+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Увольнение за недопуск. Лишение допуска к гостайне Восстановить допуск к гостайне судебная практика

Содержание

Дело № 205-В11-12 от 12.05.2011 – Военная коллегия, надзор

Увольнение за недопуск. Лишение допуска к гостайне Восстановить допуск к гостайне судебная практика

Дело №205-В11-12

от 12 мая 2011 года

председательствующего Крупнова И.В.,

Северо-Кавказского военного округа, военного комиссара Ростовской области и начальника отдела (военного комиссариата Ростовской области по Октябрьскому и Ворошиловскому районам г. Ростова-на-Дону), связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава отдела.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В.

, изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание решения и последующих судебных постановлений, мотивы надзорной жалобы и вынесения определения о возбуждении надзорного производства, и мнение прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры Дворцова СВ., полагавшего необходимым удовлетворить надзорную жалобу, направить дело на новое рассмотрение, Военная коллегия

установила:

решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 1 июня 2010 года Кравченко отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконными приказ командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 8 февраля 2010 г. № 037 в части увольнения с военной службы в связи с лишением допуска к государственной тайне и приказ начальника отдела (военного

комиссариата Ростовской области по Октябрьскому и Ворошиловскому районам г. Ростова-на-Дону) от 16 марта 2010 г.

№ 34 в части исключения из списков личного состава отдела, а также обязать командующего войсками округа уволить его в запас в связи с организационно-штатными мероприятии после обеспечения положенным довольствием и предоставления во внеочередном порядке жилья, признать незаконным бездействие военного комиссара Ростовской области по не реализации приказа командующего войсками округом о его назначении на другую должность и взыскать с военного комиссара денежную компенсацию морального вреда.

В обоснование принятого решения суд указал, что Кравченко перед увольнением не высказывал просьб о прохождении военной службы на должностях, не связанных с допуском к государственной тайне, либо об увольнении в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а после лишения допуска к государственной тайне приказ о назначении его на должность, требующей такого допуска, не мог быть реализован.

Кассационным определением Северо-Кавказского окружного военного суда от 21 июля 2010 г. решение оставлено без изменения, а кассационные жалобы заявителя и его представителя – без удовлетворения.

Определениями судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 19 ноября 2010 г. в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции заявителю отказано.

В надзорной жалобе Кравченко, утверждая о существенном нарушении судами норм материального права, выразившемся в оставлении судами без внимания положений закона о праве выбора военнослужащим оснований увольнения при наличии нескольких из них, а также о возможности увольнения военнослужащего в связи с лишением его допуска к государственной тайне только при отсутствии других оснований к увольнению и при наличии указаний на это в контракте, просит судебные постановления отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Также Кравченко утверждает о неправильной оценке судами установленных в суде обстоятельств, указывающих .

на допущенные командованием нарушения, связанные с зачислением его в распоряжение, нереализацией приказа о назначении его на другую должность, не выяснением наличия вакантных должностей, на которые он мог быть назначен в декабре 2009 г., неполным расчетом его перед исключением из списков личного состава отдела.

Кроме того, в жалобе указывается на то, что исследованный в судебном заседании рапорт заявителя от 16 сентября 2009 г. с просьбой об увольнении в связи с организационно-штатными мероприятии не получил оценки в решении суда.

Рассмотрев материалы гражданского дела и доводы надзорной жалобы, Военная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судом при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Из материалов дела следует, что военный комиссар Егорлыкского района Ростовской области Кравченко приказом командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 8 февраля 2010 г.

№ 037 был уволен с военной службы по п. «г» ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» – в связи с лишением его 17 декабря 2009 г.

допуска к государственной тайне из-за нарушений им режима секретности.

Согласно п. «г» ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. «г» ч. 4 ст.

34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с лишением допуска к государственной тайне – при лишении допуска к государственной тайне военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения.

названных правовых норм указывает на то, что военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с лишением допуска к государственной тайне только в том случае, если отсутствует возможность назначения его на другую воинскую должность и не имеется других оснований для увольнения.

При таких данных существенное значение для дела имело выяснение судом наличия возможности назначения Кравченко на другую воинскую должность и отсутствие у него других оснований для увольнения.

Однако данные обстоятельства судом должным образом выяснены не были. Из протокола судебного заседания от 1 июня 2010 г. следует, что судом по ходатайству представителя командующего войсками округа была приобщена справка начальника управления кадров Северо-Кавказского военного округа об отсутствии вакантных должностей на 8 февраля 2010 г.

Между тем в ходе рассмотрения дела по существу эта справка судом не исследовалась и вопрос о возможности назначения заявителя на другие воинские должности не выяснялся, в связи с чем осталось неясным, какие конкретно должности могли быть предложены заявителю с учетом его образования и военно-учетной специальности, а также возможность его назначения на эти должности в период с 17 декабря 2009 г. по день издания приказа об увольнении Кравченко с военной службы.

Допущенные судом нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможно установление правомерности требований заявителя о восстановлении его права на прохождение военной службы.

