+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

В чем выражается авторская позиция.

Содержание

Проблема и позиция: как сформулировать или охарактеризовать позицию автора, к аргументам сочинения об этом и их примеры

В чем выражается авторская позиция.

12.02.2020

В предыдущих статьях мы уже разобрались, что такое авторская позиция. А в одном из последних материалов даже поговорили о правилах написания позиции автора. Следующий структурный элемент сочинения — собственная позиция. Если вы разобрались с предыдущими материалами, то усвоите этот шаг невероятно просто.

Собственная позиция — мнение ученика, пишущего сочинение, по проблеме исходного текста. Не по любой проблеме из тех, что есть в тексте, а именно по той, которую выбрали вы. Ваши мысли, эмоции, чувства.

Что такое собственная позиция?

Мнение ученика может не совпадать с мнением автора. Это как минимум нормально, а иногда оппозиционная точка зрения даже приветствуется. Мнение автора далеко не всегда авторитетно, не всегда автор прав.

Не бойтесь писать свои мысли. Но всегда думайте о том, что именно свою позицию вам нужно будет аргументировать в дальнейшем.

Поэтому не стоит писать о своих уж очень радикальных взглядах, потому что могут возникнуть проблемы с аргументами.

Как написать свою позицию?

Пишем по аналогии с позицией автора. Выражаем свое мнение с помощью фраз-клише или другими способами. Стараемся обойтись без заумных и занудных фраз. Достаточно 1-3 предложений. Донесли мысль — останавливаемся, иначе времени не хватит. Собственная и авторская позиции требуют минимальных временных затрат.

Не хотите снова заглядывать в шаблон для сочинения? Продублируем его часть для удобства здесь, приведя примеры основных фраз-клише:

  • Мне близка позиция автора. Я считаю, что …
  • Мне кажется, автор не прав. По моему мнению, …
  • Я считаю, что …
  • Соглашусь с автором частично. Считаю, что …

Приведем пример

Мне близка позиция автора. Как и …, я считаю, что нужно помнить о героях войны. Эти люди подарили нам жизнь, позволили быть независимыми. Каждый, кто приближал победу, достоин уважения, каким бы малым не был его вклад в общее дело.

Источник:

Проблема и позиция. Часть С

Проблема и позиция. Часть С.

ПроблемаПозиция
Отношения человека к жизни (мировоззрение, жизненная позиция).
  1. Нужно стремиться всю жизнь познавать новое.
  2. Нужно задумываться о последствиях своих поступков и ответственности за них.
  3. Нужно стремиться к духовному самосовершенствованию (стать лучше, чище, добрее и т.д. и т.п.).
  4. Нужно стремиться повышать свой образовательный уровень и получить профессию, нужную для общества.
  5. Нужно вести здоровый образ жизни.
  6. Нужно повышать свой культурный уровень
О месте человека в жизни, ценности его, его жизни, его личности.Ценность человека зависит:

  • от его деяний
  • от того, что он оставит после себя
  • от его отношения к другим людям
  • от его душевных качеств
  • Человек должен иметь свое место в жизни.
  • Основа человеческой личности – чувство собственного достоинства, совесть.
Отношение человека к мечтам, талантам.Человек должен:

  1. всегда стремиться к большему
  2. стараться развивать свои способности
  3. не зарывать талант в землю
  4. служить, дарить радость, приносить добро
  5. не бояться трудностей, преград
  6. стараться воплотить  свои мечты в жизнь
Отношение человека к профессии.Нужно искать свою профессию по душе и способностям.Нужно быть профессионалом в своем деле.
Отношение человека к работе.Нужно честно выполнять свою работу, не перекладывать ее на других.Нельзя стыдиться работы, полезной для общества.
Отношение человека к Родине.
  1. Родину  надо любить, облагораживать, защищать и т.д. и т.п.
  2. Отношение к Родине не должно меняться, даже если ты пострадал от власти.
Отношение человека к государству.
  1. Нужно укрепить всеми силами государство, а для этого нужно занимать активную общественную позицию
  2. Молодые люди должны брать на себя ответственность  за судьбу общества и государства, а не своими личными интересами.
Отношение человека к природе.
  1. Нужно жить в гармонии с природой.
  2. Необходимо беречь природу (лес, естественный ландшафт, полезные ископаемые, чистоту океанов, озер и рек, животных)
Влияние природы на человека.
  1. От чистоты окружающего мира, экологии зависит будущее человечества, наше здоровье, здоровье наших детей, судьба человечества.
  2. Природа успокаивает человека, гармонизирует его внутренний мир, помогает понять самого себя.
Взаимодействие человека и природы.
  1. Человек пользуется дарами природы (полезными ископаемыми, воздухом, землей, реками, океанами) и должен следить за тем, чтобы не нанести непоправимый ущерб.
  2. Нужно жить в гармонии с природой.
  3. Человек и природа неразрывно связаны между собой, человек – часть природы.
  4. От состояния окружающего мира, его гармонии зависит состояние внутреннего мира человека.
Отношение человека к животным.
  1. Нужно беречь животных, способствовать сохранению исчезающих видов.
  2. Нужно уменьшить наносимый животным вред, их страдания.
  3. Нужно правильно содержать и воспитывать домашних животных.
  4. Нельзя животных мучить и убивать ради забавы.
Роль животных в жизни человека.
  1. Животные помогают человеку.
  2. Животные – неотъемлемая часть жизни людей.
  3. Без животных невозможна жизнь человека.
  • (Собаки помогают…
  • Кошки …
  • Домашний скот дает…)
  1. Знакомство с животными (в дикой природе, в зоопарке) расширяет кругозор людей, углубляет знания о нашей планете, позволяет отдохнуть душой, увидеть себя со стороны.
  2. Животные помогают больным, спасают в минуту опасности, помогают развитию науки, медицины (эксперименты вначале ставят на них, а потом на человеке).
Отношение человека к другим людям, родным, друзьям.Человек должен:

