+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Стилистические средства русского языка.

Содержание

Основные языковые средства в русском языке. Языковые средства: определение и употребление

Стилистические средства русского языка.

Русский язык — один из самых богатых, красивых и сложных. Не в последнюю очередь таким его делает наличие большого количества средств словесной выразительности.

В этой статье мы разберем, что такое языковое средство и каких видов оно бывает. Рассмотрим примеры употребления из художественной литературы и повседневной речи.

Языковые средства в русском языке – что это такое?

Средства речевой выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.

Русскую поэзию и литературу невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшают его, но и показывают уровень мастерства писателя, его речевую культуру, стиль.

Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые художественные средства.

Слова и выражения, придающие тексту выразительность, условно делят на три группы: фонетические, лексические (они же тропы) и стилистические фигуры.

Чтобы ответить на вопрос, что такое языковое средство, познакомимся с ними ближе.

Тропы — языковые средства в русском языке, которые используются автором в переносном, иносказательном значении. Широко применяются в художественных произведениях.

Тропы служат для создания зрительных, слуховых, обонятельных образов. Помогают создать определенную атмосферу, произвести на читателя желаемый эффект.

В основе лексических средств выразительности лежит скрытое или явное сравнение. Оно может базироваться на внешнем сходстве, личных ассоциациях автора или желании описать объект определенным образом.

Основные языковые средства: тропы

С тропами мы сталкиваем еще со школьной скамьи. Вспомним самые распространенные из них:

  1. Эпитет — самый известный и распространенный троп. Часто встречается в поэтических произведениях. Эпитет — это красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Подчеркивает особенности описываемого объекта, его самые выразительные черты. Примеры: «румяная заря», «легкий характер», «золотые руки», «серебряный голос».
  2. Сравнение — слово или выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета с другим. Чаще всего оформляется оно в виде сравнительного оборота. Узнать можно по использованию характерных для этого приема союзов: будто, как будто, словно, как, точно, что. Рассмотрим примеры: «прозрачная, как роса», «белая, словно снег», «прямая, будто тростинка».
  3. Метафора — средство выразительности, в основе которого лежит скрытое сравнение. Но, в отличие от сравнительного оборота, оно не оформляется союзами. Метафора строится, полагаясь на сходство двух предметов речи. Например: «луковки церквей», «шепот травы», «слезы неба».
  4. Синонимы — слова близкие по значению, но отличающиеся в написании. Помимо классических синонимов, существуют контекстуальные. Они принимают определенное значение в рамках конкретного текста. Познакомимся с примерами: «прыгать – скакать», «смотреть – видеть».
  5. Антонимы – слова, имеющие прямо противоположное друг другу значение. Как и синонимы, бывают контекстуальными. Пример: «белый – черный», «кричать – шептать», «спокойствие – волнение».
  6. Олицетворение — передача неодушевленному объекту признаков, характерных черт одушевленного. Для примера: «ива качала ветками», «солнышко ярко улыбалось», «дождь стучал по крышам», «на кухне щебетал радиоприемник».

Средств лексической выразительности в русском языке очень много. Помимо группы знакомых каждому, существуют и те, которые многим неизвестны, но также широко используются:

  1. Метонимия — замена одного слова на другое, имеющее схожее или такое же значение. Познакомимся с примерами: «эй, синяя куртка (обращение к человеку в синей куртке)», «весь класс выступил против (имеются в виду все ученики класса)».
  2. Синекдоха — перенос сравнения с части на целое, и наоборот. Пример: «было слышно, как ликовал француз (автор говорит о французской армии)», «насекомое залетело», «в стаде было сто голов».
  3. Аллегория — выразительное сравнение идей или понятий с использованием художественного образа. Чаще всего встречается в сказках, баснях и притчах. Например, лиса символизирует хитрость, заяц — трусливость, волк — злобу.
  4. Гипербола — намеренное преувеличение. Служит для придания тексту большей выразительности. Ставит акцент на определенном качестве предмета, человека или явления. Познакомимся с примерами: «слова губят надежду», «его поступок — высшее зло», «он стал красивее в сорок раз».
  5. Литота — специальное преуменьшение реальных фактов. Например: «он был тоньше тростинки», «он был не выше наперстка».
  6. Перифраз — замена слова, выражения синонимичным сочетанием. Используется для того, чтобы избежать лексических повторов в одном или соседних предложениях. Пример: «лиса — хитрая плутовка», «текст — детище автора».