Кроме того, в суде установлено, что в связи с проведением организационно-штатных мероприятий заявитель с его согласия был назначен приказом командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 12 ноября 2009 г. № 0413 на низшую должность, замещение которой требовало наличия у него допуска к государственной тайне. ” “

Выписка из названного приказа поступила в военкомат после окончания 30 ноября 2009 г. организационно-штатных мероприятий и лишения 17 декабря 2009 г. Кравченко допуска к государственной тайне – 21 декабря 2009 г.

В связи с этим приказ о назначении заявителя на должность реализован не был и по этому основанию он был отменен приказом командующего войсками округа от

8 февраля 2010 г. № 037 с одновременным увольнением заявителя с должности [скрыто] [скрыто] области.

Изложенное указывает на то, что заявитель до 1 декабря 2009 г. исполнял обязанности [скрыто], а после окончания организационно-штатных мероприятий был уволен с военной службы в запас.

Согласно п. «а» ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Следовательно, утверждение Кравченко о возможности его увольнения по названному основанию заслуживает внимания.

То обстоятельство, что заявитель до окончания организационно-штатных мероприятий был назначен на другую должность в данном случае правового значения не имеет, поскольку приказ о назначении реализован не был по причине лишения Кравченко допуска к государственной тайне и в последующем отменен.

Таким образом, судебные постановления подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд.

При новом рассмотрении дела суду также следует проверить доводы жалобы в части незаконности увольнения заявителя с военной службы без предоставления жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 386-388, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Военная коллегия

определила:

решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 1 июня 2010 г. и кассационное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 21 июля 2010 г. по заявлению Кравченко [скрыто] отменить, а дело направить в

Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд на новое рассмотрение.

«ВЕРНО»

Судья Верховного Суда Российской Федерации

.В. Крупное

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/205-%D0%B211-12/

Ограничения при допуске к государственной тайне 1, 2 и 3 формы

Увольнение за недопуск. Лишение допуска к гостайне Восстановить допуск к гостайне судебная практика

У большинства допуск к гостайне ассоциируется лишь с ограничением выезда за рубеж. Главный вопрос у тех, кто собирается получить доступ к секретным сведениям — именно поездки за границу.

Однако ограничения прав и свобод начинаются уже при оформлении допуска к государственной тайне, на этапе проверок кандидата. В дальнейшем контролируется не только выезд за границу, но и выборочно — иное поведение гражданина.

Доступ к секретным сведениям необходим гражданам и юридическим лицам для выполнения служебных или договорных обязательств. Оформлением допуска для должностных лиц занимается работодатель перед назначением кандидата на должность. Для получения доступа к секретным данным организации обязаны предварительно получить лицензию ФСБ на гостайну с оформлением допуска нужной степени на руководителя.

Форма допуска зависит от важности сведений, к которым предоставляется доступ. Они соотносятся так:

  • Допуск секретности 3 формы = сведения под грифом «Секретно»
  • Допуск секретности 2 формы = сведения под грифом «Совершенно секретно»
  • Допуск секретности 1 формы = сведения «Особо важные».

Ограничения при оформлении допуска к гостайне

Об этом мало кто думает, но уже на этапе получения доступа права кандидата могут быть ограничены. При заполнении анкеты по форме 4 гражданин даёт согласие на проведение проверочных мероприятий со стороны работодателя и ФСБ. Проверка работодателя обычно заключается в сверке данных в документах, и это характерно для оформления доступа по форме 3.

В случае предоставления более серьёзных полномочий за дело берётся ФСБ, и здесь проверка может быть связана с запросом дополнительных сведений в ведомствах и государственных органах, ознакомлении с личными делами на предыдущих местах работы, изучении личных дел близких родственников, в особо важных случаях — запрос данных о содержании переписки или телефонных переговоров у оператора связи, перекрестная проверка и т. д.

Мало кто воспринимает эти мероприятия как ограничения прав при допуске к гостайне. Однако именно на этапе проверки ограничиваются конституционные права претендента на неприкосновенность частной и семейной жизни, телефонных переговоров и прочие основополагающие права и свободы.

Выезд за границу

При 3 форме допуска ограничений практически нет, в том числе и при выезде за границу. Если в других случаях в анкете на загранпаспорт требуется указывать наличие/отсутствие допусков к гостайне, то к 3 форме допуска это не относится — можно поставить прочерк.

Это связано с тем, что к сведениям с грифом «Секретно» принадлежит в основном служебная информация с пометкой «ДСП», куда относятся различные инструкции по делопроизводству, учёту, списки допустимых в работе устройств и обозначений. Допуск необходим лишь формально для назначения на должность по номенклатуре.

При этом сотрудник за всё время работы может так никогда и не увидеть реально засекреченных документов.

Вероятно, поэтому такие сотрудники не представляют особой ценности для охотников за секретными сведениями, а значит, могут беспрепятственно выезжать за рубеж при допуске 3 степени секретности. Для фирмы с лицензией ФСБ на руководителя в большинстве случаев оформляется именно 3 форма.

