+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Теократия. Теократия как форма правления Теократическое государство имеет

Теократия

Теократия. Теократия как форма правления Теократическое государство имеет

Материал из Posmotre.li

« Нигде не найдёшь ты, чтобы избежало разорения царство, руководимое попами.»
— Иван Грозный

Теократия — дословно «Боговластие» или «власть Бога», государство в котором власть фактически (или формально) принадлежит служителями религии, то есть Церкви или иной организации, что вместо неё.

Если играется буквально, то перед нами Бог-император.

Русскоязычная[править]

  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом» — СФК, область Святого Ордена. В конце книги подгребает под себя и Арканар.
  • Сергей Лукьяненко, дилогия «Искатели неба» — Искупитель захватывает власть в Риме, установив таковую. Впрочем, при его потомках светская и церковная власть разделились, но папский двор в Риме всё равно представляет собой серьёзную силу со своими службами безопасности и тюрьмами.
  • «Сварог» — Святая Земля. Наглядно показывается, что бывает, когда к власти приходят религиозные фанатики.
  • «Хроники странного королевства» — именно это везде хотели установить Небесные Всадники. Там же Шеллар ясно объясняет, что запрещать кучу всего по религиозным причинам — далеко не лучший шаг.
  • «Хроники Арции», Святая область — СФК Ватикана.
  • Пьер Бордаж, «Ангел Бездны» — идет война двух теократических режимов: Великой Нации Ислама и объединенной на ультраконсервативных началах западной Европы, которой правит самопровозглашённый «архангел Михаил».
  • Елизавета Сагирова, «Лето придёт во сне» — после Третьей мировой в России установилось теократическое правление, главой государства стал патриарх, а иноверцев и атеистов преследуют.
  • Метавселенная Рудазова — герцогство Каббасиана, суверенная земля Ордена паладинов.
    • Астучия, всепарифатский центр севигизма — тоже оно, но уже со всеми вытекающими и попахивающими.
    • Планета Шеол из «Экипажа» — воинствующий иудаизм с педалью в одноименное пространство.

На других языках[править]

  • Dune — местную империю также какое-то время возглавлял Бог-Император.
  • Dragonlance — город-храм Истар, вобравший в себя всё худшее из истории Рима: и аристократию в духе Борджа, и гладиаторские арены, и кровавые гонения на инакомыслящих с характерными интонациями Лонг Фена, и чернокнижника на довольствии у первоиерарха. Местный пантеон несколько лет размахивал яркими знамениями, намекая Королю-Жрецу, что тот неправ, но в конце концов он таки их задолбал. Конец немного предсказуем.
  • «Песнь Льда и Огня»: установить такой режим в противовес монархии (или как минимум пофиксить старый напильником) — цель септона Его Воробейшества.
    • Как можно забыть попытку Мелисандры привести к власти Станниса, убедив его завоевать Железный Трон. Станнис при этом был объявлен Азор Ахаем, мессией бога Рглора. На Драконьем Камне Станнис распоряжается именно как наместник бога. Также он проводил пропаганду в своих владениях в Штормовых Землях и даже обратил в рглорианство грозное племя одичалых Теннов.
    • Вольный город Норвос – власть принадлежит бородатым жрецам, прочие горожане обязаны соблюдать религиозные предписания в той или иной степени, в зависимости от социального положения.
  • Elfenritter — в завоёванных воинствующей Церковью бывших королевствах королей заменяют регенты из числа князей Церкви, а во главе всего этого стоит совет Гептархов.
  • Ведьмак — верховная власть в вольном Новиграде принадлежит иерарху церкви Вечного Огня.

  • Роберт Хайнлайн
    • «Если это будет продолжаться…» — борьба антиклерикального подполья с теократическим государством на территории бывших США.
    • «Логика империи» — довольно опосредованно о становлении той самой теократии.
    • «Ковентри» — Западная Европа уже не светится по ночам, но по своей воле там всё ещё никто не поселится. На территорию бывшего Ковентри, огороженную силовым полем, ссылают преступников. Всё население так или иначе распределено между тремя недогосударствами: дикий капитализм, типа коммунизм и теократия.
  • Фриц Лейбер «Сгущайся, тьма!» — борьба сатанистского подполья с теократическим государством…
  • Уолтер Миллер-младший, дилогия «Страсти по Лейбовичу» — постапокалипсис, монастыри как последний оплот цивилизации, сопротивляющийся диким племенам.