  1. заботиться о…
  2. помогать, прощать ошибки, недостатки …
  3. быть деликатным, внимательным с …
  4. находить общий язык, компромиссные решения с…
Отношение человека к семье, родителям, детям.Человек должен:

  • стараться беречь семью
  • заботиться о своих родителях
  • думать о будущем своих детей
  • давать детям разностороннее образование
  • прививать нравственные принципы, чувство долга детям
  • пробуждать совесть в детях
Что сближает (разъединяет) людей?Людей сближают общая работа, интересы, преодоление трудностей, воспитание детей, умение ставить себя на место другого человека.Людей разделяют непродуманные поступки, ревность, эгоизм, жестокость, равнодушие.
Что такое:

  1. любовь;
  2. дружба;
  3.  слава;
  4. милосердие;
  5. счастье;
  6. героизм;
  7. интеллигентность;
  8. истинная, а не показная духовность;
  9. фанатизм;
  10. профессионализм;
  11. хамство.
  • любовь
  • дружба
  • слава
  • милосердие
  • счастье
  • героизм
  • интеллигентность
  • духовность
  • фанатизм
  • профессионализм
  • хамство
Отношение человека к радости, горю. Нужно ли уметь радоваться.
  1. Нужно уметь радоваться жизни, видеть приятное, запоминать счастливые.
  2. Нужно уметь достойно  переносить горе, трудности.
Как переносить горе (что пережить трудные моменты)?Трудные моменты помогает перенести вера в себя, в свою правоту.
Что поможет пробудить в человеке чувство сострадания, совесть, чувство красоты, прекрасного.Поддержка близких, пример других людей, чтение книг, созерцание красивого, посещение театра, выставок, при звуках классической музыки, при прогулках по лесу, примеры других людей, правильное воспитание ребенка, пример родителей может пробудить чувство прекрасного в человеке в любой момент, случайно.
Может ли человек простить предательство, измену, ошибки.Как отличить предательство от ошибки, заблуждения.
  • Предательство прощать нельзя, особенно во время войны. Предавший однажды человек предаст и в другой раз.
  • Заблуждения, ошибки простить можно если:
  1. они не повлекли за собой глобальные последствия
  2. смерть людей
  3. человек раскаивается, старается исправить содеянное
  4. глубоко переживает случившееся
  5. осознает свою неправоту
  • Прощать или не прощать измену – это зависит от самого человека (кто-то может, кто-то – нет). Умение прощать зависит от глубины, силы духа, цельности человеческой личности.
  • Предательство – это нанесение вреда общественным интересам, Родине, многим людям, правому делу. Это осознанное решение, поступок человека, понимающего, что он поступает неправильно.
Роль сострадания, милосердия, ревности, эгоизма.Что было бы, если бы этих явлений не было.
Истинная ценность:

  • вещей
  • книг
  • произведений искусства
  • фильмов
  • спектаклей
Их истинная ценность состоит в том, что они дают людям, а не в денежной стоимости (в содержании книг; в том, о чем книги, спектакли и т.д. заставляют задуматься; чему они учат человека; чем помогают или мешают).
Что дает человеку хорошо сделанное дело.Оно дает человеку уверенность в себе, радость, осознание своей нужности.
Как изменилось отношение … (молодежи, детей, стариков) по сравнению с предыдущими поколениями к … (дружбе, книгам, целям в жизни, семье, образованию)См. по тексту.
Роль … (искусства, литературы, книг, эстрады) в … (жизни детей, современном обществе)См. по тексту.
Влияние … на  детей, подростков, молодежь, на отношение детей и родителей.См. по тексту.
Отношение к родному языку.Нужно сохранять его чистоту, беречь от искажения, излишних иностранных заимствований.
Роль родного языка в обществе.Родной язык – это основа нации, без родного языка нет и нации.
Роль техники, науки в современном мире.См. по тексту
Ответственность ученых, известных людей за свои слова, поступки, открытия.Ученый, известный человек должен думать о последствиях своих дел и слов.
Почему надо помнить о героях прошлого, о победе в ВОв, свою историю.
  1. Чтобы знать, какой ценой достался нам наш мир.
  2. Чтобы не повторять ошибок и знать, к чему могут привести те или иные решения правителей.
  3. Чтобы понимать, как развивается человеческое общество.
Вклад солдат, партизаны и гражданских людей в победу над фашистами.Не только солдаты на фронте, но и рабочие на фабриках, заводах, колхозах, партизаны и мирные жители приближали победу.
Кто такой герой.Это человек, который совершает смелые поступки во имя других людей.Это тот, кто ведет за собой других людей по верному пути.
Роль выбора в жизни человека.Выбор определяет судьбу и человека, и общества.
Важность правильного выбора для общества.От выбора общества зависит его будущее.
От чего зависит выбор человека.Выбор человека зависит от нравственных принципов и силы духа человека.
Как надо воспитывать детей, чему их учить.Нужно давать детям всестороннее воспитание (умственное, духовное, физическое), учить добру, умению понимать других людей.
Отношение к памятникам старины, индивидуальному облику городов, деревень.Нужно сохранять памятники старины, индивидуальный облик городов и деревень и т.д. и т.п.
Роль детства в жизни человека.В детстве в человека закладывается все, чем он будет жить дальше.
Отношение к порокам общества.Общественные пороки надо не скрывать, а искоренять.
Роль товарищества, взаимопомощи, сотрудничества, сострадания на войне.Товарищество, взаимопомощь и сотрудничество на войне позволяют спасть тысячи жизней.
Влияние музыки на душу человека.Музыка заставляет задуматься о себе, помогает мечтать, вносит успокоение в душу, радует, просветляет.
От чего зависит наше настроение, что его может изменить.Наше настроение зависит от любой мелочи (песни, улыбки, дождь и т.п.)
От чего зависит счастье.От отношения человека к жизни, от цельности и глубины человеческой личности.

Источник: https://rgiufa.ru/ege/kak-oharakterizovat-problemu-i-pozitsiyu.html

Что такое авторская позиция? Способы выражения авторской позиции в тексте

В чем выражается авторская позиция.

Одним из наиболее часто употребляемых терминов в литературоведении является авторская позиция. Она может стать основой для темы сочинения, статьи, тезисов или эссе. Авторскую позицию в тексте нужно видеть и понимать, как она выражена.

Трансформация термина

Следует сказать, что авторская позиция на протяжении всего развития литературы претерпевала ряд качественных изменений.

В самом начале зарождения массовой литературы (то есть когда литература как вид искусства отделилась от фольклора, перестала носить политический или религиозный характер) оценка автора выражалась в произведении прямо.

Автор открыто мог говорить о том, какой герой ему кажется положительным или отрицательным, выражал свое отношение к происходящему в отступлениях, в выводах.

Со временем такой способ присутствия автора в тексте стал неприемлем, создатель текста стал самоотстраняться, давая возможность читателю самому решать, на чьей он стороне. Этот процесс особенно обострился в 20 веке, данное явление было названо Р. Бартом “смертью автора”. Однако не все исследователи соглашаются с ним, отмечая, что автор в любом случае оценивает ситуацию, выражает свое мнение, просто он делает это скрыто, завуалировано, используя разные средства.

В зависимости от рода литературы и жанра произведения способ выражения оценки может быть различным. Наиболее сложная задача стоит перед писателями, работающими с пьесами или со стихотворениями, ведь они более ограничены в объеме, выборе средств.

Драма

Автор, создающий драматическое произведение, должен быть настоящим мастером слова. Ведь в его арсенале лишь реплики героев. Через речь он должен показать характер своего персонажа. Сам он присутствует в тексте лишь на уровне ремарок. Именно ремарки являются одним из способов выражения авторской позиции в тексте. Рассмотрим драму М.

Горького “На дне”. Авторская позиция по отношению к жителям ночлежки и сложившейся ситуации очевидна: обширные ремарки в начале каждого акта показывают нам ужасающие картины обстановки. Это обшарпанные стены, нависшие потолки, ободранные простыни, куча людей, безразличных друг другу.

Еще одним важным средством авторской оценки являются говорящие фамилии. Этот прием особенно активно использовался в 18 и 19 вв. Например, в пьесе Грибоедова “Горе от ума” герои – Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Фамусов – фамилия, произошедшая от английского “фэймос”, что означает “знаменитый”.

Молчалин и вправду старается молчать, чтобы не сказать лишнего и не потерять надежду на получение очередного чина. Скалозуб – всегда приветлив и нарочито учтив. Авторские позиции в драме выражаются также посредством введения в канву произведения героя-резонера. Этот персонаж воплощает в себе основные идеи автора. Например, в драме А. Н.

Островского “Гроза” таким героем выступает Кулигин. Именно он выражает отношение к провинциальному городу Калинов: “Жестокие нравы, сударь, в вашем городе”.

В стихотворении авторская позиция может быть представлена на двух уровнях: на смысловом и на языковом, внешнем. Любое лирическое произведение наполнено чувством, кроме того, стихотворения в большинстве своем являются воплощением авторских эмоций. Ведь не случайно поэтов часто ассоциируют с их лирическими героями.

