностей и возложение их полномочий на назначенного судом внешнего управляющего.

Внешнее управление также вводится судом по предложению собрания кредиторов на полтора года. При необходимости этот срок может быть продлён ещё на полгода. На этот период управляющий составляет план внешнего управления, утверждаемый затем собранием кредиторов. Его цель, как и в программе финансового оздоровления, состоит в возвращении платёжеспособности организации.

Помимо реализации антикризисного плана возврату к нормальной работе должника способствует и введение моратория на выполнение должником обязательств перед кредиторами (за исключением текущих).

Это организации, входящие в особый, утверждённый на федеральном уровне, перечень и работающие в стратегически важных для обеспечения интересов государства отраслях, например, в оборонно-промышленном комплексе.

Для предупреждения их несостоятельности в соответствии со ст. 191 Федерального закона о банкротстве Правительство РФ организует осуществление ряда мероприятий:

  • анализ платёжеспособности и финансового состояния;
  • проведение реорганизации;
  • погашение задолженности федеральных органов власти перед предприятиями и организациями, работающими в рамках гособоронзаказа, если вероятность банкротства возникла по этой причине;
  • реструктуризация задолженности по перечислению налогов и сборов в федеральный бюджет и платежей во внебюджетные фонды;
  • досудебная санация;
  • достижение (в т. ч. путём оформления государственных гарантий) договорённости между организациями стратегических отраслей и их кредиторами о реструктуризации имеющейся задолженности;
  • другие.

Внешнее управление вводится по решению арбитражного суда.

Предупреждение банкротства этих организаций регулируется параграфом 4.1 главы IX закона о несостоятельности. К числу соответствующих мер согласно статье 189.9. данного закона относятся следующие:

  • финансовое оздоровление во внесудебном порядке, осуществляемое согласно статье 189.14 закона о несостоятельности;
  • назначение временной администрации, кроме случаев, связанных с отзывом лицензии на выполнение банковских операций;
  • проведение реорганизации;
  • меры, принимаемые с участием государственного Агентства по страхованию вкладов, которое исполняет полномочия конкурсного управляющего в случае банкротства кредитных организаций.

Все указанные меры реализуются до даты отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Таким образом, ухудшение платёжеспособности организации не является поводом для серьёзного беспокойства и негативных выводов. Существует достаточно много способов выхода из затруднительного положения, в том числе и после обращения в суд о введении процедур банкротства. Значительную помощь при этом могут оказать юристы и финансовые консультанты.

Удачи!

Источник: https://dolgofa.com/antikrizisnoe-upravlenie/preduprezhdenie-bankrotstva.html

Меры для предупреждения несостоятельности и банкротства

Внесудебной процедурой несостоятельности банкротства является. Меры досудебного предупреждения несостоятельности банкротства предприятия - закон

Нормальная деятельность любого субъекта подразумевает получение прибыли, однако в силу разных обстоятельств предприятие может терпеть убытки, получить отказ от должников в возврате средств или из-за других факторов терять свою платежеспособность. Если такой процесс затягивается во времени, то можно смело начинать предупреждение банкротства, иначе компании может грозить финансовая гибель.

К мерам по предотвращению несостоятельности относят ряд превентивных действий, которые могут оказать существенное влияние на финансовое положение фирмы и помочь ей избежать банкротства.

Возможные меры по предупреждению банкротства регулируются ст. 30 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

В частности, при возникновении признаков банкротства, описанных в п. 2 ст.

указанного закона, когда юридическое лицо неспособно удовлетворить требования кредиторов по уплате обязательных платежей и (или) денежным обязательствам с задержкой в 3 и более месяца, руководитель такого юридического лица обязан направить участникам (учредителям), унитарному предприятию-собственнику имущества должника сведения о наличии признаков банкротства. Закон обязывает указанных адресатов, а в отдельных случаях и федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принять своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

В п. 3 ст.

30 Федерального закона №127-ФЗ предусмотрено, что участник (учредители) предприятия-должника должны принять меры для предупреждения банкротства и по возможности восстановить платежеспособность должника до момента подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Предупреждение банкротства включает меры, принятые кредиторами или другими лицами на основе соглашения с предприятием-должников. Такие меры в первую очередь должны быть направлены на восстановление платежеспособности организации.

Санация как инструмент восстановления платежеспособности

Предупреждение банкротства в законодательстве сводится к призыву к собственнику имущества и учредителям принять своевременные меры.

И хотя такая норма сформулирована как обязательная, однако ее не подкрепляют никакие меры государственного воздействия на указанный круг лиц, если норма не будет соблюдена.

Поэтому предупреждение банкротства участниками и собственниками имущества является декларативным.

В ст. 31 Федерального закона установлена возможность оказания безвозмездной финансовой помощи должнику.

Такая мера называется санация, она выделяется только при наличии определенных законодательно признаков банкротства и только в размере, достаточном для восстановления платежеспособности.

Санацию как вариант меры по предупреждению банкротства вправе проводить унитарные предприятия-собственники имущества должника, участники (учредители), кредиторы и иные лица для восстановления платежеспособности и предупреждения банкротства.