  • «Бобиверс» — Боб попадает под машину в тот же день, когда он подписывает контракт с криогенной фирмой, которая должна заморозить его голову на будущее. Через 117 лет, он просыпается и узнаёт, что является электронной копией Боба. В мире произошли крупные изменения.

    США больше нет после того, как религиозники совершили переворот (как это так — избрать откровенного атеиста в президенты?) и назвали новое государство Свободной Американской Независимой Теократической Гегемонией (Free American Independent Theocratic Hegemony — FAITH (вера)). Теперь там постоянно ведутся кулуарные игры за власть между религиозными фракциями. Разумеется, каждая фракция стопроцентно уверена, что Господь — на их стороне. Если посчитают, что кто-то из граждан недостаточно верует, то промоют ему мозги в стиле «Заводного апельсина».

  • Маргарет Этвуд, «Рассказ служанки» — ультрахристианское тоталитарное государство Галаад, родившееся на костях американской демократии после революции в духе иранской.

Кино[править]

  • «Человек, который хотел быть королём» — двое англичан вместе с сопровождающим их гуркхом, попадают в некую страну в Гималаях, где одного из них принимают за Бога, и он начинает править страной во главе Теократии. В финале зажравшийся «бог» требует себе местную девушку в жёны, которая за этого старика не желает, и когда она его ранит, то все в шоке от того, что у него идёт кровь и он никакой не Бог, в результате им приходится спасаться бегством от разъярённой толпы, а гуркх жертвует собой прикрывая их отход.

Комиксы[править]

  • «Астерикс: Невзгоды Обеликса»: Атлантидой — точнее, тем, что от неё осталось, т. е. Канарскими островами — правит теократ Гибкос (Hyapados).

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Overlord — Теократия Слейна, Святое Королевство Робл и Колдовское Королевство Аинз Оал Гоун.

игры[править]

  • Морровинд в одноименной видеоигре. Причём им правили не просто священники, а действительно Живые Боги. На самом же деле — «боги» очень сомнительные, так, скорее примазавшиеся. Фактически — три сильно прокачанных эльфа, урвавших себе кусочек божественной мощи.
    • Таким же был Сиродил во времена правления Алессианского Ордена — теократии настолько жестокой, что против них в итоге объединились эльфы Династии Диренни, бретонцы-манмеры, бежавшие в Хай Рок айлейды и ненавидевшие их (что было взаимно) норды из Скайрима.
  • Reigns — если прогневать архиепископа, то он может заблокировать вам доступ к казне (педаль в пол — именно так сия беда и называется). При отказе вас сжигают на костре, при согласии вы следующие 30 лет не можете ослушаться любого представителя церкви и имеете бесконечную казну.

    ОСТОРОЖНО! При избавлении от сей напасти визуально будет казаться, что казна полная, тогда как на самом деле она полна едва ли на половину. Аватар автора правки немало раз пошёл по миру с сумой в такой ситуации, не разобравшись с обстоятельствами.

  • Stellaris — можно обеспечить, выбрав этику спиритуализма.

    Совместима со всеми основными формами правления, т. е. можно создать теократическую республику/олигархию/диктатуру/монархию.

    • Любители экзотики при помощи DLC «Megacorp» могут корпорацию-мегацерковь или тоталитарную секту, подмявшую под себя всю родную планету.
  • Metro Exodus — церковь Электроборцев на Волге во главе с Силантием. Крайне мракобесный пример теократии.
  • Warcraft — со времён Войны Древних государство ночных эльфов управляется верховной жрицей.

    • А вот у дренеев немного не так — у них, скорее, политический лидер является так же и духовным — больше похоже на особо религиозную версию протестантской Англии.
  • Одноименная игра, повествующая о доколумбовых племенах северной Америки (плюс Религия — это магия). Приноси в жертву пленных, победи европейцев, создай альтернативную цивилизацию!

Настольные игры[править]

  • WarHammer 40,000 — Империум во главе с Богом-Императором! Ирония судьбы в том, что сам Император был ярым противником любой религии, так как за годы своей нереально долгой жизни до тошноты насмотрелся на религиозное мракобесие. А во времена Войн Объединения он и вовсе сверг не одного Короля-Жреца и правителей религиозных городов-государств.