При 1 и 2 форме допуска к гостайне всё сложнее. При назначении на должность трудовым контрактом предусмотрен запрет на выезд за рубеж в течение 5 лет со дня реального ознакомления с документами или информацией, отнесенными к категориям «Сов. Секретно» или «Особой важности». Если того требуют интересы государства, Межведомственная комиссия вправе распространить этот период до 10 лет.

Учите, что запрет на выезд при допуске к гостайне 1 и 2 формы не обязателен, но возможен при наличии обстоятельств:

  • -сотрудник реально работал с информацией, отнесённой к категории «Особо важно» и «Совершенно секретно»;
  • -степень секретности 1 или 2 на момент запроса на выезд за границу;
  • -цель и обстоятельства выезда, которые связаны/не связаны с работой;
  • -страна, которую планирует посетить гражданин (относится к списку недружественных, поддеживающих санкции, с повышенной террористической или экстремистской опасностью и т. д.).

Оформление загранпаспорта и документов для выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени секретности, также имеют свои особенности:

  • -чтобы оформить в ФМС заграничный паспорт, нужно разрешение режимно-секретного подразделения компании, согласованное с ФСБ;
  • -при отрицательном заключении РСП и ФСБ в 90% случаев в выдаче загранпаспорта отказывают;
  • -даже если вы получили все разрешения, оформление загранпаспорта в ФМС растягивается до 3-х месяцев;
  • -о каждом намерении покинуть страну придётся сообщать в режимно-секретное подразделение своей организации т. к. нужно получить разрешение и в большинстве случаев по внутренним инструкциям организации загранпаспорт лиц, допущенных к гостайне, хранится в РСП и может быть передан сотруднику лишь при согласовании выезда.

Ограничение на обращение со сведениями, содержащими гостайну

В законе «О гостайне» предусмотрен запрет на сообщение секретных сведений полностью или в части, а также в любом виде в открытый доступ, третьим лицам, не имеющим оснований для получения таких данных. То есть, гражданин, имеющий допуск к гостайне и ознакомленный с секретными документами, не вправе разглашать их содержание, копировать, распространять, публиковать полностью или фрагментами.

Также ограничения касаются порядка обращения с носителями секретных данных. Сотрудник, допущенный к гостайне, не может выносить документы за пределы режимного объекта, переносить данные на внешние носители данных и хранить их в нарушение установленного порядка.

Запрет касается и использования секретных разработок. Нельзя использовать их при демонстрации изобретений и промышленных прототипов, приводить в пример в научных и новостных публикациях, описывать в обзорах оборудования, методов и технологий, иными способами обнародовать засекреченные данные.

Также запрещено вывозить за границу полностью или частично секретные разработки в виде чертежей, прототипов, моделей, планов и опытных образцов, за исключением специально предусмотренных случаев. Ограничение касается и технического сотрудничества с государствами-союзниками.

Иные ограничения при допуске к гостайне

Каждое ведомство вправе принимать собственные документы, определяющие правила поведения и выполнение служебных функций для своих сотрудников при работе с секретными сведениями.

Так, например, Минобороны РФ запретило заносить смартфоны, аудио- и видеозаписывающие устройства, GPS-трекеры и прочие устройства передачи информации в военные части, где производится обработка государственной тайны.

Для сотрудников ВС РФ и правоохранительных органов выпущены рекомендации, ограничивающие использование соцсетей и распространение сведений о службе и работе в сети Интернет.

Статья по теме: Ограничения для военнослужащих, работающих на режимных объектах

Оформляете допуск к государственной тайне и есть вопросы? Обращайтесь, консультации бесплатны.

Источник: https://srodopuski.com/ogranicheniya-pri-dopuske-k-gosudarstvennoj-tajne.html

Как проходит проверка при допуске к секретности

Увольнение за недопуск. Лишение допуска к гостайне Восстановить допуск к гостайне судебная практика

Для большинства служащих ограничения, которые связаны с формами секретности, выражаются в том, что им запрещено пересекать границы страны. Начиная с 3 формы секретности, положены доплаты.

Несмотря на это, ограничения многих отпугивают. Есть немало дополнительных условий для категорий лиц, о которых сообщается лишь в отдельных документах.

Важно понимать, что сама по себе форма секретности не запрещает выезда за пределы страны.

О допуске к государственной тайне

Допуск к государственным тайнам предназначается служащим, которым для выполнения своих функций нужно пользоваться документацией, представляющей собой секретные данные. Кроме того, допуск могут давать и предприятиям, которым также необходимо пользоваться секретной информацией.

Начиная с 3 формы допуска к секретности, его оформляют по месту службы. Предприятиям, чтобы пользоваться подобными данными, необходимо оформить лицензию Федеральной службы безопасности РФ. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.

Об ограничениях

Первым ограничением, связанным с допуском к государственной тайне, является запрет на выезд за границу. Сроки, на которые накладывается данный запрет, устанавливаются трудовым соглашением.

Запрет на выезд за пределы страны является действительным и какое-то время после увольнения сотрудника. Таможенная служба всегда связывается с Федеральной службой безопасности, когда люди с 3 формой допуска к секретности пересекают границу.

Однако служащим с этой формой допуска не приходится сталкиваться с более серьезными ограничениями.

