+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Строительные работы по 223 фз.

Содержание

Закупки строительных работ по 44-ФЗ, 223-ФЗ: новые изменения 2020 г

Строительные работы по 223 фз.

1. Появление «контрактной сметы»

2. Введение произвольного графика оплаты строительных работ

3. Новый способ формирования НМЦК

4. Изменение способа оплаты исполненных строительных контрактов

С 27 июня 2019 года, в соответствии с Федеральным законом 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров.

Данный регламент обязателен для всех заказчиков в рамках 44-ФЗ и на часть заказчиков по 223-ФЗ (автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).

При этом в статье 110.2 44-ФЗ прописана специальная норма, запрещающая использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цен строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ.

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

1. Появление «контрактной сметы»

Итак, вместо проектно-сметной документации для оплаты выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, согласно части 6.1 статьи 110.2 44-ФЗ, составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки, называемая «контрактной сметой».

Данная контрактная смета составляется заказчиком без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации.

Но тогда возникает законный вопрос: на основании чего составляется контрактная смета?

В обновленной редакции части 7 статьи 110.2 44-ФЗ на этот вопрос отвечают так: контрактная смета составляется на основании методики составления сметы контракта, которую будет разрабатывать Министерство строительства, и которой, естественно, не существует, и когда она родится, никому неизвестно.

В данных обстоятельствах все без исключения заказчики по 44-ФЗ, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, в том числе в рамках нацпроектов, становятся нарушителями существующего законодательства.

Выбирать бедному заказчику приходится из двух зол.

1) Составлять смету контракта без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов на основании предложенной в ходе торгов цены контракта и оплачивать работы по строительству (реконструкции) на основании данной контрактной сметы, надеясь, что Бог не выдаст и ФАС не съест.

2) Как законопослушный гражданин, дожидаться рождения методики составления сметы контракта, порожденной в недрах Минстроя, невзирая на срыв сроков строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Есть ли какой-то разумный выход из этого тупика?

Есть: применять сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов можно, если это прописано в контракте:

1) заказчикам по 223-ФЗ при строительстве;

2) заказчикам по 44-ФЗ и 223-ФЗ при выполнении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

2. Введение произвольного графика оплаты строительных работ

Согласно части 6.1 статьи 110.2 44-ФЗ, при осуществлении работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ график оплаты выполненных работ не является обязательным, а составляется заказчиком при необходимости.

Сроки и размеры оплаты выполненных работ могут быть прописаны заказчиком как в самом контракте, так и в графике оплаты Единственным обязательным приложением к контракту на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г.

остаётся график выполнения строительно-монтажных работ (ч. 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Как будут работать подрядчики при подобном графике оплаты, закон безмолвствует.

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

3. Новый способ формирования НМЦК

С июля 2019 года сметная стоимость строительства в рамках 44-ФЗ используется при обосновании НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия проектно-сметным методом, но не используется при исполнении контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

Оплата по таким контрактам по новому законодательству будет формироваться на основании специальной контрактной сметы, составляемой заказчиком в соответствии с ценовым предложением подрядчика, сделанного в ходе торгов, по методике, которую должно создать и утвердить Министерство строительства РФ.

При этом, в соответствии с новой редакцией 44-ФЗ в составе документации о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия в обязательном порядке должно быть положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости.

У независимых экспертов появляется по этому поводу вопрос: а зачем вообще нужна проектная документация и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости в рамках 44-ФЗ, если оплата с 27.06.2019 г. работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства осуществляется не на основании проектной документации, а на основании специальной контрактной сметы?

Ответ узнает тот, кому хватит терпения дочитать эту статью до конца.

4. Изменение способа оплаты исполненных строительных контрактов

По предписанию части 6 статьи 110.2 44-ФЗ объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами.

То есть, отныне заказчик, в соответствии с регламентом 44-ФЗ, принимает объёмы работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании проектной документации, а оплату этих работ производит на основании специальной контрактной сметы, составляемой после проведения торгов и содержащей ценовое предложение подрядчика, с которым заключается контракт.

По мнению независимых экспертов, чиновники Минстроя России для освоения бюджетных средств в рамках реализации госпрограмм и нацпроектов сочинили новую схему освоения бюджетных средств, при которой ни заказчик, ни подрядчик в рамках строительства (реконструкции) объектов капитального строительства напрямую не привязаны к сметной стоимости строительства, указанной в проектной документации.