Реальная жизнь[править]

  • Эталон — политический строй ветхозаветных евреев эпохи Исхода, Судей, Маккавеев aka правление Пророков.
  • Святой Престол, в просторечии — Ватикан (ранее — целая Папская область). Глава — теократический монарх папа римский, по понятным причинам не наследственный (хотя в истории бывало всякое).
    • Там же — и области католических религиозных орденов (иоанниты, тевтонцы, ливонцы). Последние два были вассалами местного архиепископа, который, в свою очередь, был вассалом императора СРИ.
  • Независимые германские епископства и патриаршество Аквилейское.
  • Черногория в 1516—1852 гг.. Находилась под управлением династии князей-митрополитов, власть переходила от дяди к племяннику.
  • В России: частично — Великий Новгород, но по большинству исторических источников всё-таки был ближе к олигархии.
    • В XVI в. Иван Грозный реализовывал политику Симфонии, отдавая царской власти право распоряжаться судьбой Церкви. Опричнина, контролировавшая вопросы государственной безопасности, была создана как подобие монашеского ордена. В основе подобной практики лежали сочинения преподобного Иосифа Волоцкого — не монархиста, как полагают некоторые, а чистого теократа. Патриарх Никон ударился в другую крайность, заявив о главенстве священства над царской властью, но вскоре Пётр I со своим абсолютизмом наглухо похоронил любые подвижки подобного рода.
  • В исламском мире:
    • Ранние мусульманские государства, вожди которых считались представителями Аллаха (шире всего известен Арабский халифат, но государства хариджитов или исмаилитов никто не отменял).
      • Всякие СФК Халифата формально являются теократиями, потому что халиф формально является не монархом, а наместником Бога. Хотя фактически может являться самым настоящим монархом; а если монархия наследная, то у власти может случайно оказаться не такой уж и праведный халиф, просто унаследовав власть, а не будучи выбранным из числа праведников.
    • ИГИЛ (запрещённая террористическая организация) — поскольку считает себя халифатом.
    • Исламская Республика Иран — есть светские выборные президент и парламент, которые по конституции контролируются мусульманским духовенством.
    • Современная Иордания, король которой Абдалла II ибн Хусейн является потомком Мохаммеда в 41 (по другим данным, 43) поколении. Формально является не теократией, а немного ограниченной монархией, но при том, что 92 % населения — сунниты, фактически оказывается именно ей. Пожалуй, сейчас это самая просвещённая теократия в мире (Япония не в счёт).
  • В бывшей Тибетской империи после десятков лет кровавой гражданской войны между феодалами установилась теократия.
  • Япония — император является верховным жрецом синтоизма, и он же отправляет ритуалы в японской версии… конфуцианства. С прикрученным фитильком, до 1945 года император был Богом, но Дуглас Мак-Артур и две атомные бомбы резко сбили божественный статус с сидящего на хризантемовом троне.
  • С очень прикрученным фитильком — Великобритания, так как королева формально является главой Англиканской церкви.
    • В любой лютеранской стране с монархической формой правления есть государственная церковь, формально возглавляемая правящим государем. И так с XVI столетия.
    • Попытки установить теократию при колонизации Америки: Новая Англия, где право голоса в местном самоуправлении имели только члены пуританских приходов, и мормонское квазигосударство на Дальнем Западе в 1840-90-х гг. С прикрученным фитильком, потому что американские «теократии» были либо полуавтономными колониями Англии, либо территориями США.
  • Современный Израиль — с сильно прикрученным фитильком. Светской конституции в формальном смысле нет, но есть аналог — совокупность так называемых основных законов, принятых парламентом в разные годы. Отличие от обычных законов в том, что для их отмены или внесения поправок необходимо не простое, а квалифицированное большинство (61 голос из 120 возможных, а не простое большинство присутствующих на заседании, как для любых других законов). Примеры основных законов: закон о свободе занятий (определяет право каждого гражданина или жителя страны заниматься любым видом занятий, профессией или ремеслом), о достоинстве и свободе человека (защищает человеческую жизнь, тело, имущество, личную свободу, право любого человека выехать из страны и въехать в Израиль, неприкосновенность частной жизни и ее конфиденциальность), об армии и т. п. Но есть элементы религиозного принуждения, принятые как уступка ортодоксам: например, нет возможности заключить светский брак (но признаётся заключённый в других государствах — например, Кипре), в священный выходной день — субботу — во многих местах недоступны товары и услуги, а их предоставление может наказываться штрафом. Однако количество этих ограничений не позволяет назвать Израиль теократическим государством.