На уровне языковом авторская позиция может быть представлена при помощи эпитетов, олицетворениЙ, метафор, антитез, авторских неологизмов. Рассмотрим стихотворение Блока “Фабрика”. Свое отношение к происходящему поэт-символист выражает через мрачную цветовую гамму, он намеренно пишет нетрадиционно слово “жолтый”.

Это усиливает напряжение, придает стихам особую жесткость.

Эпос

В эпосе авторская позиция гораздо важнее, чем в лирике. Ведь в центре изображения эпического произведения какая-либо проблема: философская, нравственная, социальная или политическая. Чем незаметнее и ненавязчивее авторское мнение, тем качественнее выглядит текст.

Выражение авторской позиции проще всего рассматривать на примере русского романа. Один из самых популярных способов, к которому прибегал в своем творчестве Лев Толстой, являются лирические отступления. В таких отступлениях изображаются пейзажи, рассуждения о важных жизненных вопросах.

В лирическом отступлении мнение писателя выражено практически прямо, однако не всегда можно понять без особого осмысления. В пример можно привести концовку романа Тургенева “Отцы и дети”. Тургенев рисует нам живописную природу, которая окружает могилу Базарова.

Тем самым автор показывает, что идеи Базарова были ошибочны, герой слишком заблуждался, когда назвал это прекрасное Божье творение мастерской, в которой человек – работник.

Бывает так, что авторская позиция присутствует лишь на уровне символики. Писатели прибегают к символике имен, цвета, чисел. С этой точки зрения очень интересно выглядит роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор в тексте устранен, именно поэтому Бахтин назвал его полифоническим.

Ведь в тексте присутствует масса , мнений и среди которых с трудом можно различить авторскую. Однако все в романе говорит о том, что Достоевскому важнее всего было провести Евангельскую мысль о том, что жизнь каждого человека самоценна, что нельзя преступить главную Божью заповедь ни ради идеи, ни ради денег, ни ради благих целей.

Активно Достоевский привлекает символы различного уровня. Сама фамилия главного героя рассматривается исследователями с разных позиций, одна из которых напоминает о расколе, произошедшем в истории Русской церкви. Многократное повторение цифр 7, 3 снова отсылает нас к религиозным книгам.

7 дней понадобилось Господу, чтобы сотворить этот мир, 3 – сакральное число для христиан, символизирующее Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Выводы

Таким образом, авторские позиции важны для понимания идейного замысла произведений. Они могут быть выражены по-разному. при прочтении произведений следует обращать внимание, прежде всего, на фамилии и имена героев, детали, которые упоминаются в тексте, одежду персонажей, их портретные характеристики. Также стоит уделять особое внимание пейзажным зарисовкам и лирическим отступлениям.

Источник: https://FB.ru/article/171411/chto-takoe-avtorskaya-pozitsiya-sposobyi-vyirajeniya-avtorskoy-pozitsii-v-tekste

Автор, авторская позиция – психология

В чем выражается авторская позиция.

Автор — тот, кто делает и отвечает за свои действия. Ключевые слова здесь: причина и ответственность. Автор — тот, кто причина. И его же — ответственность.

Автор — тот, кто создает, творит, делает. Автор — кто не реагирует, а осуществляет собственные акции, операции, кто является источником творческой (деятельной) активности. Автор — одно из центральных понятий людях сильных, о тех, кто свою жизнь делает, творит сам. Позиция Автора превращает человека, живущего только как организм — в личность.

Быть автором — приятно и престижно, но только тогда, когда вы делаете что-то достойное. Когда же малыш оказывается автором разбитой чашки, на вопрос: «Кто разбил чашку?» он чаще ответит: «Я ее не разбивал, она сама разбилась». Признавать свою, авторскую ответственность за то, что ты сделал плохо или неудачно — не хочется.

Если это сделал ты, я ищу и завожу отношения с теми, кто мне интересен, я прекращаю отношения с тем, кто мне не интересен.

Авторская жизненная позиция в эмоциональной сфере — преимущественное использование эмоциональных акций. Эмоциональная реакция — проявление позиции Жертвы.

Если, например, в 1 случае из 10 человек реагирует, а не действует — это не значит, что он автоматически становится жертвой. Жертва это тот, кто в 7 случаях из 10 реагирует.

Человек в позиции Автора – не тот, кто живет безукоризненно, а тот готов этому учиться. В достаточной мере не просто встать в позицию Автора в отношении собственных эмоций, научиться отвечать за свои эмоции и настроение, владеть собой. Однако то, что трудно подросткам, уже умеют взрослые люди.

Талантливый переговорщик отвечает за свои эмоции на переговорах так же, как за цифры, которые он озвучивает. Настоящий руководитель отвечает за свои эмоции так же, как за качество своих распоряжений. Любящая мать естественным образом отвечает за то, что своих детей она любит всегда, а не по настроению.