О третьей форме

Кроме подписания договора о неразглашении, люди с данной формой практически не сталкиваются с запретами. Нередко 3 форма секретности предоставляется номенклатурным работникам. По факту служащий этой категории не соприкасается с секретными сведениями.

По этой причине выезд с 3 формой допуска к секретности за границу разрешается. Федеральная служба безопасности считает лиц, обладающих данным допуском, достаточно безобидными.

В 2018 с 3 формой секретности выезд за границу возможен без указания в анкетах ФМС о том, что она имеется.

О первой и второй формах

Гораздо сложнее выезжать за границу лицам с 1 и 2 формами допуска. В отличие от лиц с 3 формой секретности, ограничения по выезду за границу здесь серьезнее. На протяжении 5 лет с момента ознакомления с засекреченными данными такие люди не имеют права покидать пределы страны. Более того, лицам данных категорий запрет могут продлить на срок до 10 лет.

Однако не стоит полагать, что 1 и 2 формы допуска означают обязательный запрет на выезд за границу. Окончательное решение определяется с учетом множества дополнительных факторов. К примеру, при вынесении решения о накладывании ограничений при 3 форме допуска к секретности учитывают, работает ли лицо непосредственно с самой засекреченной документацией.

Также учитывают цели выезда, степень засекреченности сведений на момент пересечения границы.

Если лицо, обладающее 1 либо 2 степенью допуска, выезжает за границу, ему нужно согласовывать это решение с представителями ФСБ. Если же они согласия не дадут, в выдаче паспорта может быть отказано.

Если решение Федеральной службы безопасности будет положительным, заграничный паспорт могут оформлять в течение 3 месяцев. В большинстве должностных инструкций прописано, что заграничный паспорт хранят в специальном отделе.

Его отдают лишь с согласия представителей ФСБ.

При оформлении допуска к государственной тайне лицо дает согласие на то, что его права могут ограничиваться. По этой причине обжаловать запрет в судебном порядке нельзя.

Начиная с допуска к 3 форме секретности, нужно готовиться к тому, что суды встанут на сторону государства при защите государственной тайны. Специалист может добиться сокращения сроков, на которые накладываются ограничения.

В таком случае нужно доказать, что срок ограничений необоснованно долгий.

Распространение информации

Лицам, допущенным к секретным данным, запрещается разглашать соответствующую информацию. Кроме того, при 1 и 2 формах секретности имеются ограничения, связанные с правилами хранения и передачи засекреченных государственных сведений. Также нередко запрещается использовать открытия, которые представляют собой государственную тайну.

Но нужно учитывать, что признаком секретности в 3 форме не может быть запрет на использование вне предприятия какого-либо прибора, который засекречен. На лиц с 1 и 2 формой допуска может накладываться запрет на вывоз чертежей, прототипов изобретений, которые также относятся к государственной тайне.

Не допускается использовать засекреченные данные в качестве аргумента или примера в публикациях либо научных работах.

Неприкосновенность

Важно учитывать, что даже при оформлении 3 формы секретности может нарушаться право лица на неприкосновенность частной жизни. Так, сотрудники ФСБ проверяют все сделки, операции по банковским счетам, делают запросы во всевозможные органы, чтобы получить информацию о лице.

Те, кто проверяет при 3 форме секретности жизнь подопечного, ту же процедуру проводят и в отношении членов его семьи. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни может проявиться лишь во время предварительных проверок.

В дальнейшем право могут нарушить лишь по особым основаниям, которые отмечены в законодательстве.

О государственной тайне

Государственная тайна может относиться к военной, экономической, разведывательной сфере. Разглашение сведений данного характера должно наносить ущерб интересам государства. Нужно учитывать, что признак секретности в форме 3 — информ в поле заполняется определенными цифрами.

Ограничения на распространение засекреченных сведений возникает с момента их создания. Чтобы упорядочить этот процесс, официальные органы создают соответствующие нормативные акты. Существуют официальные перечни информации, которая подлежит засекречиванию. Используя данные перечни, выносят решение о присвоении степени секретности данным, проводят ограничительные мероприятия.

Помимо этого, официально составлен перечень сведений, которые никогда не могут быть отнесены к государственной тайне. В него включены данные о чрезвычайных происшествиях, состоянии экологии, о привилегиях для отдельных категорий лиц, о нарушении прав и свобод, размерах золотого запаса, состоянии здоровья высших должностных лиц РФ, нарушении законов официальными органами власти.

О степенях секретности

Степень секретности устанавливается с учетом того, какой ущерб государственным интересам нанесет разглашение данных. Всего имеется 3 формы секретности – «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Применение данных грифов для сведений, которые не являются государственной тайной, недопустимо.

О рассекречивании

Среди оснований для того, чтобы рассекречивать сведения, которые ранее являлись государственной тайной, перечисляют взятие на себя РФ обязательств по обмену сведениями. Также это могут совершить из-за изменения текущей ситуации, по причине которой дальше оставлять сведения засекреченными смысла не имеет.

Сроки засекречивания информации не могут превысить 30 лет. Впрочем, встречаются исключительные случаи, когда межведомственная комиссия выносит решение продлить срок засекречивания.