Источник: https://posmotre.li/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F

Теократия – это… Что такое теократия: определение

Теократия. Теократия как форма правления Теократическое государство имеет

Термин «теократия» впервые был употреблен римским историком еврейского происхождения Иосифом Флавием в I веке нашей эры. Он использовал это слово в своей работе «Против Аппиона», где спорил с известным грамматиком той эпохи. Хотя Флавий был римским поданным и даже взял свою фамилию в честь императора, он знал только греческий язык, на котором и писал своим произведения.

Отсюда и этимологические корни термина. Первая половина слова переводится как «бог», вторая – «править». Таким образом, можно сделать вывод, что теократия – это форма государственного управления, при котором верховный правитель имеет как государственную, так и религиозную власть.

Основные положения

Часто правитель получает статус наместника Бога на территории, которой он управляет. Но это не единственное определение. Другая трактовка термина подразумевает, что верховное лицо само является Богом.

Теократия – это способ античного, а потом и средневекового общества объяснить мироздание. Во взглядах каждого народа большую роль играла религия. Это было настолько важно, что ни одна власть не считалась легитимной, если она не была дана богом или пантеоном божеств в случае язычников.

Формы правления

Политический стройВластьПримеры
Парламентская республикаГлава правительства – премьер-министрГермания, Австрия
Президентская республикаГлава государства – президентСША, Россия
Конституционная монархияВласть монарха ограничена парламентомВеликобритания
Абсолютная монархияВласть монарха ничем не ограниченаОАЭ
ТеократияГлава государства также является религизной главойСаудовская Аравия, Ватикан

Теократия, клерикализм и секуляризм

Понятие теократии тесно связано с клерикализмом. Это политическое движение внутри государства, которое стремится укрепить права и значение духовенства. По большому счету теократия является высшей мерой клерикализма.

Этот термин чаще используется в описании именно современного общества в противовес традициям, существовавшим в античности и средневековье.

Сегодня клерикализм осуществляется не столько с помощью религиозных организация (например, церкви), сколько посредством политических инструментов – общественных движений и партий.

Вопреки этому течению существует обратное явление – секуляризм. Согласно данной концепции, государство и религиозные организации должны существовать обособленно друг от друга. Принципы секуляризма закреплены в законах и конституциях множества светских государств, где нет официального вероисповедания.

Один из самых ярких и значимых примеров воплощения данной концепции в жизнь имел место сразу после революции 1917 года, когда пришедшие к власти большевики лишили церковь имущества и отделили ее от чиновничьего аппарата.

Основоположником идеи секуляризма считается Эпикур, который в своих философских обличениях спорил со служителями культа древнегреческих богов.

Примеры теократий

Первой теократией было названо государство иудеев, когда этот термин ввел Иосиф Флавий для описания власти у своего народа. Однако хронологически и раньше существовали монархии с религиозным правлением.

Таким было и египетское царство, где титул фараона означал наместничество Бога на земле. Схожий принцип можно обнаружить в Римской империи, где императоры признавались богами. Большая их часть – это страны монархии.

Список можно продолжить исламскими калифами, которые также считались главами всех мусульман-суннитов.

Исламская теократия

Среди остальных мусульманская теократия отличается особенным вниманием к исполнению божественных законов. Правила шариата, зафиксированные в Коране, являются обязательными для исполнения для каждого.

Прежде такие государства звались халифатами. Первый из них был основан еще пророком Мухаммедом в VII в.

После чего его преемники распространили власть ислама на территории Ближнего Востока, северной Африки и даже Испании.

Однако с тех пор прошло уже много времени. Тем не менее, например, в Иране и Саудовской Аравии до сих пор все суды основываются на законах Корана. Персы являются шиитами, а их религиозный глава имеет больше прав, чем президент. Например, он назначает множество влиятельных министров, в том числе отвечающих за оборону государства.