Более всего подталкивает людей к позиции Автора чей-то живой и сильный образец — и своевременное требование: «Ты можешь, ты — справишься, ты — должен!» Один из ключевых моментов в формировании нового поведения и образа жизни, это момент принятия внутреннего решения: «Да, я хочу быть автором своей жизни!» Это решение важно сделать запоминающимся, ярким событием, которое будет поддерживаться не только решением в душе, но и запоминающимся внешним антуражем: обязательствами, произнесенными перед аудиторией, громкими аплодисментами в ответ. Воплотится ли обязательство человека в его жизнь? Можно назвать условия, которые этому способствуют. Главное — это красивый, сильный образец авторского поведения, и чем чаще этот образец находится перед глазами, тем лучше. Второе условие — это компания единомышленников, которые подталкивают человека к подобному образу жизни, поддерживают его, напоминают ему о его решении, подчеркивают его успехи, относятся к нему, как — к Автору.

Если такой компании нет, позицию Автора можно нарабатывать в себе самостоятельно. Чтобы становиться Автором своей жизни, достаточно начать делать достаточно простые вещи. Но важно – их действительно делать! Если вы решили взять обязательства перед самим собой – запишите их. И выполните их!

Автор и Жертва в практической психологии

Как правило, смена клиентом своей позиции на авторскую должна быть подготовлена как установлением контакта с психологом, так и нормализацией состояния клиента. Если девушка совсем в разобранных чувствах, глаза плавают или в слезах, то требовать от нее позиции Автора — преждевременно, до этого нужна работа с эмоциями и состоянием клиента.

Свои отклики вы можете написать сразу, а можете оставить их как комментарии в статье. См.→

Источник:

Авторская позиция в тексте как отражение ценностных ориентаций журналиста

ЖУРНАЛИСТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Н. А. Кузнецова

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ТЕКСТЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖУРНАЛИСТА

В данной статье мы рассматриваем цепочку создания журналистского текста с точки зрения мотивов его написания.

Эта цепочка складывается из следующих звеньев: ценностные ориентации журналиста — мотивы написания — авторская позиция — текст.

Для того чтобы классифицировать ценности, мотивирующие журналистскую деятельность, мы провели исследование, позволяющее, кроме того, сделать прогнозы о том, какой будет журналистика в ближайшие годы.

Ключевые слова: ценностные ориентации, мотивы деятельности, авторская позиция, самовыражение, журналистский текст.

Для начала нам необходимо понять, что сама по себе журналистика на сегодня — явление стандартное, и будет существовать при любых общественных течениях и традициях. Особенности в нее вносят только люди, которые ее создают и используют в качестве инструмента влияния на массы.

Соответственно, для всего общества имеет значение насколько зрелые личности участвуют в современной журналистике. Ключевой вопрос здесь следующий: с какой целью журналист пишет тот или иной текст? Чем он мотивирован? Вопрос сложный и неоднозначный, так как ответить на него зачастую не могут даже сами авторы публикаций.

Это связано с тем, что большая часть правды о собственных мотивах людьми не осознается.

Источник: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/avtor-avtorskaya-pozitsiya-psihologiya.html

Авторская позиция и способы ее выражения

В чем выражается авторская позиция.

После комментированияпроблемы исходного текста нужно научитьсяправильно определять авторскую позицию.

Позиция автора –это его взгляд на проблему исходноготекста, его предложения способов решениявопроса. Авторская позиция может бытьвыражена по-разному:

«1. Четко, прямо,непосредственно:

  • в названии текста;
  • в отдельных предложениях текста;
  • через ряд аргументов.

2. Через модальныйплан текста:

  • риторические вопросы;
  • риторические восклицания;
  • порядок слов;
  • лексические повторы;
  • оценочную лексику;
  • модальные слова и частицы;
  • ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.»8

В текстахпублицистического стиля мнение авторапо проблеме чаще всего заявленонепосредственно, четко и выявлениепозиции писателя не составляет трудадля учащихся.

В текстах жехудожественного стиля оно завуалированопри помощи различных деталей, поэтомуне всегда правильно определяетсявыпускниками.

В этом случае поможетвопрос: «Каково ваше мнение об основнойпроблеме исходного текста? Как авторподводит вас к этому мнению? С какойцелью?» Обычно писатель незаметноподводит своего читателя к определенномувзгляду на поставленный вопрос, такимобразом, авторское и читательское мненияобычно тождественны. Определите своемнение об основной проблеме исходноготекста – оно поможет вам понять позициюавтора.

Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация

Чаще всего мненияавтора и читателя по проблеме исходноготекста совпадают. Но формального согласиянедостаточно( «я разделяю с мнениеавтора»), необходимо сформулироватьтезис и подтвердить его аргументами.

Если же мнениеавтора не разделяется читателем, тонесогласие должно быть выражено этическикорректно. Можно использовать следующиеклише:

  • «Автор, по-моему, не прав, утверждая, что…
  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  • Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
  • Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…!»9

За правильнуюаргументацию собственного мнения попроблеме можно «заработать» 3 балла,опираясь на читательский опыт. Аргументамитакже являются

  • имена исторических деятелей,
  • названия событий,
  • даты,
  • цитаты,
  • различные исторические факты,
  • положения официальных документов,
  • народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы,
  • примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы.