О порядке оформления допуска

Государство утвердило особую инструкцию, регулирующую процедуру оформления допуска к засекреченным данным. Для начала претендент предоставляет целый пакет документации, содержащей сведения о нем.

Далее его знакомят с соответствующими законами, чтобы он решил, сумеет ли справиться с работой, связанной с секретными сведениями.

Важно, чтобы его согласие было зафиксировано, поскольку в дальнейшем его гражданские права будут ограничиваться.

Уже после этого начинаются тщательные проверки претендента и членов его семьи. Если речь идет о 1 либо 2 форме допуска к секретности, мероприятия проводятся активные. При 3 форме проверки осуществляются, когда появляются сомнения в сведениях, предоставленных претендентом.

Далее ему разъясняют законодательство, действующее в данной сфере. Он в обязательном порядке должен быть проинформирован об ответственности за разглашение государственной тайны.

Решение о предоставлении допуска принимается военным комиссаром. Если речь идет о руководителях государственных предприятий либо органов, решение принимают те, кто их утверждал в должности.

О социальных гарантиях

Помимо этого, всем, кто допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляется перечень социальных гарантий.

Среди них перечисляют доплаты к заработной плате, также лицам с допуском предоставляется преимущественное право оставления на работе при проведении штатных мероприятий. Также подобным лицам предоставляют процентные надбавки к заработной плате за трудовой стаж.

Нужно учитывать, что минимальными будут доплаты за секретность 3 формы, с повышением степени допуска доплаты будут расти.

Порой допуск к государственной тайне может прекращаться по решению официальных органов.

В качестве причины могут выступать расторжение трудового договора, нарушение по обязательствам, связанным с государственной тайной. Также прекращение доступа может спровоцировать расторжение трудового соглашения.

Если лицо лишается допуска к засекреченным сведениям, оно продолжает сохранять за собой обязательство по неразглашению данных.

О трудностях

В действительности при оформлении допуска к государственной тайне возникает множество трудностей. Все дело в том, что форм существует немало, а порядок оформления строг.

Так, на первом этапе на предприятии, имеющем отношение к засекреченным сведениям, создается список должностей, которым понадобится допуск к ГТ. Список утверждает руководство предприятия.

Здесь могут упоминаться и сотрудники, чей допуск к ГТ может быть связан с выполнением задач в иных организациях, куда они направляются в командировки по распоряжению своего руководства.

Список этих должностей пересматривают 1 раз в 5 лет.

На 2 этапе лица, для которых предусматривается допуск к ГТ, проходят анкетирование. Они указывают достоверные сведения о своей личности. Впоследствии эти анкеты заверяют печатями предприятия.

На 3 этапе происходит сверка указанных в анкете данных с личной документацией. В обязательном порядке происходит уточнение ответов на ряд вопросов. К примеру, нужно выяснить, имел ли ранее сотрудник допуск к засекреченным сведениям.

Вынеся решение, соответствующие органы информируют о нем руководство организации. Это проделывают как в письменной, так и в устной форме.

На 4 этапе предприятие при необходимости проверяет данные о сотруднике, собранные с предыдущего места его работы.

Если оформляется 1 и 2 форма допуска, предприятие в обязательном порядке направляет представителям ФСБ документацию с мотивационным письмом о том, что сотрудника нужно допустить к засекреченным данным. Важно, чтобы там указывалась должность, число лиц, имеющих допуск. Также нужно указывать обстоятельства, которые влияют на вынесение решения о допуске.

На лицо, для которого оформляют 1 либо 2 форму допуска, заводят отдельную карточку. Если он перейдет на работу в иное предприятие, именно эту карточку пересылают туда. Новую переоформляют лишь в случаях, когда предыдущую по какой-либо причине уничтожили. Карточку в обязательном порядке должно утвердить руководство организации.

Далее взаимные обязательства сотрудника и предприятия оформляются в отдельном контракте. Этот документ выступает в качестве приложения к трудовому договору.

Что такое допуск к гостайне

Большинство вопросов, связанных с государственной тайной (ГТ), регулирует Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1.

Допуск к государственной тайне означает оформление доступа к информации, элементу ГТ (относительно граждан), а для юридических лиц — это получение ими права провести работы с применением таких данных.

Какие бывают допуски и что это значит

Источник: https://document-expert.ru/novosti/kak-prohodit-proverka-pri-dopuske-k-sekretnosti.html

Лишение допуска к государственной тайне судебная практика

Увольнение за недопуск. Лишение допуска к гостайне Восстановить допуск к гостайне судебная практика

Между тем в ходе рассмотрения дела по существу эта справка судом не исследовалась и вопрос о возможности назначения заявителя на другие воинские должности не выяснялся, в связи с чем осталось неясным, какие конкретно должности могли быть предложены заявителю с учетом его образования и военно-учетной специальности, а также возможность его назначения на эти должности в период с 17 декабря 2009 г. по день издания приказа об увольнении Кравченко с военной службы.

Допущенные судом нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможно установление правомерности требований заявителя о восстановлении его права на прохождение военной службы.