В Саудовской Аравии политическая форма правления является правопреемницей халифата. Монарх имеет абсолютную власть, а за нарушение законов шариата человеку может грозить смертная казнь.

Буддисты

Специалисты часто спорят о том, что такое теократия. Определение имеет множество трактовок. Одна из них нашла свое отражение в буддистах. Пример – Центральная тибетская организация, которая во многом копирует черты предыдущего государства тибетских монахов. С середины XX века его администрация находится в изгнании после вторжения Китайской народной армии.

Однако духовный лидер тибетских буддистов – Далай-лама – имеет огромный авторитет среди своей паствы, рассеянной по всему миру. Люди считают его воплощением Бога на земле, что роднит данную систему с исламской и некоторыми другими.

О граде божьем

Христианская традиция заложила основы теократии в трактате «О граде Божьем». Он был написан в V в. богословом Аврелием Августином. И хотя в своем труде он не использует сам термин, но описывает тот же принцип на собственном примере. Согласно ему, теократия – это град Божий, где вся жизнь устроена по закона Завета.

Его жители не нарушают заповеди и живут в гармонии. Паралельно с этим существует еще и град Земной. Он является противоположностью своего Божьего отражения.

Законы внутри него определяются самими людьми, которые в приступе гордости решили, что могут жить не по христианской традиции. Иначе говоря, они отреклись от Бога. Согласно Августину, в зависимости от выбора града человек после смерти будет судим на страшном Суде.

Все, кто отреклись от небесных законов, попадают в ад, в то время как избравшие град Божий отправляются в рай.

Произведение было написано вскоре после того как Рим был захвачен и разграблен готами, что усилило фаталистические настроения автора. Там же Аврелий Августин рассуждает о светской власти. Она дана богом, а это значит, что люди должны подчиняться ей. Этот принцип будет использован императорами Священной Римской Империи спустя несколько веков.

Ватикан

Современная христианская теократия – это Ватикан. Это самое маленькое государство в мире. Оно является независимым и управляется Папой Римским, который считается духовным отцом всех католиков.

До 1929 года на его месте была Папская область, которая в свои лучшие годы в XIX веке занимала половину современной Италии. Это классическая теократия. Власть считается данной от Бога. Суверенитет над Ватиканом определяется Святейшим престолом, которым и обладает Папа Римский. Кроме того, он еще является и главой Католической Церкви.

Власть над ней является не просто юридической, а полной и независимой от чьей-либо воли. Папа Римский избирается на пожизненный срок конклавом – собранием главных церковных кардиналов. Процедура выбора закреплена с XIII века.

История Папства

Это вид древней формы правления. Таблица, рассказывающая о периодизации истории Папства, может включать в себя множество этапов. Сначала это были главы закрытых сообществ, когда христиане преследовались римлянами и поклонялись своему богу, находясь в глубоком подполье. И только в IV веке император Константин признал религию, и Папа получил влияние.

Однако тогда оно распространялось только на паству. А вот с падением светской власти в Европе институт понтификов получил огромное значение, так как это был единственный легитимный христианский титул на тот момент. Влияние папства распространялось на все западноевропейские страны монархии.

Список королей, которые считались на ступеньку ниже понтифика, был велик – он включал в себя десяток имен.

Это были своеобразные формы правления власти. Королевские титулы считались младшими по сравнению с папским.

Европейские правители подчинялись и прислушивались к Святому Отцу, особенно в случае возникновения конфликтов друг с другом.

Папы распространяли влияние всей Церкви на языческие территории, призывая своих королей на крестовые походы, самый известный из которых закончился возвращением Иерусалима.

Борьба за инвеституру и Реформация

Современное положение дел в христианстве существует не так давно. До этого власть Пап оспаривалась многочисленными религиозными течениями и даже светскими правителями. Тут речь идет в первую очередь о борьбе за инвеституру в XI – XII вв.

Проблема касалась тогдашней формы правления. Таблица средневекового общества может описать нам несколько классов: крестьян, торговцев, феодалов.

Последние тоже имели свою лестницу, наверху которой был император Священной Римской Империи (охватывала в основном территорию современной Германии). Однако параллельно существовал клир, который действовал от имени бога.