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры — языковые средства в русском языке, которые придают речи определенную образность, выразительность. Изменяют эмоциональную окраску ее значений.

Фигуры речи широко используются в поэзии и прозе еще со времен античных поэтов. Однако современное и устаревшее толкования термина различаются.

В древней Греции полагали, что стилистические фигуры — языковые средства языка, которые по своей форме значительно отличаются от повседневной речи. Сейчас же считается, что фигуры речи — неотъемлемая часть разговорного языка.

Какими бывают стилистические фигуры?

Стилистика предлагает немало собственных средств:

  1. Лексические повторы (анафора, эпифора, композиционный стык) — выразительные языковые средства, которые включают в себя повтор какой-либо части предложения в начале, конце или на стыке со следующим. Например: «Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы».
  2. Антитеза — одно или несколько предложений, построенных на основе противопоставления. Для примера рассмотрим фразу: «В пыли влачусь — и в небесах витаю».
  3. Градация — использование в предложении синонимов, расположенных по степени нарастания или угасания признака. Пример: «Искорки на новогодней елке светили, горели, сияли».
  4. Оксюморон — включение во фразу слов, которые противоречат друг другу по смыслу, не могут употребляться в одной композиции. Самый яркий и известный пример этой стилистической фигуры – «Мертвые души».
  5. Инверсия — изменение классического порядка расположения слов в предложении. Например, не «он бежал», а «бежал он».
  6. Парцелляция — разделения единого по смыслу предложения на несколько частей. Для примера: «Напротив Николай. Смотрит не моргая».
  7. Многосоюзие — использование союзов для связи однородных членов предложения. Применяется для большей речевой выразительности. Пример: «Это был странный и удивительный, и прекрасный, и загадочный день».
  8. Бессоюзие — связи однородных членов в предложении осуществляется без союзов. К примеру: «Он метался, кричал, плакал, стонал».

Фонетические средства выразительности

Фонетические средства выразительности — самая маленькая группа. Они включают в себя повтор определенных звуков с целью создания живописных художественных образов.

Чаще всего этот прием используется в поэзии. Авторы применяют повтор звуков, когда хотят передать звучание раскатов грома, шелест листьев или другие природные явления.

Также фонетические средства помогают придать поэзии определенный характер. За счет использования некоторых сочетаний звуков текст можно сделать более жестким, или наоборот — мягким.

Какие фонетические средства существуют?

  1. Аллитерация — повтор в тексте одних и тех же согласных, создающих необходимый автору образ. Например: «Я мечтою ловил уходящие тени, уходящие тени угасшего дня».

  2. Ассонанс — повторение определенных гласных звуков с целью создания яркого художественного образа. Для примера: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм».

  3. Звукоподражание — применение фонетических сочетаний, которые передают определенный звуковой эффект: топот копыт, шум волн, шелест листвы.

Употребление речевых средств выразительности

Языковые средства в русском языке широко применялись и продолжают применяться в литературных произведениях, будь то проза или поэзия.

Прекрасное владение стилистическими фигурами демонстрируют писатели золотого века. За счет мастерского использования средств выразительности их произведения красочны, образны, приятны для слуха. Не зря их считают национальным достоянием России.

С языковыми средствами мы сталкиваемся не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни. Практически каждый человек использует в своей речи сравнения, метафоры, эпитеты. Сами того не осознавая, мы делаем свой язык красивым и богатым.