Кроме того, в суде установлено, что в связи с проведением организационно-штатных мероприятий заявитель с его согласия был назначен приказом командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 12 ноября 2009 г.

An error occurred

Аналогичное условие — об обязательном сообщении в кадровый аппарат обо всех известных работнику случаях оформления документов на выезд на постоянное место жительства в другое государство его или его жены близкими родственниками — также желательно включить в трудовой договор с работником.

Еще раз отметим, что основанием прекращения допуска к государственной тайне является оформление указанными лицами соответствующих документов, а не высказанное в устном порядке намерение.

5. Выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации. Какие действия считаются создающими угрозу безопасности Российской Федерации, Закон РФ «О государственной тайне» не поясняет.

Если основанием прекращения допуска к государственной тайне является выявление у работника медицинских противопоказаний к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, решение работодателя о прекращении допуска к государственной тайне обосновывается медицинским заключением.

Утвержденное руководителем организации заключение об отстранении работника от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, является основанием для отстранения работника от указанной работы, и, как представляется, издания какого-либо дополнительного распорядительного акта (приказа или распоряжения) об отстранении не требуется.

Веремеенко Д.Л.

был уволен со службы в органах наркоконтроля с 14 ноября 2012 года по подпункту 12 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года № 613, в связи с однократным грубым нарушением или систематическим нарушением служебной дисциплины.

14 мая 2013 года в позицию 8 карточки формы № 1, оформленной на Веремеенко Д.Л., была внесена запись о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, заверенная подписью начальника Управления ФСКН России по Амурской области.

На основании решения Благовещенского городского суда Амурской области от 21 октября 2013 года Управлением ФСКН России по Амурской области был издан приказ от 23 октября 2013 года № 117-лс о восстановлении Веремеенко Д.Л. в должности …

Судебная практика по лишению допуска к государственной тайне форма

РФ, в отношении которых вынесены оправдательные приговоры.

Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом его осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные уголовным законодательством правовые последствия (пункт 1.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.03.

2003 N 3-П «По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1 — 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан»).

Судебная практика по лишению допуска к государственной тайне форма 4

С 14 ноября 2012 года был незаконно уволен со службы. По решению Благовещенского городского суда Амурской области от 21 октября 2013 года восстановлен на службе в прежней должности. 22 октября 2013 года, приступив к работе, Веремеенко Д.Л. узнал о том, что ранее оформленный допуск к государственной тайне с 14 мая 2013 года ему был прекращен.

Истец полагал, что действия и решение начальника Управления ФСКН России по Амурской области о прекращении ему допуска к государственной тайне являются незаконными, поскольку предусмотренных статьей 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» оснований для прекращения допуска не имелось.

Следовательно, утверждение Кравченко о возможности его увольнения по названному основанию заслуживает внимания.

То обстоятельство, что заявитель до окончания организационно-штатных мероприятий был назначен на другую должность в данном случае правового значения не имеет, поскольку приказ о назначении реализован не был по причине лишения Кравченко допуска к государственной тайне и в последующем отменен.

Таким образом, судебные постановления подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд.

При новом рассмотрении дела суду также следует проверить доводы жалобы в части незаконности увольнения заявителя с военной службы без предоставления жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 386-388, п. 2 ч. 1 ст.

Судебная практика по лишению допуска к государственной тайне с 2010 года

После восстановления на службе по решению суда в отношении Веремеенко Д.Л. были проведены проверочные мероприятия органами ФСБ, и с 21 января 2014 года он допущен к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

В период с 22 октября 2013 года по 20 января 2014 года Веремеенко Д.Л. не работал со сведениями, составляющими государственную тайну, поэтому оснований для выплаты ему надбавки к должностному окладу за секретность не имелось.

Решением Амурского областного суда от 11 апреля 2014 года в удовлетворении исковых требований Веремеенко Д.Л. отказано.

В апелляционной жалобе Веремеенко Д.Л.

Федерации» к числу действий, создающих угрозу безопасности, относятся выступление гражданина за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, другие действия.

К таковым также могут быть приравнены действия по финансированию, планированию террористических (экстремистских) актов, поддержка террористической (экстремистской) деятельности.

В остальном же квалификация действий в качестве угрожающих безопасности страны производится органами безопасности по внутренним методикам при решении вопроса об оформлении первичного допуска к государственной тайне и заключении трудового договора.

Однако, как представляется, информация о таких действиях может стать известной органам безопасности и в течение трудовой деятельности работника (например, при служебных проверках, переоформлении допуска, оформлении допуска к следующей категории секретности и др.).

6.

Важно Порядок предоставления указанных сведений (с определенной регулярностью, по требованию кадрового аппарата) определяется в локальных нормативных актах организации, регламентирующих порядок защиты государственной тайны.

Указанные противопоказания должны быть выявлены еще при оформлении допуска к государственной тайне. Однако состояние здоровья работника может ухудшиться и в процессе трудовой деятельности.