Его главой был Папа. Политическая власть последнего распространялась почти на всю раздробленную Италию.

Спор между двумя классами общества и двумя титулами за право быть главенствующим продолжался несколько десятилетий. По сути, это был спор о том, каким будет государство – светским или теократическим.

В конце концов, католический клир одолел императорскую власть, однако его верховенство продолжалось не так долго.

С началом Возрождения и развитием науки в христианстве появилось движение протестантов, отрицающих главенство Папы и теократическую идею Европы (движение Реформации).

После тридцатилетней войны они охватили половину континента. Тогда теократия потеряла шанс стать основой власти в Европе.

Теократия в России

Когда наша страна была монархией, князь или царь считался наместником Бога (помазанником). В то же время существовал титул патриарха, который позже был заменен на подчиненный власти Синод. Таким образом, российский правитель хоть и не напрямую, но контролировал Церковь.

В XIX веке существовавшая политическая форма правления критиковалась многими мыслителями и писателями. Например, Церковь критиковалась Львом Толстым, за что он даже был отлучен от паствы.

А вот философ Владимир Соловьев предлагал объединить католические и православные институты. Это бы означало возникновение всемирной христианской теократии.

Она бы объединила две самые большие паствы в мире, расколотые еще с 1054 года.

С появлением советской власти произошла секуляризация и отторжение Церкви от государства. Современная Российская Федерация является светским государством, где существует свобода вероисповедания, и ни одна религиозная организация не имеет исключительного статуса.

Источник: https://FB.ru/article/212172/teokratiya---eto-chto-takoe-teokratiya-opredelenie

Читать онлайн Теократическое государство страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Теократия. Теократия как форма правления Теократическое государство имеет

Публикуется в рамках Издательской Программы Московского общественного научного фонда.

Рецензенты: доктор юридических наук, профессор А.И.Экимов, кандидат юридических наук А.В.Пчелинцев.

Книга посвящена малоизученной юридической наукой проблеме теократического государства. В ней рассматриваются теоретико-политические и правовые аспекты теократии, освещается теократическая идеология, дается анализ системы теократической власти в государстве.

На основе осмысления свойств теократического государства автором предпринимается попытка выработать социально-психологический подход к государству в целом. При таком взгляде государство рассматривается как взаимная деятельность членов общества, потребностями и мотивами которой является обеспечение безопасности.

Значительное место в исследовании отводится освещению процессов теократизации политико-властных отношений в современных странах. Анализируются идейные истоки и практика воплощения теократии в России, в том числе рассматриваются правовые основы взаимоотношений светской и духовной властей, оцениваются перспективы создания концептуальной модели современных государственно-церковных отношений.

Для студентов, аспирантов, научных работников и преподавателей юридических вузов, а также для всех интересующихся вопросами политики и права.

Издание осуществлено при поддержке Фонда Форда.

Мнения и выводы, содержащиеся в работе, отражают личные взгляды автора и не обязательно совпадают с точкой зрения Московского общественного научного фонда.

Предисловие 1

Глава первая. Теократия как религиозно-политическая система 1

1. Понятие теократии 1

2. Виды теократий 4

3. История теократических идей и теократическая идеология 5

Глава вторая. Государственно-правовая характеристика теократии 9

1. Понятие теократического государства 9

2. Теократическое государство как система религиозно-политических властеотношений 13

Глава третья. Социально-психологические особенности теократического государства 18

1. Социально-психологический подход к государству 19

2. Социально-психологический анализ теократического государства 22

Глава четвертая. Теократические тенденции современной государственности 26

1. Теократизация за рубежом 26

2. Россия и теократия 28

Использованная литература 33

Литература на русском языке 33

Литература на иностранных языках 34

Предисловие

Теократия относится к числу исторически первых типов организации политической власти, появившихся на заре человеческой цивилизации. Пожалуй, в долголетии среди других видов государства теократическому нет равных.

Сегодня можно встретиться с мнением, что теократическое государство – это “исторический анахронизм”, реликт прошлого, напоминающий своим неестественным, алогичным существованием о временах безраздельного господства религии и необратимо разрушающийся под прогрессирующим воздействием секуляризации.

Непредвзятый взгляд на мир, основанный на объективном анализе происходящего, показывает, что это далеко не так.