Источник: https://FB.ru/article/238297/osnovnyie-yazyikovyie-sredstva-v-russkom-yazyike-yazyikovyie-sredstva-opredelenie-i-upotreblenie

Тема №2 Стилистические средства русского языка

Стилистические средства русского языка.

  1. Понятие стилистических ресурсов русского языка (на всех уровнях языковой системы).

  2. Понятие средств словесной образности. Тропы и фигуры.

  3. Семантические фигуры замещения (фигуры количества и фигуры качества) и фигуры совмещения (фигуры тождества, неравенства и противоположности).

  4. Синтаксические фигуры: по количественному составу (фигуры убавления и фигуры добавления) и по расположению компонентов синтаксической конструкции.

 Стилистическиересурсы современного русского языкаимеются на всех уровнях языковой системыи обнаруживаются в общепринятых приемахупотребления языковых стилистическихединиц.

Однимиз богатейших средств стилистическойвыразительности речи являются средствасловесной образности, основными изкоторых являются тропы и фигуры.

Троп(от греч.

Tropos –поворот,оборот речи) – перенос наименования,заключающийся в том, что слово, предложение,традиционно называющее один предметили явление, процесс, используется вданной речевой ситуации для обозначениядругого предмета или явления.

Механизмдействия тропов – совмещение в одномслове или высказывании двух семантическихпланов: коллективно-языкового,соответствующего буквальному значениюязыковой единицы, и ситуативного,относящегося к данному случаю.

Фигурыречи – 1) в широком смысле: любые языковыесредства, включая тропы, придающие речиобразность и выразительность; 2) в узкомсмысле: синтагматически образуемыесредства выразительности.

Семантические фигуры (в широком смысле)

Фигуры замещенияФигуры совмещения
ФигурыколичестваФигурыкачестваФигуры тождестваФигуры неравенстваФигуры противоположности
гиперболамейозислитотаметафораметонимияирониясравнениесинонимыклимаксантиклимакскаламбурзевгмаантитезаоксюморон

Синтаксические фигуры

По количественному составуПо расположению
Фигуры убавленияФигуры добавленияинверсияпараллелизмхиазманафораэпифорасимплока
эллипсисапосиопезапросиопезаапокойнуповторанадиплозиспролепса

Подумайте и ответьтена следующие вопросы:

  1. По каким параметрам все фигуры делятся на семантические и синтаксические?

  2. Что лежит в основе дальнейшей классификации семантических фигур и синтаксических фигур? Аргументируйте свою точку зрения.

Практическиезадания

  1. Укажите ряды, в которых синонимы различаются а) стилистически, б) смысловыми оттенками, в) стилистически и по смыслу одновременно:

  • отомстить, отплатить, попомнить, расквитаться;
  • отправиться, отбыть, поехать, укатить, двинуться, податься, махнуть;
  • развлекать, забавлять, занимать, веселить, потешать;
  • развод, расторжение брака;
  • разгласить, разболтать, раструбить, растрезвонить;
  • разделиться, распасться, раздробиться.
  1. Определите стилистическую нейтральность или маркированность слов, входящих в один и тот же синонимический ряд:

  • выговор, внушение, нагоняй, проборка, разнос, нахлобучка, головомойка, баня, взбучка, фитиль;
  • вид, внешность, наружность, облик, обличье, видимость;
  • лицо, физиономия, лик, личность, рожа, морда, рыло;
  • лицо, личность, особа, персона, фигура, субъект, тип, элемент.
  1. Отметьте семантические и стилистические особенности следующих имен существительных:

Держатель –держалка, умывальник – умывалка, открывалка- открывашка, директриса – директорша,монахиня – монашка – монашенка, полковница – полковничиха, учительница– учительша, журналисты – журналюги,читальня – читалка, продавец – продавщик,лжец – лгун, растеряха – растеряша.

  1. Различаются ли семантически или стилистически словоформы: в лесу – в лесе, в меху – в мехе, в мозгу – в мозге, на дому – на доме, в цвету – в цвете. Составьте предложения с этими словоформами.