Аргументация всочинении, как показывает опыт, – самыйтрудный этап работы для выпускников,так как небогатый читательский «багаж»и неумение применять знания на практике – распространенная «беда» современныхвыпускников.

Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений

Готовиться ксочинению в формате ЕГЭ нужнопоследовательно и систематично. Например,в 10 классе можно использовать на урокахрусского языка в качестве исходныхтекстов отрывки из художественныхпрограммных произведений, а некоторыевиды тематических контрольных сочиненийна уроках литературы заменить сочинениямив формате ЕГЭ, используя подобные тексты.

Практическаяпольза при этом большая: во-первых,увеличивается количество часов дляподготовки к ЕГЭ (известно, что 1-2 часав неделю уроков русского языка дляподготовки к экзамену недостаточно);во-вторых, не будет «списанных» сочиненийиз готовых вариантов по традиционнымтемам (в Интернете, как говорят ученики,можно найти сочинение на любую тему);в-третьих, детальный анализ отдельныхтекстов художественных произведенийпозволит использовать их в качествеаргументов при написании контрольногоили экзаменационного вариантов;в-четвертых, повысится интерес у учащихсяк более глубокому чтению художественныхпроизведений.

Предлагаю вариантыработы с текстами из художественныхпроизведений. При выборе эпизода нужнопомнить, чтобы в нем затрагиваласьавтором какая-либо общественно значимаяпроблема и звучала позиция автора.

Источник: https://studfile.net/preview/2237646/page:6/

Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте

В чем выражается авторская позиция.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РФ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

Авторская позиция

как выражение субъективного начала

в журналистском тексте

(на материале красноярской прессы в период 1996-1998гг.)

Дипломное сочинение студентки

факультета филологии и журналистики

Н. О. Бомбаковой.

Допущено к защите

«      »  _______________  1999г.

Научный руководитель                                     З.И. Палиева,

кандидат философских наук, доцент

Зав. кафедрой                                                

«      »  _______________  1999г.                  З.И. Палиева,

                                                                           кандидат философских наук, доцент

КРАСНОЯРСК  1999

Введение……………………………………………………3

Глава 1. Профессиональная этика журналиста: авторская позиция как выражение субъективности…………………………………………….7

Профессиональные кодексы об

    объективности в журналистике………………..….7

Субъективность журналиста. Объективность

     как принцип деятельности….…………………….11

Позиция журналиста: сущность и социальная ответственность за её выражение……………….16

Глава 2. Психологические приёмы и способы проявления позиции журналиста……………………….34 

Приёмы открытого проявления позиции журналиста……………………………………………37

1).Антиагитация……..……………………………….38

2).Агитация……………………………………………39

Способы скрытого проявления позиции журналиста.…………………………………………..41

1). Слова-индикаторы………………………………43

2). Авторский домысел………………………….….44

3). Подбор фактов. …………………………………46

4). Апелляция к публике……………………………49

        5). Сравнение…………………………………………52

Заключение……..………………………………………….57

Литература………………………………………………….60

Введение

   Журналистский текст – это особый продукт творчества со своими особенностями и закономерностями построения. Специфика публицистического стиляопределяется единством двух противонаправленных тенденций – к  стандартности и к экспрессивности.

«Тенденция к стандартности означает стремление публицистики к строгости и информативности официально-делового и научного стилей; тенденция кэкспрессивности, к живости и занимательности изложения означает стремление публицистики к доступности и привлекательности форм выражения, характерных дляязыка художественной литературы и разговорной речи» (10, 67).

   В общей же проблеме субъективного начала журналистского творчества меня интересует позиция публициста.

Что значит понятие «авторскаяпозиция» применительно к журналистике? Насколько её выражение в СМИ соотносится с требованием объективности, о котором говорят все вокруг и которое записано вэтических кодексах журналиста? Связано ли выражение позиции с конкретными жанрами журналистского творчества или это не имеет значения? Несёт ли автор завыражение своего мнения какую-либо ответственность перед обществом и, вообще, нужно ли это аудитории? Попытка ответить на эти вопросы стала целью настоящегоисследования.

   Поскольку в последнее время появляется много мнений по поводу, есть ли «объективная журналистика», чьи убеждения выражают журналисты,очевидно, что пресса просто переполнена субъективными оценками авторов. Это обстоятельство определило выбор темы дипломной работы: «Авторская позиция каквыражение субъективного начала в журналистском тексте».

   Задача исследования заключается в том, чтобы, затронув проблему объективности-субъективности журналистики вообще и её этические аспекты и связьс психологией в частности, выявить жанровое своеобразие, а также приёмы и способы выражения позиции журналиста на страницах местных газет.  В соответствии с темой, целью и задачейисследования объектом данной работы стала практика красноярских журналистов за 1996-98 годы. Как предмет исследования была выбрана политика, точнее печатныетексты, в которых нашли отражение политические события трёх обозначенных лет.

   Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе – «Профессиональная этика журналиста:авторская позиция как выражение субъективности» –  автор рассматривает журналистские этические кодексы как  зафиксированные  требования, предъявляемые к журналистам и их текстам.

Далее ярассматриваю некоторые существующие точки зрения на проблему объективности-субъективности журналистики. Последний параграф этой главыпосвящён жанровому отображению позиции и ответственности публициста перед аудиторией за обнародование своей позиции.

   Вторая глава – «Психологические приёмы и способы проявления позиции журналиста» – посвящена непосредственно практической деятельностикрасноярских журналистов.

В этой главе рассматривается психологическая основа появления тех или иных приёмов в прессе.

При этом я разделяю способы открытогои имплицитного воздействия на аудиторию и затрагиваю проблему манипулирования сознанием людей, а также существующее разделение прессы на «жёлтую»  и «качественную».

   Обращаясь к истории исследования данного вопроса, автор столкнулся с определёнными трудностями в поиске литературы по этой проблеме.Достаточно глубоко исследованы языковые средства общения в различных социальных группах. Так, например, составителями сборника «Культура парламентской речи»(11) рассматривается речевое общение депутатов, а Б. В.

Колодкиным (9) – различные приёмы воздействия на сознание молодёжи. Классификация  А. П. Сковородникова (16) строится на томположении, что любое воздействие на сознание читателя есть языковое насилие.

Но если эти указанные работы достаточно новые и некоторые из них будут рассмотреныподробнее в настоящем исследовании, то, обращаясь к литературе по журналистике и психологии, можно отметить, что новых разработок по названной проблеменедостаточно.                   Д. С.

Авраамов (1) об этической стороне журналистики рассуждает с позициипостсоветского общества, также как и  С. К. Рощин (15) о психологическом аспекте журналистики. И очень многое из этихдвух работ было взято для настоящего исследования.

Весьма интересными и познавательными можно назвать научно-популярные издания американскихисследователей – «Четыре теории прессы» (23) и «Беседы о масс-медиа» (2). С некоторыми ограничениями, связанными с национальной спецификой, эти работыоказались полезными для данного исследования.  В основном, автор дипломного сочинения исходил прежде всего из анализапрактической деятельности красноярских журналистов.

   Таким образом, теоретическая значимость работы состоит в попытке выявления феномена авторской позиции журналистского текста, посвящённогополитической тематике, уточнения понятия «субъективность в журналистском творчестве».

  Практическое  применение исследование может найти вучебном процессе – в изучении курса «Теория и методика журналистского творчества», спецпрактикума  «Мастерствожурналиста», а также может быть полезным для журналистов-практиков.

Глава 1. Профессиональная этика журналиста:                                                           авторская позиция и субъективность.

  В последнее время много говорят об ангажированности прессы, о необъективности журналистов, их продажности, что вызывает недоверие аудитории.

Наряду с тем, что свободная и независимая пресса практически повсеместно считается неотъемлемой частью демократического общества, достаточно частоприходится слышать  о политических пристрастиях и потенциальной предвзятости журналистов.

Получается, что пишущиепопросту нарушают нормы профессиональной морали. Рассмотрим основные принципы журналистской этики.

Профессиональные кодексы об объективности в журналистике.

   «Этика – это философская наука, посвящённая общим принципам морали и нравственным решениям, которые людям приходится принимать в общении ссебе подобными.

Журналистская этика – понятие, которым обозначается изучение и практическое применение стандартов профессионального поведения в журналистике,специфика возникающего здесь нравственного выбора.

  В журналистской этике система ценностей и нравственных принципов,как правило, соединяется с проблемой выбора, возникающей в повседневной  деятельности прессы.

В ситуации ценностноговыбора зачастую приходится иметь дело с понятиями «правильно-неправильно»,  со  степенями правоты и неправоты, – журналистский выбор бывает трудносделать»  (2, 237). Подобные нравственные конфликты возникают постоянно, и накопленный опыт их разрешениянашёл своё отражение в профессиональной морали.  Таким образом, существует понятие «журналистская этика», смыслкоторого относится к области принятия решений при отборе новостей.  А понятие «этика в журналистике»подразумевает кодекс поведения. 

   Журналистская этика распространяется на процесс принятия решений в специфических ситуациях, но и здесь выбор должен соотноситься сфундаментальными правилами и принципами.

  Для журналистов это означает необходимость сделать такой выбор, которыйсогласовывался бы с правилами и принципами профессии, записанными в этическом кодексе.

На практике нравственный выбор предполагает определённую свободу впринятии решения, при которой возможны градации правоты и неправоты, поскольку невозможно отыскать нравственное решение, подходящее ко всем случаям жизни.

Некоторые этические нормы и принципы кодифицируются в законе, в этом случае государство требует от своих граждан следовать конкретному правилу или принципув процессе принятия ими решений. Журналистская этика позволяет больше индивидуальной свободы.