Родившись на стадии перехода человечества от присваивающей экономики к производящей, приобретая в процессе становления и развития этноконфессиональное и цивилизационное своеобразие, теократическая модель власти пережила кульминационную фазу своего расцвета в эпоху средневековья, период обмирщения в Новое время и претерпевает динамичные, как секуляризационные, так и обратные, религиозно- возрожденческие, изменения в настоящем. Причем сегодня наблюдается своеобразный ренессанс теократии, при котором конфессиональные стереотипы и религиозная идеология превращаются в активный элемент политики, а проблема теократического государства приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что некоторыми странами, вставшими на путь самостоятельного развития после распада колониальных империй и государственных союзов, в качестве альтернативы ранее существовавшего режима была избрана теократическая модель властеотношений. Ее избрание не было случайным. Освободившиеся государства вернулись к истокам своей государственности, увидев в них более надежную основу решения социально- экономических и геополитических задач, проверенное многовековой практикой средство достижения общественно значимых целей.

Во многих странах, где религиозные институты традиционно играли важную роль в жизни общества, волна религиозного возрождения вызвала очередную теократизацию государственно – властных отношений.

В политической системе таких государств наметились теократические тенденции.

Организация и функционирование власти в теократических государствах и в государствах с теократическими тенденциями станут предметом анализа в настоящей монографии.

1. Понятие теократии

Слово теократия переводится с греческого языка как боговластие. Впервые термин теократия при описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении “Против Апиона” (94 г. н. э.) употребил Иосиф Флавий.

Теократический характер еврейского государства, по мнению историка, заключался в том, что высший правитель в нем – бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником .

Отмеченные Флавием признаки теократии получили в общественных науках широкое признание, а ее первоначальное определение в различных модификациях и сегодня является общеупотребительным.

Так, почти полностью воспроизводят флавиеву дефиницию теократии отечественные энциклопедические словари.

Большая советская и историческая энциклопедии определяют теократию как форму государства, при которой политическая и духовная власть сосредоточена в руках церковной иерархии, управляющей государством, а высшая светская власть осуществляется главой духовенства .

В политологическом энциклопедическом словаре под теократией понимается форма правления, характеризующаяся также наличием власти у духовенства или главы церкви .

Историческое многообразие политического лидерства духовных лиц вызвало необходимость конкретизировать дефиницию теократии.

В отдельных случаях ученые, принимая во внимание первенствующую роль в государстве священнослужителей, главным свойством теократии, которое отличает ее от иных политико-религиозных структур, считают специфическое положение главы теократической власти.

Например, Макс Вебер, исходя из соотношения духовной и светской власти, выделял три типа государства.

В иерократии, по мнению исследователя, священники обожествляют светскую власть, в цезаропапизме светский правитель становится во главе церкви, а в теократии, рассматриваемой социологом в качестве проявления иерократии, влиятельное положение духовенства закрепляется формально . По мнению Густава Меншинга, теократия, понимаемая им как “законодательно установленное священное господство представителя власти бога”, отличается от других государств “особым духовным отношением священного регента с Богом” .

Безусловно, совокупность таких критериев теократии, как государственная организованность, верховенство духовного лидера и выполнение церковной иерархией важных государственных функций, позволяет отграничить ее от негосударственных способов объединения людей и выделить среди прочих форм правления: монархии, аристократии, демократии и других. Однако при всем познавательном потенциале данные определения не дают адекватного представления о теократии, поскольку не учитывают ряд принципиальных положений онтологического и гносеологического свойства.

Во-первых, в процессе исторического развития теократия принимала различные формы, в том числе и негосударственные. Поэтому нельзя согласиться с представителями традиционного понимания теократии, отождествляющими ее с формой правления, либо с формой государства в целом.

Относимый всеми учеными к теократии Израиль времен Моисея, не являлся государством в собственном смысле слова, а был скорее протогосударством, т. е. союзом племен в стадии их перехода от родового строя к государственному . Иудейское государство возникает позднее, в период царствования Саула.

Иными словами, теократия Моисея – это не форма государства, а определенный вид властеотношений родоплеменного общества на его переходном этапе к государству.

Источник: https://dom-knig.com/read_225289-1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.