Санация может быть применена и на любой стадии рассмотрения дела про банкротство. Согласно п. 1 ст.

31 Федерального закона санация предоставляется в размере, достаточном для погашения обязательных платежей и денежных обязательств и восстановления платежеспособности предприятия.

Санация может предоставляться как на безвозмездной основе, так и сопровождаться принятием должником или иными лицами обязательств в пользу оформивших финансовую помощь.

Не следует считать санацию беспроцентным займом. Последний может оформляться в любой период деятельности предприятия, тогда как санация только во время банкротства.

Средства, полученные в результате санации, вовсе не обязательно должны возвращаться. Таким образом, санация является исключением из правил, закрепленных ст.

575 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые запрещают дарение между коммерческими организациями.

Прочие варианты восстановления платежеспособности

Помимо законодательного попущения в виде санации, дозволенной организациям, пребывающим на грани банкротства, существуют и другие меры. Меры по предупреждению банкротства в зависимости от организационно-правовой формы и совокупности других причин в рамках досудебной стадии могут носить разный характер, как:

  • получение финансовой помощи;
  • заключение соглашения об отступном, новации или прекращение обязательств другим способом;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • частичная продажа имущества;
  • увеличение уставного капитала за счет дополнительных взносов участников или третьих лиц;
  • исполнение собственником имущества, третьими лицами или участниками (учредителями) обязательств должника;
  • дополнительный выпуск акций;
  • продажа предприятия;
  • другие меры.

Участники (учредители), собственники имущества самостоятельно определяют предпочтительность тех или иных мер для предупреждения банкротства. В зависимости от их решения выбранные варианты воплощаются в жизнь.

Существуют некоторые нюансы для нерядовых организаций относительно банкротства.

Если предприятие трудится в специфической отрасли, например стратегического направления для страны или является банком, для него могут быть применены дополнительные меры для предупреждения банкротства, недоступные другим предприятиям.

Стратегические предприятия и организации

Для предупреждения банкротства стратегических организаций и предприятий предусмотрена ст. 191 Федерального закона, которая регламентирует особенные меры. Для таких предприятий при угрозе банкротства правительство Российской Федерации в установленном законом порядке выполняет следующие действия:

  • организовывает проведение анализа и учета финансового состояния и платежеспособности в частности;
  • проводит реорганизацию;
  • если в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа возникла задолженность федерального бюджета перед стратегическими организациями и предприятиями, которые исполняют работу по государственному оборонному заказу, то осуществляет погашение такой задолженности;
  • обеспечивает проведение реструктуризации задолженности перед государственными внебюджетными фондами и федеральным бюджетом;
  • содействует достижению соглашения между стратегическими организациями и предприятиями и их кредиторами о реструктуризации задолженности, в частности предоставляя государственные гарантии оплаты;
  • проводит досудебную санацию;
  • осуществляет иные меры.

Все меры для предотвращения банкротства стратегически важных для государства предприятий и организаций направлены на поддержку и выведение последних из условий несостоятельности и кризиса, чтобы такие юридические лица не исчезли с экономического пространства государства.

Кредитные организации

Ввиду специфики своей деятельности особый статус для государства и кредитные организации, меры по предупреждению банкротства которых установлен ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 г.

N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”. Несостоятельность кредитных организаций подтверждается отзывом лицензии на осуществление банковских операций.

До этого момента реализуются следующие меры недопущения банкротства:

  • назначение временной администрации;
  • финансово оздоровление кредитных организаций;
  • реорганизация.

В случае возникновения угрозы банкротства участники (учредители) кредитной организации, члены наблюдательного совета (совета директоров), единоличный исполнительный орган кредитной организации и коллегиальный исполнительный орган обязаны принять своевременные и необходимые меры по финансовому оздоровлению и, в случае необходимости, реорганизации организации.

Банк России вправе потребовать от кредитной организации в случае возникновения предусмотренных ст. 4 Федерального закона №40-ФЗ оснований осуществления мер по финансовому оздоровлению, реорганизации и даже назначить временную администрацию. Такими основаниями являются:

  • неоднократное неудовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам на протяжении 6 месяцев;
  • неисполнение обязанности по уплате в срок до 3 дней обязательных платежей со дня наступления даты их исполнения из-за недостаточности или полного отсутствия денежных средств;
  • допущение снижения абсолютной величины собственных средств более 20% по сравнению с их максимальной величиной, что была достигнута за последние 12 месяцев с одновременным нарушением обязательных нормативов;
  • нарушение норматива текущей ликвидности больше чем на 10% за последний месяц;
  • допущение уменьшения величины собственных средств ниже размера уставного капитала по итогам отчетного месяца.

Последнее положение не является признаком банкротства для кредитных организаций, которые получили лицензию на осуществление банковских операций менее 2 лет назад.

Мерам по предотвращению банкротства для кредитных организаций уделяется большое внимание на законодательном уровне, особенно в свете мировых финансовых кризисов.

Поэтому в РФ разрабатываются специальные программы по предотвращению банкротства.

Источник: https://1bankrot.ru/antikrizisnoe-upravlenie/preduprezhdenie-bankrotstva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.