По итогам, данная реформа сильно усложнит жизнь и заказчикам, и подрядчикам, и проверяющим их контрольным органам, подсчитывающим размеры убытков, понесенных государством в результате отступления от требований проектной документации в ходе строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/zakupki-stroitelnykh-rabot-po-44-fz-223-fz-novye-izmeneniya/

Как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция

Строительные работы по 223 фз.

Госзакупки в строительстве — это конкурентные и неконкурентные процедуры определения подрядчика на выполнение ремонтных, реконструкторских, восстановительных и иных работ с целью удовлетворения потребностей заказчика.

При выборе способа закупки заказчики ориентируются на распоряжение правительства № 471-р от 21.03.2016. Этот норматив — аукционный перечень товаров, работ и услуг, которые надлежит приобретать любыми процедурами, кроме конкурсных. Большая часть строительных работ включена в этот реестр.

Перед началом процедуры заказчику надлежит проверить наличие объекта закупки в РП № 471-р.

Если объединяете лоты на строительство по 44 ФЗ, часть которых включена в аукционный перечень, а другие работы из заказа в нем отсутствуют, закупка все равно проводится в форме электронного аукциона (письмо ФАС № ИА/19176/19 от 13.03.2019).

Электронный аукцион — не единственный возможный способ для госзаказа строительства. Заказчики вправе использовать:

  1. Электронный запрос котировок. Главное условие — НМЦК заказа не более 500 000 рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
  2. Электронный конкурс с ограниченным участием. Применяется для закупки особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Конкурсные тендеры актуальны для госзаказа работ по возведению искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального (муниципального, местного) значения. Начальная цена заказа — минимум 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
  3. Заключение контракта с единственным поставщиком. Основание — ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Это все возможные способы госзаказа строительных работ. Заказчику надлежит всегда сверяться с аукционным перечнем. Если исполнитель выберет не электронный аукцион, а другой способ, тогда как закупаемый вид работ включен в РП № 471-р, организации грозит штраф в размере 50 000 рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

Готовим закупочную документацию

В состав документов конкурентного заказа включаем документацию, проект контракта и извещение. Сроки размещения извещения и всех регистров в Единой информационной системе таковы (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, ч. 1 ст. 82.2 44-ФЗ):

  • запрос котировок в электронной форме — за 5 рабочих дней до момента окончания подачи заявок. Для электронного запроса котировок нет необходимости готовить документацию (ч. 1, 2 ст. 82.2 44-ФЗ);
  • электронный аукцион, цена тендера менее 300 миллионов рублей — за 7 дней;
  • электронный аукцион, НМЦК не выше 2 миллиардов рублей, закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу капитального объекта — за 7 дней;
  • электронный аукцион, остальные заказы — за 15 дней;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме — за 15 рабочих дней.

Требования для электронных запроса котировок и конкурса с ограниченным участием устанавливаются в порядке, закрепленном положениям Федеральной контрактной системы. Не забываем и о типовой документации электронных закупок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Требование к единым формам документов устанавливает Минфин, и, по всей вероятности, разработкой типовых документов займется это ведомство.

Закупочные регистры аккумулируют все подробные сведения о приобретаемых работах. В документации учитываем все особенности закупок в сфере строительства. Вот как подготовить документы на госзаказ строительных работ (ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 56.1, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ):

Шаг 1. Формируем требования к участникам. Для потенциальных поставщиков действуют единые требования, в определенных ситуациях применяются и дополнительные требования (ч. 1, 4 ст. 31 44-ФЗ).

Подрядчики строительных работ обязаны иметь свидетельство о членстве в саморегулируемой организации, следовательно, потребуйте от подрядчиков предоставить в составе заявки копию выписки из реестра (только саму выписку или ее копию, не придирайтесь к срокам действия и дате выдачи). Исключения прописаны в ч. 2.1, 2.2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ.

По рекомендации ФАС, помимо условия о членстве в СРО, запросите у участников подтверждение, что уровень его ответственности в компенсационном фонде СРО не меньше, чем его предложение о цене контракта.

Дополнительные требования устанавливаются для аукционов с НМЦК, превышающей 10 миллионов рублей, и для конкурсов с ограниченным участием ценой свыше 100 миллионов рублей. Объекты таких закупок — работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, возведению некапитального строения, благоустройству территории, ремонту и содержанию автодорог.