Источник: https://vlgdosulaw.com/lishenie-dopuska-k-gosudarstvennoy-tayne-sudebnaya-praktika/

Увольнение при отказе в допуске к государственной тайне

Увольнение за недопуск. Лишение допуска к гостайне Восстановить допуск к гостайне судебная практика

Отдел безопасности разработал номенклатуру должностей, для которых должен быть оформлен допуск к гостайне. Сотрудники отказываются оформлять необходимые документы, ссылаясь ст.

21 закона » О государственной тайне»: » Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке». Директор по безопасности настаивает на применении мер дисциплинарного воздействия к данным сотрудникам , вплоть до увольнения.

Какие основания для этого существуют? В настоящее время у сотрудников в Трудовом договоре отсутствует обязательство по соблюдению гостайны.

Ответы юристов (1)

Добрый день, Лилия! В данном случае налицо не знание трудового законодательства ваши директором по безопасности. Отказ от оформления допуска к гос. тайне никак не может быть расценен как дисциплинарное нарушение и тем более не может служить поводом для расторжения трудового договора по инициативе работодателя в порядке ст. 81 ТК РФ.

Но есть другой момент — согласно п.10 ст.83 ТК РФ, трудовой договор может быть прекращён по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в случае прекращение допуска работника к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска. В данном случае напрямую эту норму применить нельзя, так как не у работников прекратился доступ к гос.

тайне, а должности стали требовать наличие такого допуска. Но в этом случае можно применить так называемую аналогию закона, и прекратить договор по этому основанию, так как работник не может исполнять свои обязанности без получения допуска. Кроме того, работодатель может воспользоваться правилами ст.

74 ТК РФ изменить условия трудового договора и включить в них обязательный допуск к гос. тайне для занятия конкретной должности.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Увольнение за недопуск

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Это определено в ст. 11 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.

2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

О ситуации, связанной с отказом в допуске в качестве основания для расторжения трудового договора, в Законе № 79-ФЗ не упоминается.

В силу ст. 73 Закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом. Обратимся к Трудовому кодексу РФ.

В пункте 10 ст. 83 ТК РФ содержится аналогичное основание для прекращения трудового договора — прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует его. О неполучении допуска в Трудовом кодексе РФ также ничего не говорится.

В пункте 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.

2010 № 63 (далее — Инструкция), определено: если по характеру выполняемых должностных обязанностей предусмотрен доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Кроме того, согласно подп. 16 ч. 1 ст. 44 Закона № 79-ФЗ кадровая служба должна проверять достоверность представляемых гражданином данных, в частности наличие допуска установленной формы к сведениям, составляющим гостайну.

Таким образом, гражданин не может быть назначен на соответствующую должность до момента оформления допуска к государственной тайне. Если это произошло, значит, гражданин назначен на должность с нарушением норм трудового законодательства.

Обратите внимание на положение п. 15 Инструкции. В нем сказано, что допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен, в частности, при возникновении обстоятельств, являющихся в соответствии с п. 12 Инструкции основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

Ошибочным считается вывод на основании данной нормы о том, что понятие «прекращение допуска к государственной тайне» охватывает в том числе отказ в его предоставлении. В пункте 15 Инструкции речь идет именно об указанных в п. 12 обстоятельствах, которые одновременно служат основанием для отказа в допуске и прекращения уже выданного допуска.

Итак, в данной ситуации при назначении на должность были нарушены установленные ограничения. Кроме того, нормы трудового права не содержат такого основания для расторжения трудового договора, как отказ в допуске к государственной тайне.

В статье 40 Закона № 79-ФЗ предусмотрено, что основанием для прекращения трудового договора является нарушение установленных этим законом и иными федеральными законами правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. Аналогичная норма содержится и в трудовом законодательстве (п. 11 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ).

С учетом того что ТК РФ применяется к трудовым отношениям, не урегулированным Законом № 79-ФЗ (ст. 73), основанием для расторжения трудового договора в рассматриваемом случае должна быть именно ст. 40 Закона № 79-ФЗ.

Если нарушение правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, ему должно быть выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ч. 2 ст. 40 Закона № 79-ФЗ).

Таким образом, в данной ситуации не было оснований увольнять работника из-за невыдачи ему соответствующего допуска. Расторгнуть с ним контракт можно было на основании ст. 40 Закона № 79-ФЗ. Расторжение договора по иным основаниям не соответствует законодательству РФ.

Допуск к гостайне

Лишают допуска к гостайне с последующим увольнением. Причина близкие родственники на Украине. Я офицер в Крыму. Ровно год назад, когда давали допуск родственники проживали там же, ничего не изменилось. Можно ли Обжаловать?

Лишение допуска к гостайне

Помогите, пожалуйста, разобраться с ситуацией.

Мичман. Плавсостав. НК. Выслуга 13,5 . в льготах чуть меньше 20. Уволили « в связи с лишением допуска к государственной тайне (подпункта «г» пункта 2 статьи 51 Федерального закона) приказом КомТОФ от 22.04.13г.

Источник: https://lotos70.ru/uvolnenie-pri-otkaze-v-dopuske-k-gosu.html

Секретная миссия: к гостайне не допустят обвиняемых в преступлениях

Увольнение за недопуск. Лишение допуска к гостайне Восстановить допуск к гостайне судебная практика

Законодательство, касающееся работы граждан с секретными документами, может серьезно ужесточиться.