  1. Установите, что общего и различного в значении предлогов, выделенных в следующих предложениях:

Благодаряисключительности своего положенья,своей фактической независимости, Хорьговорил со мной о многом, чего из другогорычагом не выворотишь, как выражаютсямужики, жерновом не вымелешь (Тургенев).Даже вот теперь: смерть у него на носу,а он все дрожит, сам не знает,из-за чего(Салтыков-Щедрин).

Снекоторого времени свидания в роще былипрекращены попричинедождливой погоды (Пушкин).Матушка ваша подоброте своей и лекарям меня показывала,и в больницу посылала (Тургенев).

По случаюволнения на море пароход пришел поздно,когда уже село солнце, и, прежде чемпристать к молу, долго поворачивался(Чехов).

  1. Подберите примеры средств словесной образности, включая тропы и фигуры.

7.Определите, какие фигуры использованыв следующих примерах, разграничьтесинтаксические и семантические фигуры:

  • посему я буду счастлив уделить всевозможное внимание всякому изъявлению твоей благодарности, но желательно в письменной форме и на одной стороне листа (В.Набоков) – из обращения к узнику.
  • Все молчали: охранник, стены, кувшин… (В.Набоков).
  • Я царь,я раб, я червь, я бог (Г.Державин).
  • Мы едим, чтобы жить, а живем для того, чтобы есть (АиФ).
  • Все покупают газеты, чтобы читать, вы читаете ВА-Банк, чтобы покупать (ВА-Банк).
  • Цинцинат подвязал потуже халат. Цинцинат сдвинул и потянул кричащий от злости стол (В.Набоков).
  • Собаки в сенцах завиляли хвостами, и лица у них, после Фогельшиной морды, казались родными и добрыми (Н.Тэффи).
  • -Ваша мама ужасная красавица, – покраснев, говорит Люня. – Моя мама тоже ужасная красавица, но ваша еще ужаснее (Н.Тэффи).
  • Как природа допустила рождение Гитлера, Чикатило и моей тещи Антонины Ивановны (Н.Фоменко).
  • Сниму зубную боль. Обращаться к фотографу (Н.Фоменко).

8. Какиесредства словесной образности использовалиавторы следующих строк:

А.Светила нам только зловещая тьма(А.Ахматова).

Кому сказать мне,с кем поделиться той грустной радостью,что я остался жив(С.Есенин).

Унылая пора! Очейочарованье!

Приятна мне твояпрощальная краса –

Люблю я пышноеприроды увяданье,

В багрец и золотоодетые леса(А.Пушкин).

Б. Значит– это кому–то нужно?

Значит – кто-тохочет, чтобы они были?

Значит– кто-то называет эти плевочки жемчужиной?(В.Маяковский).

«Все мое», – сказалозлато;

«Все мое», – сказалбулат.

«Все куплю», -сказало злато;

«Все возьму», -сказал булат(А.Пушкин).

Грубым даетсярадость.

Нежным даетсяпечаль.

Мне ничего не надо,

Мне ничего не жаль(С. Есенин).

Самое лучшее морето, где еще не плавал,

Самый лучшийребенок тот, что еще не вырос,

Самые лучшие днив нашей жизни те, что еще не прожиты,

Исамое прекрасное из сказанных тебе словто, что я еще скажу(Н.Хикмет).

– Поспеши ко мне,- велела.

– Посмеши меня, -велела.

– Полюби меня, -велела.

– Погуби себя, -велела (Н.Хикмет).

Коль любить, такбез рассудку,

Коль грозить, такне на шутку,

Коль ругнуть, таксгоряча,

Коль рубнуть, такуж сплеча! (А.К.Толстой).

Не станет нас! Амиру хоть бы что.

Исчезнет след! Амиру хоть бы что.

Нас не было, а онсиял и будет.

Исчезнем мы, – амиру хоть бы что! (О.Хайям).

Последняя тучарассеянной бури!

Одна ты несешьсяпо ясной лазури,

Одна ты наводишьунылую тень,

Одна ты печалишьликующий день(А.Пушкин).