Шаг 2. Утверждаем проект. Проектная документация готовится практически для всех видов строительства, кроме тех, когда она не требуется и когда госзаказ ведется по положениям ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ (п. 8 ст. 33 44-ФЗ).

Процедура госзаказа в области строительства особо не отличается от закупок других видов работ и услуг. Но есть один важный нюанс. Все строительные работы выполняются по проектной документации. Разработанный проект включают в документы заказа, заявки участников оценивают по предложенным проектам.

В проектной документации обосновывается НМЦК госзаказа на строительство. Если вы включили проект в документы заказа, то отдельно готовить техническое задание нет необходимости, равно как и расписать качественные, технологические и функциональные особенности объекта. В проекте закрепляется не только объем, но и подробное содержание строительных действий (ч. 6 ст. 110.2 44-ФЗ).

Если госзаказ финансируется из бюджетных средств, заказчик вправе ограничиться только сметой (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). Участники же предоставляют согласие на выполнение работ в составе первых частей предложений.

Покупка объекта недвижимости, который планируется к возведению, — это не строительные работы, и проводить заказ по правилам, определенным для строительства, запрещено.

В некоторых случаях не допускается и приобретение уже построенного недвижимого имущества у единственного поставщика. Об этом говорится в письме ФАС № ИА/93181/19 от 24.10.2019.

Подробнее в статье «Закупка недвижимости: пошаговая инструкция».

Шаг 3. Устанавливаем требования заявки.

На состав заявки влияет наличие проекта в документации. Если проектные документы есть, то участники в первой части выражают согласие на выполнение строительства, которое формируется при помощи функционала площадки. Когда проектной документации нет, участники выражают согласие и расписывают сведения о продукции (указывают страну-изготовителя и сведения о товарном знаке).

второй части никак не меняется от наличия проекта. И не забывайте, что соответствие дополнительным требованиям подрядчик предоставляет оператору электронной площадки (в случае аукциона).

Если проводится электронный конкурс, участник обязан предоставить эти документы заказчику. Для участия в электронных закупках используют типовые формы заявок (ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, ПП РФ № 1401 от 05.11.2019).

Шаг 4. Определяем дату окончания рассмотрения первых частей заявок. Вот основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):

  • электронный конкурс с ограниченным участием — 5 рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок;
  • электронный аукцион — 3 рабочих дня;
  • электронный аукцион с НМЦК до 300 миллионов рублей — 1 рабочий день;
  • электронный аукцион с НМЦК на закупку строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
  • электронный конкурс с ограниченным участием с НМЦК до 1 миллиона рублей — 1 рабочий день.

Для тех аукционов, в составе документов которого есть проект, и в случае согласия подрядчика на выполнение строительства первые части рассматривать нет необходимости (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).

Шаг 5. Определяем дату проведения процедуры. Такой датой является следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок для электронного аукциона или день подачи окончательных ценовых предложений для участников электронного ограниченного конкурса.

Если аукцион с проектной документацией, то торги начнутся через 4 часа после окончания приема первых частей предложений. Для конкурса срок процедуры — второй рабочий день после окончания рассмотрения комиссией первых частей заявок (ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 44-ФЗ).

Оформляем проект контракта и извещение

После разработки закупочной документации сверьте все с информационной картой и приступайте к подготовке проекта контракта. В случае соответствия сведений о госзакупке информационной карте используйте типовые контракты или типовые условия. Сейчас используется типовой контракт на строительство, утвержденный приказом Минстроя № 398/пр от 05.07.2018.

Источник: https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kak-prokhodyat-goszakupki-v-stroitelstve

Сложные случаи в закупках строительных работ

Строительные работы по 223 фз.

Статья подготовлена по материалам вебинара «Контрактная система. Обзор судебной практики 2019 года. Значимые решения», который провела адвокат в сфере госзакупок Юлия Межникова.

Дополнительные требования к участникам торгов

Распространенная ситуация, когда контракт расторгается в одностороннем порядке из-за того, что поставщик не выполнил работы надлежащего качества в надлежащие сроки.

Однако в сфере строительных закупок к исполнителю могут быть установлены и дополнительные требования, соответствие которым он должен подтвердить документами еще до подписания контракта.

Это касается организации закупок технически и технологически сложной инновационной, высокотехнологичной или специализированной продукции, заключения длительных дорогостоящих контрактов (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99).