Теперь в доступе к гостайне может быть отказано не только гражданам, которых обвинили в тяжких преступлениях, но и в любых других, относящихся к категории умышленных, включая, например, побои.

От поражения в правах таких граждан не спасет даже амнистия: получить работу, связанную с секретной документацией, будет практически невозможно. Юристы считают, что новый закон необходим, но с его правоприменением могут возникнуть проблемы.

В правительство поступил проект постановления «О внесении изменений в «Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».

Новые поправки в законодательство были разработаны специалистами ФСБ при участии экспертов Минобороны и других силовых ведомств.

В документе (есть в распоряжении «Известий») говорится, что доступа к секретам будут лишать граждан, обвиняемых «по уголовному делу о совершении по неосторожности преступления против государственной власти или об умышленном преступлении».

Сейчас допуск к секретным документам запрещают гражданам, которых заподозрили в совершении преступлений против госвласти.

К ним относятся шпионаж, госизмена, вооруженный мятеж, насильственная попытка захвата власти, организация экстремистского сообщества и совершение диверсии.

 Также к таким преступлениям относится превышение и присвоение должностных полномочий, нецелевое расходование бюджетных средств и внебюджетных фондов, незаконное участие в предпринимательской деятельности, подлог, халатность, дача или получение взятки и ряд других. 

Законодательство ужесточится

Теперь законодательство может серьезно ужесточиться, рассказал «Известиям» федеральный судья в отставке, профессор НИУ ВШЭ Сергей Пашин.

— Документ расширяет категорию граждан, которых нельзя допускать к гостайне, — рассказал Сергей Пашин. — Теперь к секретным документам не получит доступа тот, кто обвиняется в любых умышленных уголовных преступлениях — даже в побоях.

В случае закрытия уголовного дела по амнистии граждане также не смогут получить работу, связанную с секретной документацией, если со дня его прекращения не истекло время, «равное сроку давности за совершение таких преступлений», — это от двух до 15 и более лет в зависимости от статьи УК.

Затронет миллионы россиян

Допуск к гостайне имеет широкий круг лиц. Среди них — военнослужащие, судьи, сотрудники силовых структур, госслужащие, а также сотрудники оборонно-промышленного комплекса. В больших  корпорациях, например в РЖД, есть структуры, которые отвечают за мобилизационные мероприятия, — эти сведения также являются государственной тайной. Всего же речь идет о нескольких миллионах россиян.

Новый закон будет способствовать сохранению госсекретов, считает экс-начальник аналитического управления КГБ СССР и бывший заместитель секретаря Совета безопасности России Владимир Рубанов.

— Само слово «тайна» подразумевает, что ее надо кому-то доверять, — сказал «Известиям» Владимир Рубанов. — А человек, совершивший умышленное преступление, автоматически выходит из доверия. В то же время за правоприменением этого закона надо установить строгий контроль, чтобы люди не теряли работу из-за необоснованных обвинений.

По мнению управляющего партнера юридической компании BMS Law Firm Алима Бишенова, логика с точки зрения сохранения в тайне национальных секретов в таком решении есть. 

— Преступник, действующий с умыслом, несет угрозу общественной безопасности, и допускать его к секретным документам нельзя, — считает он.

Трудности применения

В то же время юристы полагают, что с принятием законопроекта может быть нарушено понятие презумпции невиновности. На практике применить закон будет не так-то просто, говорит учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

— До решения суда гражданина нельзя считать виновным в совершении преступления, — рассказал «Известиям» Олег Жердев. — Получается, что без приговора человеку смогут отказать в реализации его конституционных прав.

Кроме того, сам факт отмены доступа к государственной тайне может обернуться против подсудимого. Обвинение сможет на суде указать, что госорганы отказались человеку оформлять доступ к секретным документам, что, безусловно, будет его характеризовать не с самой лучшей стороны, отмечает эксперт.

В теории запрет на допуск к секретам гражданин может опротестовать в суде, отметил Алим Бишенов.

— Как будет складываться эта правоприменительная практика, сейчас спрогнозировать трудно, — отметил эксперт. — Надо ждать судебных процессов.

Под грифом «секретно»

Система классификации документов устанавливается законом «О государственной тайне», который очерчивает круг сведений, подлежащих засекречиванию, допуск лиц к секретной информации, а также меры, применяемые для защиты гостайны.

Сейчас устанавливаются три степени секретности сведений, имеющие соответствующие грифы — «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Документы с грифом «особой важности» содержат сведения в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам государства.

Пометку «совершенно секретно» получают документы, содержащие важные сведения о деятельности министерств или отраслей. Утечка бумаг с грифом «секретно» может нанести ущерб интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-разыскной деятельности.

Источник: https://iz.ru/845125/aleksei-kozachenko-roman-kretcul-bogdan-stepovoi/sekretnaia-missiia-k-gostaine-ne-dopustiat-obviniaemykh-v-prestupleniiakh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.