Клянусь я первымднем творенья,

Клянусь егопоследним днем,

Клянусь позоромпреступленья

И вечной правдыторжеством.

Клянусь паденьягорькой мукой,

Победы краткоюмечтой,

Клянусь свиданиемс тобой

И вновь грозящеюразлукой(М.Лермонтов).

В. Какмальчик кудрявый резва,

Нарядна, какбабочка летом…(М.Лермонтов).

Для чего же,бросив друга

И кудрявого ребенка,

Бросив город мойлюбимый

И родную сторону,

Черной нищенкойскитаюсь

По столицеиноземной?…(А.Ахматова).

Что в имени тебемоем?

Оно умрет, как шумпечальный

Волны, плеснувшейв берег дальний,

Как звук ночной влесу глухом (А.Пушкин).

Г. Нежаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль душисиреневую цветь.

В саду горит костеррябины красной,

Но никого не можетон согреть(С.Есенин).

Пускай ты выпитадругим,

Но мне осталось,мне осталось

Твоих волосстеклянный дым

И глаз осенняяусталость(С.Есенин).

Д.В сто сорок солнц закат пылал(В.Маяковский).

Лошадку ведет подуздцы мужичок

В больших сапогах,в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…,а сам с ноготок(Некрасов).

Ваш шпиц, прелестныйшпиц, не более наперстка (А.Грибоедов).

9.Какие языковые явления лежат в основеследующих афоризмов:

Выход из безвыходнойситуации бывает именно в том месте, гдебыл вход (ЕжиЛец); ВидетьВас одно удовольствие, а не видеть –другое!(Н.Фоменко); Было так поздно, что стало уже рано (А.Солженицын);Добрая сигараподобна земному шару: она вертится дляудовольствия человека (К.

Прутков);Многие из тех,кто опередил свой век, вынуждены былиожидать его в местах не столь отдаленных(АиФ); Посырью завод относится к цветнойметаллургии, а по характеру финотчетности– к металлургии черной(АиФ); С годамиу одних становится больше ума, у других– денег, у третьих – печень(АиФ); Где началотого конца, которым оканчивается начало?(АиФ); Молодаябыла уже немолода. (АиФ);Дети – цветыжизни. Не давайте им, однако, распускаться.(АиФ); Женщиныподобны диссертациям: они тоже нуждаютсяв защите (АиФ); Дваодиноких фотографа срочно снимутквартиру (АиФ);Сегодняшняянаша бедность – не порог(АиФ); Руководитель,склонный к замопожертвованию (АиФ);Если повысить плату за проезд, то дорогуосилит имущий (АиФ);Придя к теще,зять воскликнул: «Деньги на дочку!»(АиФ).

10.На каком стилистическом приеме основаныследующие тексты:

Они сошлись. Водаи камень,

Стихи и проза, леди пламень

Не столь различнымеж собой (А.Пушкин).

И ненавидим мы, илюбим мы случайно,

Ничем не жертвуяни злобе, ни любви,

И царствует в душекакой-то холод тайный,

Когда огонь кипитв крови! (М.Лермонтов).

Он был в беломплаще. Он стоял на пороге.

Он был в беломплаще. Он в окно заглянул.

«Я посланец любви.Я к тебе от нее.

Ты невеста Его. Япришел за тобой».

Так сказал он ируки ко мне протянул.

Так сказал он. Какголос был чист и глубок!

И глаза его строгиебыли черны.

И глаза его нежныебыли светлы.

Я сказал: «Я готов.Я давно тебя жду».

Я сказала: «Иду.Передай: я иду» (Б.Акунин).

11. Подумайте,какое стилистическое средство объединяетмногие русские пословицы. Докажитепримерами.

12.Определите, что объединяет следующиевысказывания:

  • Закройте окно и рот.
  • Мужчины носят усы, а женщины – воду.
  • Эффект может оказаться двойным – сбросите и вес и губернатора.
  • Досуг в семье проводили по-разному: муж выжимал штангу, а жена – белье.
  • Благодаря нему он потерял свою новую форменную фуражку и веру в человечество.
  • Прогуляю вашу собаку, автомобиль, квартиру.