Опыт среди этих требований занимает весомое место. Он подтверждается уже исполненными контрактами, договорами по аналогичному объекту закупки и цене, близкой к той, которая установлена в качестве НМЦК.

Чтобы участвовать в закупках технически и технологически сложной продукции, организация должна заранее позаботиться о включении себя в реестр участников таких торгов и подать сведения в Единую информационную систему.

Документы, подтверждающие опыт выполненных ранее работ нужной тематики, потенциальный участник предоставляет электронным торговым площадкам (ЭТП). А ЭТП уже сами передают документы вместе со вторыми частями заявок непосредственно заказчику — участнику не надо каждый раз прикладывать их к заявке.

Ситуация № 1. Заказчик потребовал выписку из СРО

Заказчик установил требование ко всем участникам представить выписки из СРО в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Один из участников посчитал это условие чрезмерным и обратился в ФАС.

Специалисты антимонопольной службы признали жалобу необоснованной.

Суд тоже решил дело в пользу заказчика: эти работы относятся к самостоятельным направлениям, у каждого свой порядок регулирования и разные СРО.

Суд подтвердил право заказчика проверить свидетельства о допуске и наличии членства в СРО по каждому из направлений (Постановление Арбитражного суда ДВО от 13.02.2019 №Ф03-6295/2018 по делу №А59-2038/2018).

Ситуация № 2. Участник не может подтвердить опыт по нужному виду работ

Заказчик в документации к электронному аукциону на строительство двух многоквартирных девятиэтажных домов установил требование к участникам подтвердить опыт работы в этом направлении.

Заявка одного из участников была отклонена, потому что он не предоставил документы, подтверждающие опыт в требуемой сфере.

Аукционная комиссия правомерно признала такую заявку не соответствующей документации об электронном аукционе.

Участник решил, что его заявку отклонили неправомерно, и обратился в суд, чтобы признать аукцион недействительным и аннулировать результаты. Суд отказал, аргументируя тем, что объект закупки был сложным, специализированным, поэтому заказчик правомерно установил требования к опыту исполнителей (Постановление Арбитражного суда ДВО от 25.02.2019 № Ф03 275/2019 по делу № А24 1359/2018).

Ситуация № 1. Заказчик внес неверные условия продления срока контракта

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона №44-ФЗ, если исполнение контракта по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия невозможно в установленный срок:

а) по независящим от сторон контракта обстоятельствам (в том числе в силу необходимости внесения изменений в проектную документацию); или

б) по вине подрядчика,

то допускается однократная пролонгация срока исполнения контракта на период, не превышающий первоначально определенного контрактом. Заказчику и подрядчику следует обратить внимание на условия применения данного основания для заключения дополнительного соглашения об увеличении срока исполнения обязательств по контракту.

Экспресс-курс для заказчиков и поставщиков

Изучите основы строительных закупок вместе с экспертом

Записаться на курс

Составляя условия закупки, заказчик решил воспользоваться положениями п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

В документацию он внес условия продления контракта в такой формулировке: «Если, по мнению сторон, выполнение работ может быть продолжено в порядке, действовавшем согласно настоящему контракту до начала действия обязательств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия».

Это ошибочная трактовка норм закона, заказчик не учел важные требования: нельзя увеличивать или уменьшать срок исполнения контракта более чем на срок исполнения, предусмотренный при заключении контракта, у сторон нет права вносить изменения более одного раза. На эти положения должен был опираться заказчик.

Кроме того, в проекте контракта не было указано, что станет результатом выполненной работы.

Заказчик обязан был внести условие, что результатом будет считаться объект капитального строительства, по которому орган госнадзора выдал заключение, что объект соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе по энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. Это нарушение ч. 4 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ.

По совокупности факторов управление ФАС признало жалобу одного из участников закупки обоснованной (Решение Ивановского УФАС от 12.09.2019 № 037/06/105-320/2019 (07-15/2019-191).

Ситуация № 2. Стороны изменили условия контракта

В ходе исполнения контракта стороны договорились и изменили виды и объем работ, что и утвердили в дополнительном соглашении к контракту. При этом цена контракта осталась прежней.

Во время проверки ФАС проанализировала контракт и всю сопутствующую документацию и усмотрела нарушение ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ: были изменены существенные условия контракта без предусмотренных законом оснований.

Суд поддержал решение ФАС оштрафовать заказчика по ч. 4 ст. 7.32 КоАП (Постановление Арбитражного суда от 04.03.2019 №Ф03-5962/2018 по делу №А73-16810/2016).