   Таким образом, журналист, работник профессии, где так много стандартизированных приёмов, но так мало абсолютных правил, имеет целый спектрвозможных решений, выбирая между этичным и неэтичным поступком. В силу этого обстоятельства многие исследователи, в частности, американцы Э. Деннис и Дж.Мэррилл (23), не могут дать окончательное определение, что составляет «этичное» поведение журналиста.

   Я попыталась проанализировать 5 кодексов поведения журналиста, 4 из которых опубликованы в приложении к работе Д. С. Авраамова (1) и ещё один –в одном из номеров газеты «ТиР» (22).

   Любопытно, что во всех существуют принципы нравственного и безнравственного поведения журналиста. Другими словами, кодексы предписывают нетолько, что можно и нужно делать прессе, но и особо акцентируется, что нельзя.

К примеру, в Хартии телерадиовещателей в части «Действия, несовместимые снормами цивилизованной журналистики» сказано: «Обнародование информации не должно ставиться в зависимость от политических интересов третьих лиц. Недопустимаорганизация информационных кампаний по целенаправленной дискредитации граждан и организаций в конъюнктурных целях.

Недопустимо получение информации обманнымпутём, а также путём запугивания или подкупа. Недопустимо злоупотребление доверием собеседника, а также его особо эмоциональным состоянием, непозволяющим адекватно оценивать последствия высказываний.

Недопустимо преднамеренное распространение информации в форме, провоцирующей панику,массовые волнения и беспорядки, сбои в функционировании транспортных систем и иных систем жизнеобеспечения» (22, 2).

Вообще, обобщая нарушения нормпрофессиональной этики, можно выделить следующие моменты: есть проступки журналистов, нарушающие право людей на получение информации, проступки,ущемляющие право людей на свободу выражения  мнений, также журналист не должен нарушать право чести и достоинстваличности, служебную этику и требования профессиональной чести журналиста.

   Однако, в большей степени, кодексы предписывают, что обязан делать журналист, при этом, не нарушая профессиональную мораль.   В Кодексе профессиональной этикижурналиста, принятом в 1991 году, отмечено следующее: «Статья 2. Правдивость и объективность.

Журналист обязан давать правдивое изображение действительностипутём точной и исчерпывающей информации.

Он излагает факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений, с тем  чтобы общественность получила достаточноматериала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление  о текущих социальныхпроцессах» (1, 240).

Второе положение Международных принципов профессиональной этики журналиста также гласит: «Верность журналиста объективной реальности.Первейшая задача журналиста – гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности.

Журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл и не допуская искажений. Он максимально использует свои творческие способности длятого, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире.

Так, чтобы происхождение,природа и сущность событий, течение и положение дел были поняты как можно более объективно» (1, 234).  Вообще же, Д. С.Авраамов в своём исследовании ссылается на тематический анализ 59 журналистских кодексов, который приводит  финскийучёный Ларс Бруун. На первом месте там стоит то же требование – правдивого и честного распространения информации. Такая статья имеется в 53 из 59разобранных кодексов.

Субъективность журналиста. Объективность как принцип деятельности.

   Если выделить главное из всех профессиональных качеств журналистов, то этим качеством окажется объективность.

Для журналистовобъективность не означает математическую или научную точность, а скорее такое освещение фактов, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений.

Журналистская объективность часто ассоциируется с «перевёрнутой пирамидой» и структурой написания текста, когда факты располагаются сверху вниз всоответствии с их важностью и даётся ответ на вопросы: «кто? что? где? почему? когда? и как?».

Источник: https://www.km.ru/referats/CB66D573FBA04E4D960473A1216A4BD6

Тема, проблематика, идея и авторская позиция

В чем выражается авторская позиция.

  • Тема — общее содержание произведения; то, ЧТО в нём изображается.
  • Идея — основная мысль произведения; то, КАК автор относится к изображаемому.

  • Проблематика — комплекс тех проблем (вопросов), которые поставлены автором в его произведении.
  • Авторская позиция — отношение автора к событиям, происходящим в литературном произведении.

Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.

Тема

В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.

Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.

При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных.

Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).

И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.

Проблематика

Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.

Проблематика может быть:

  • нравственной;
  • психологической;
  • социальной;
  • философской.

Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:

  • анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
  • психологическая (выбор человеком своего пути);
  • всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
  • философская (добро и зло, вера и отрицание).

При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.

Идея

Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.

Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).

Авторская позиция

Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода.

И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.

При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.

Как определить тему, проблематику и идею литературного произведения

  • Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
  • Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора:
    • нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.

      ); 

    • психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад); 
    •  социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком); 
    • философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни).

       

    Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику. 

  • Подумайте, как решает автор те проблемы, которые поставлены им в литературном произведении. Какой вывод мы можем сделать на основании этого авторского решения? Ответ на этот вопрос и станет определением идеи литературного произведения.

  • Согласны ли вы с авторским решением проблемы? Можно ли назвать его объективным? 

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.

Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.

Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».

Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.

Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?

Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/tema_problematika_ideya_i_avtorskaya_poziciya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.