Источник: https://studfile.net/preview/7182763/page:4/

Обогащаем язык изобразительно-выразительными средствами

Стилистические средства русского языка.

Изобразительно-выразительные средства языка позволяют не только донести информацию, но и ярко, убедительно передать мысли. Лексические средства выразительности делают русский язык эмоциональным и красочным.

Выразительные стилистические средства применяют, когда необходимо эмоциональное воздействие на слушателей или читателей. Сделать презентацию себя, товара, фирмы невозможно без использования особых средств языка.

Лексические средства выразительности

Слово – основа изобразительной выразительности речи. Многие слова часто используют не только в прямом лексическом значении. Характеристики животных переносят на описание внешности или поведения человека – неуклюж как медведь, труслив как заяц. Полисемия (многозначность) – употребление слова в различных значениях.

Омонимы – группа слов в русском языке, которые имеют одинаковое звучание, но при этом несут разную смысловую нагрузку, служат для создания в речи звуковой игры.

Виды омонимов:

  • омографы – слова пишутся одинаково, меняют смысл в зависимости от поставленного ударения (замОк — зАмок);
  • омофоны – слова при написании отличаются одной или несколькими буквами, но на слух воспринимаются одинаково (плод — плот);
  • омоформы – слова, которые звучат одинаково, но при этом относятся к разным частям речи (лечу в самолете — лечу насморк).

Каламбуры – применяют для придания речи юмористического, сатирического значения, хорошо предают сарказм. Они основаны на звуковом сходстве слов или их многозначности.

Синонимы – описывают одно и то же понятие с различных сторон, имеют различную смысловую нагрузку и стилистическую окраску. Без синонимов невозможно построить яркую и образную фразу, речь будет перенасыщена тавтологией.

Виды синонимов:

  • полные – тождественные по смыслу, употребляются в одинаковых ситуациях;
  • семантические (смысловые) – призваны придавать оттенок словам (беседа-разговор);
  • стилистические – имеют одинаковое значение, но при этом относятся к разным стилям речи (палец-перст);
  • семантико-стилистические – имеют различный оттенок значения, относятся к разным стилям речи (сделать – сварганить);
  • контекстные (авторские) – употребляют в употребленном контексте для более красочного и многогранного описания человека или события.

Антонимы – слова имеют противоположное лексическое значение, относятся к одной части речи. Позволяют создавать яркие и экспрессивные фразы.

Тропы

Тропы – слова в русском языке, которые употребляют в переносном смысле. Они придают речи и произведениям образность, выразительность, призваны передавать эмоции, ярко воссоздавать картину.

Определение тропов

ТропыОпределение
АллегорияИносказательные слова и выражения, которые передают суть и основные признаки конкретного образа. Часто используют в баснях.
ГиперболаХудожественное преувеличение. Позволяет ярко описывать свойства, события, признаки.
ГротескПрием используют для сатирического описания пороков общества.
ИронияТропы, которые призваны скрыть истинный смысл выражения путем легкой насмешки.
ЛитотаПротивоположность гиперболе – свойства и качества предмета заведомо преуменьшены.
ОлицетворениеПрием, при котором неодушевленным предметам приписывают качества живых существ.
ОксюморонСоединение в одном предложении несоединимых понятий (мертвые души).
ПерифразаОписание предмета. Человека, события без точного указания названия.
СинекдохаОписание целого через часть. Образ человека воссоздают путем описания одежды, внешности.
СравнениеОтличие от метафоры – присутствует и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. В сравнении часто присутствуют союзы – как, будто.
ЭпитетНаиболее частое образное определение. Не всегда для эпитетов используют прилагательные.

Метафора – скрытое сравнение, употребление существительных и глаголов в переносном значении. В ней всегда отсутствует предмет сравнения, но присутствует то, с чем сравнивают.