Заказчик заплатил штраф 200 000 рублей за незаконное изменение условий контракта.

Совет заказчику. Изменение условий действующих контрактов — серьезная работа, которую необходимо тщательно продумывать. Есть нормативные правила, которые заказчик должен взять за основу. Если изменения вносятся необдуманно, то для заказчика это большой риск: они могут не иметь юридических последствий и влекут за собой административные санкции.

Совет исполнителю. Если заказчик предлагает изменить какие-то условия контракта, убедитесь, что они не относятся к существенным. Если нет законных оснований корректировать существенные условия, не рискуйте. Кроме того, помните, что любое изменение условий исполнения обязательств по контракту должно быть закреплено в допсоглашении.

Ситуация № 3. Заказчик неправильно сформировал объект закупки

Запрет на объединение в одну закупку функционально не связанных друг с другом объектов известен давно, но споры по применению этой антимонопольной нормы возникают с завидной регулярностью.

В 2019 году заказчик объединил в закупке в один лот инженерные изыскания и разработку проектной документации. В ходе проверки ФАС указала на нарушения ч. 1 ст.

33 Закона № 44-ФЗ: при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот разных товаров, работ и услуг, но они должны быть технологически и функционально взаимосвязаны между собой. Заказчик обратился с иском в суд.

Проанализировав положения действующего градостроительного законодательства, суд сделал вывод, что инженерные изыскания и разработка проектной документации — самостоятельные виды работ и объединять их в одну закупку нельзя (Постановление Арбитражного суда от 04.03.2019 №Ф03-6137/2018 по делу №А59-3410/2018). Потенциальные участники должны иметь отдельные допуски по каждому виду деятельности, а заказчик — организовать две закупки.

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«В законодательстве нет четких критериев, по которым можно было бы определить и обосновать функциональную связь двух и более объектов. Если необходимо объединить в один лот несколько товаров или работ, проанализируйте отраслевое законодательство и будьте готовы доказать ФАС, что объекты технологически и функционально близки. Может быть, целесообразнее провести разные закупки».

Конфликт интересов

Ситуация. В Законе № 44-ФЗ четко обозначено, что конфликт интересов охватывает ситуации, когда причастные к организации закупок сотрудники заказчика могут угрожать обеспечению конкуренции. Имеются в виду случаи, когда они состоят в браке с участниками закупки, руководителями учреждения, держателями акций или являются их близкими родственниками, усыновителями и пр.

В одной из проверок ФАС обнаружила, что в аукционе на закупку ремонтных работ победителем стал предприниматель, с которым до этого у организатора закупки был заключен трудовой договор. То есть выигравший человек фактически работник заказчика.

ФАС отменила закупку. Суд поддержал решение и указал, что комиссия заказчика нарушила важнейшие правила — не проверила соответствие участника требованиям Закона № 44-ФЗ. Конфликт интересов между заказчиком и победителем закупки доказан, закупка была отменена.

Совет заказчикам. В 2020 году нас ожидает ужесточение норм законодательства, связанных с ограничениями по конфликту интересов между заказчиком и участниками закупок. В связи с этим рекомендуем быть более внимательными к проверке потенциальных участников и описанию условий закупки.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1761

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков | Контур.Закупки

Строительные работы по 223 фз.

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей.

А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей.

С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Срок / условия для МСПСрок для прочих участников
Конкурс, аукцион
  • при цене не более 30 млн рублей — 15 дней;
  • при цене более 30 млн рублей — 7 дней
7 дней
Запрос котировок
4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей5 рабочих дней
Запрос предложений
5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей7 рабочих дней

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/osnovy-zakupki-po-223-fz-dlya-novichkov/

Тендеры на строительство и ремонт: как в них участвовать и побеждать?

Строительные работы по 223 фз.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье речь пойдет о тендерах на строительство и ремонт, а также об особенностях участия в таких тендерах. Для многих участников закупок данная ниша является весьма привлекательной и это не случайно.

Ведь если посмотреть на статистику проведенных госзакупок за 2019 год, то можно увидеть, что именно эта ниша самая крупная, как по количеству проведенных закупок, так и по деньгам. Лидерами по количеству проведенных тендеров стали Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Московская и Челябинская области.

И раз уж эта ниша вам интересна, то давайте детально в ней разберемся…

1. Где искать тендеры на строительство и ремонт?
2. Как участвовать в тендерах по строительству?
3. Как выиграть тендер на строительство?
4. Победители тендеров на строительство: где их искать?
5. Выгодно ли участвовать в тендерах по строительству?

1. Где искать тендеры на строительство и ремонт?

Начну, пожалуй, с самого банального вопроса — “Где искать тендеры по данному направлению?”. Все тендеры условно можно разделить на 3 вида: государственные (по 44-ФЗ), корпоративные (по 223-ФЗ) и коммерческие

С государственными и корпоративными тендерами все просто. Первоисточником размещения информации о их проведении является официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок — zakupki.gov.ru. А затем эта информация дублируется на электронных площадках, на которых эти закупки проводятся.  

Сайт ЕИС абсолютно бесплатный, поэтому платить за информацию вам ничего не придется. Здесь ваша главная задача — разобраться с поисковыми фильтрами и правильно их настроить.

Что же касается коммерческих тендеров, то здесь ситуация обстоит немного сложнее. И сложность эта заключается в том, что информация о таких тендерах размещается на различных коммерческих электронных площадках, корпоративных сайтах и в прочих средствах массовой информации.

Таких сайтов и площадок насчитывается несколько тысяч (!). Поэтому искать такие закупки в ручном режиме крайне затруднительно. И здесь на помощь приходят различные поисковые агрегаторы или сервисы по поиску тендеров.

Новички ошибочно называют их биржами тендеров на строительство.

В настоящее время на рынке существует около 10-15 крупных поисковых агрегаторов. Это Тендерплан, TenderWIN, Seldon и так далее… Перечислять их все в данной статье я не вижу смысла. Введите в поисковой строке Яндекса или Google фразу “Поиск тендеров” или “Сервисы по поиску тендеров” и вы без труда их найдете. 

Несколько лет назад мы с моим коллегой Андреем Плешковым проводили тестирование всех этих сервисов и остановили свой выбор на Тендерплане. По нашему мнению, это один из лучших поисковиков в соотношении цена-удобство-функционал.

Кстати, этим же сервисом пользуются и многие наши коллеги по цеху. Но, как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные, поэтому можете протестировать несколько сервисов и выбрать тот, что больше вам подойдет.

Тем более, что у каждого сервиса есть пробный бесплатный период.

Помимо этого, информацию о проведении небольших строительных (ремонтных) работ до 300-600 тыс. рублей можно искать на сайтах электронных магазинов малых закупок: ЕАТ Березка, Портал поставщиков Москвы, ОТС-market и т.д. Кстати, конкуренция в электронных магазинах малых закупок пока еще значительно ниже, чем на электронных площадках. Поэтому имейте это в виду. 

Есть еще отдельная категория государственных тендеров на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые проводятся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 года № 615. Информация об этих тендерах также размещается на сайте — zakupki.gov.ru. 

Итак, для того чтобы искать информацию о государственных и корпоративных тендерах вам вполне хватит сайта ЕИС. Плюс вы сможете дополнительно мониторить сайты электронных магазинов.

А вот если планируете участвовать в коммерческих тендерах, то без поискового сервиса вам не обойтись. Хотя поиск тендеров это далеко не все, что может дать вам такой сервис.

Также в нем обязательно должен быть модуль аналитики, который позволит вам делать анализ рынка, Заказчиков и ваших конкурентов.

Ниже, в качестве примера, я разместил небольшой скриншот из сервиса Тендерплан, на котором показан перечень источников для поиска тендеров. 

Как видите, здесь есть поиск тендеров по 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ 615, коммерческих тендеров и малых закупок в электронных магазинах. 

Всю работу по поиску нужных вам тендеров можно выполнять в одном месте, что очень удобно.

2. Как участвовать в тендерах по строительству?

Как уже было сказано выше, тендеры бывают 3 видов: государственные, корпоративные и коммерческие. Также тендеры различаются и по форме их проведения.

Тендеры на строительство и ремонт могут проводится с помощью конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений и иных способов. Однако большая часть строительных тендеров проводится все же с помощью электронных аукционов, т.к.

внушительный список строительных работ включен в аукционный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р.

Соответственно, правила проведения таких тендеров, требования к оформлению и составу заявок, а также требования к самим участникам закупок могут сильно отличаться.

Нормативное регулирование

Источник: https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/tendery-na-stroitelstvo-i-remont.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.