Бывают краткие и развернутые метафоры. Метафора направлена на внешнее сравнение предметов или явлений.

Метонимия – скрытое сравнение предметов по внутреннему сходству. Это отличает этот троп от метафоры.

Синтаксические средства выразительности

Стилистические (риторические) – фигуры речи призваны усиливать выразительность речи и художественных произведений.

Виды стилистических фигур

Название синтаксического построенияОписание
АнафораИспользование одинаковых синтаксических конструкций в начале соседних предложений. Позволяет логически выделить часть текста или предложение.
ЭпифораПрименение одинаковых слов и выражений в конце соседних предложений. Такие фигуры речи придают тексту эмоциональность, позволяют четко передать интонации.
ПараллелизмПостроение соседних предложений в одинаковой форме. Часто используют для усиления риторического восклицания или вопроса.
ЭллипсисЗаведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делает речь более живой.
ГрадацияКаждое последующее слово в предложение усиливает значение предыдущего.
ИнверсияРасстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием позволяет усилить выразительность речи. Придать фразе новое звучание.
УмолчаниеСознательная недосказанность в тексте. Призвано пробуждать в читателе глубокие чувства и мысли.
Риторическое обращениеПодчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным предметам.
Риторический вопросВопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь внимание читателя или слушателя.
Риторическое восклицаниеОсобые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи. Делают текст эмоциональным. Привлекают внимание читателя или слушателя.
МногосоюзиеМногократное повторение одинаковых союзов для усиления выразительности речи.
БессоюзиеНамеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи динамичность.
АнтитезаРезкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для создания контраста, он выражает отношение автора к описываемому событию.

Тропы, фигуры речи, стилистические выразительные средства, фразеологические высказывания делают речь убедительной и яркой.

Такие обороты незаменимы в публичных выступлениях, предвыборных кампаниях, митингах, презентациях. В научных публикациях и официально-деловой речи подобные средства неуместны – точность и убедительность в этих случаях важнее эмоций.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/eloquence/talk/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

Стилистические средства в художественной речи -Литературоведение и теория литературы

Стилистические средства русского языка.

Библиографическая запись: Стилистические средства в художественной речи // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – 2016-03-05 18:32:29. – URL: https://myfilology.ru//137/1294/ (дата обращения: 10.05.2020)

Стилистические средства в художественной речи

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т. п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п.

Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.

Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Она выполняет эстетическую функцию.

Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Отличительной особенностью художественного стиля речи можно назвать употребление особых фигур речи, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т. п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п.

Языковые средства художественного стиля:

Лексические средства:

  1.  неприятие шаблонных слов и выражений;
  2.  широкое использование слов в переносном значении;
  3.  намеренное столкновение разностильной лексики;
  4.  использование лексики с двуплановой стилистической окраской;
  5.  наличие эмоционально-окрашенных слов.

2. Фразеологические средства – разговорного и книжного характера.

3. Словообразовательные средства:

  1.  использование разнообразных средств и моделей словообразования;
  2.  окказиональные (индивидуально-авторские) неологизмы: некогдилось, завороть, молоткастый, прозаседавшиеся, прознобь.

4. Морфологические средства:

  1.  использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности;
  2.  частотность глаголов;
  3.  пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица;
  4.  незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;
  5.  формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных;
  6.  широкое употребление прилагательных и наречий.

5. Синтаксические средства:

  1.  использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств;
  2.  широкое использование стилистических фигур.

Троп (от др.-греч. τρоπος — оборот) — в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Основные виды тропов:

  • Метафора (от др.-греч. μεταφορ — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. («Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»). Любая часть речи в переносном значении.
  • Метонимия (др.-греч. μετονυμα — «переименование», от μετ — «над» и νομα/νυμα — «имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора — «по сходству». Частным случаем метонимии является синекдоха. («Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны.)
  • Эпитет (от др.-греч. ?π?θετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе («робкое дыхание»; «пышная примета»).

  • Синекдоха (др.-греч. συνεκδοχ?) — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. («Всё спит — и человек, и зверь, и птица»; «Мы все глядим в Наполеоны»; «В крыше для моего семейства»; «Ну что ж, садись, светило»; «Пуще всего береги копейку».)
  • Гипербола (из др.-греч. ?περβολ? «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. («Я говорил это тысячу раз»; «Нам еды на полгода хватит».)
  • Литота — образное выражение, приуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту называют обратной гиперболой. («Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка»).
  • Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта высказывания свойства. («Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт»; «Мой дом — моя крепость»; «Он ходит гоголем»; «Попытка — не пытка».)
  • В стилистике и поэтике, перифраз (перефраз, перифраза; от др.-греч. περφρασις — «описательное выражение», «иносказание»: περ — «вокруг», «около» и φρσις — «высказывание») — это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания. («Ночное светило» = «луна»; «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»).

  • Аллегория (иносказание) — условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Например:

Грустит соловей у поверженной розы,надрывно поёт над цветком.Но льёт и садовое пугало слёзы,любившее розу тайком.

  • Олицетворение (персонифика?ция, прозопопея) — троп, присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Например:

А и горе, горе, гореваньице!

А и лыком горе подпоясалось,

Мочалами ноги изопутаны.

— Народная песня

Государство словно отчим злой,

от кого, увы, не убежать, ибо невозможно взять с собой

Родину – страдающую мать.

— Айдын Ханмагомедов, Ответ на визу

  • Ирония (от др.-греч. ερωνεα — «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. («Где уж нам, дуракам, чай пить».)
  • Сарказм (греч. σαρκασμς, от σαρκζω, буквально «разрывать [мясо]») — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

Сарказм — это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит. Пример:

Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим.Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно первой из них у меня имеются сомнения.

Жанры художественной речи: эпический (античная литература); повествовательный (романы, повести, рассказы); лирический (стихи, поэмы); драматический (комедия, трагедия).

05.03.2016, 32794 просмотра.

Источник: https://myfilology.ru/137/1294/

Средства выразительности речи: таблица

Стилистические средства русского языка.

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Средства выразительности в русском языке можно разделить на:

  1. Лексические средства
  2. Синтаксические средства
  3. Фонетические средства

Лексические средства: тропы

Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие.Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь)Художественное преувеличение.
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова).

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие.Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания
Литота — Мужичок с ноготок.Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.

Метафора — Сонное озеро города (А. Блок)Переносное значение слова, основанное на сходстве
Метонимия — Класс зашумелЗамена одного слова другим на основе смежности двух понятий
Окказионализмы — Плоды образования.

Художественные средства, образованные автором.
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется.Наделение неживых предметов свойствами живых.
Перифраз—Лев = царь зверей.Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.

Сарказм —Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сравнение —Молвит слово – соловей поёт.В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.

Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги).Перенос значения по количественному признаку.
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос».Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.

Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы.1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.

2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста

Антонимы —оригинал – подделка, чёрствый – отзывчивыйСлова, имеющие противоположенные значения
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёкиУстаревшее слово или оборот речи

Синтаксические средства

Анафора — Не напрасно шла гроза.Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​.Противопоставление.

Градация — Пришёл, увидел, победил!Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
Инверсия — Жили-были дед да баба.Обратный порядок слов.
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук.

Это был лучший голос, который я слышал за последние годы.

Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.Намеренное использование повторяющегося союза.

Оксюморон — Мёртвые души.Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.

Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия.

Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство.

Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)

Сходное, параллельное построение фраз, строк.
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.

Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.Одинаковая концовка нескольких предложений.

Фонетические средства: звукопись

Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышейПовтор согласных, создающий образ.
Ассонанс — Люблю березу русскую
То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность.
Повтор гласных, создающий образ.
Градация — Пришёл, увидел, победил!Расположение слов, выражений по возрастающей (в

Решай 26 задание ЕГЭ по русскому языку с ответами.

Источник: https://bingoschool.ru/blog/94/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.