+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Система учреждений и органов, исполняющих наказания. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции

Закон об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания

Система учреждений и органов, исполняющих наказания. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции

Уголовно-исполнительное законодательство, целью которого является исправление осужденных и недопущение совершения новых уголовных преступлений как ранее осужденными, так и иными лицами, имеет достаточно широкую базу нормативно-правовых актов. Условно их можно разделить на три группы:

  • Непосредственно регулирующие аспекты общественных отношений, которые возникают в ходе исполнения и отбывания уголовного наказания;
  • Федеральное законодательство, составляющее правовую основу отдельных видов занятости сотрудников в рамках уголовно-исполнительной системы;
  • Законодательные акты, дополняющие процесс правового регулирования конкретных общественных отношений, к которым отсылает Уголовно-исполнительный кодекс.Закон об исправительных органах и учреждениях, который мы рассмотрим в настоящей статье, относится к первой категории.

Основные положения закона

Закон РФ N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» был принят 21 июля 1993 года. Последние изменения настоящий закон претерпел в декабре 2016 года.

Задача уголовно-исполнительного законодательства состоит в:

  • Регулировании процесса исполнения и отбывания уголовных наказаний в местах лишения свободы;
  • Выборе мер, необходимых для исправления осужденных;
  • Защита их прав, свобод и законных интересов;
  • Оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Настоящий закон является законодательной основой работы учреждений и органов, полномочия которых заключаются в исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы и составляющих вкупе единую уголовно-исполнительную систему.

Структурно представлен семью главами, содержащими 38 статей, 7 из которых на настоящий момент утратили законную силу. Рассмотрим тезисно аспекты, которые регламентирует настоящий нормативно-правовой акт:

  • Общие положения: принципы деятельности уголовно-исполнительной системы, профильная законодательная база;
  • Организация и обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы: учреждения, исполняющие уголовные наказания, их использование для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, центральные и территориальные органы, финансовое обеспечение и государственная поддержка, полномочия органов государственной власти субъектов в данной сфере, имущество уголовно-исполнительной системы, обеспечение безопасности ее объектов, содействие перевозчиков и владельцев инфраструктуры подразделениям по конвоированию;
  • Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания: обязанности, права, в том числе права специальных подразделений по конвоированию, порядок исполнения уголовных наказаний, образование, обучение и привлечение к труду осужденных, собственные производства и предприятия учреждений, а также особенности привлечения заключенных к труду на объектах предприятий, не входящих в систему, выполнение работ по хоз. обслуживанию следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания;
  • Права и обязанности работников системы: персонал, его права и обязанности, гарантии сотрудникам, назначенным на должности в органы государственной власти или местного самоуправления, трудовые коллективы предприятий учреждений, порядок награждения;
  • Применение силы, спецсредств и оружия: общие требования, порядок их применения, гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника;
  • Правовая и социальная защита работников системы: гарантии личной безопасности персонала учреждений, сотрудников системы и их семей, государственное страхование и компенсация ущерба на случай смерти (гибели) или травмы работников следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, социальные гарантии, единовременная «стартовая» выплата;
  • Надзор за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

Рассмотрим положения отдельных статей. Согласно ст. 1, работа органов пенитенциарной системы строится на принципах законности, гуманизма и уважения человеческих прав.

Согласно статье 5, структура уголовно-исполнительной системы включает в себя:

  • Учреждения, исполняющие уголовные наказания;
  • Территориальные органы системы;
  • Федеральный орган исполнительной власти, основными функциями которого являются правоприменение и надзор;
  • Могут входить также следственные изоляторы, производственные предприятия, научно-исследовательские, медицинские, образовательные и другие организации.

К числу учреждений относятся:

  • Исправительные колонии;
  • Воспитательные колонии;
  • Тюрьмы;
  • Лечебные исправительные учреждения.

В свою очередь, главным органом исполнительной власти в России является созданная по приказу Президента в 2004 году Федеральная служба исполнения наказаний, сокращенно ФСИН. Служба подчиняется Министерству Юстиции РФ. Орган осуществляет следующие функции:

  • Правоприменительные;
  • Контрольные функции в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных;
  • По содержанию лиц, которые подозреваются либо обвинены в совершении уголовных преступлений, а также подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию;
  • По контролю за поведением и образом жизни лиц, которые были осуждены на условный срок, а также за выполнением наложенных судом запретов и ограничений лицами, находящимися под домашним арестом по подозрению или обвинению.

Какие были внесены изменения?

В декабре 2016 года с выходом федерального закона N 503-ФЗ были внесены изменения в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Наиболее существенные правки коснулись положений закона, регламентирующих порядок применения силы сотрудниками ФСИН в целях пресечения попыток неповиновения заключенных.

Еще на этапе обсуждений документ вызвал массовый резонанс. В адрес первоначальной редакции законопроекта правозащитники высказывали мнение, что она едва ли не узаконивала применение пыток в тюрьмах.

В итоге было выработано компромиссное решение.

Статья 28 была изложена в новой редакции, а закон также пополнился статьей 28.1 о порядке применения силы, оружия и спец. средств.

Закон обязывает сотрудников учреждений, исполняющих уголовные наказания, принимать меры для обеспечения минимально возможного причинения вреда заключенному, незамедлительного оказания медицинской помощи пострадавшему. Медики должны зафиксировать телесные повреждения, нанесенные заключенному.

О каждом эпизоде применения силы или оружия с причинением заключенному травм, а также в случае наступления смерти, начальство учреждения обязано сообщать в органы прокуратуры незамедлительно.

В статье 29, также претерпевшей редакцию, прописаны аспекты, связанные с применением физической силы сотрудниками уголовно-исполнительной системы (лично или в составе подразделения). Боевые приемы борьбы должны быть применены только если несиловые способы не возымели должного результата, и прибегнуть к ним можно в следующих случаях:

  • Для пресечения преступлений и правонарушений;
  • Задержания осужденного или заключенного под стражу;
  • В случае неповиновения или противодействия законным требованиям.

Применение оружия и спецсредств допустимо при следующих обстоятельствах (статья 30):

  • Для отражения нападений;
  • Пресечения уголовных преступлений;
  • Пресечения физического сопротивления, неповиновения или противодействия, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья;
  • В случае массовых беспорядков и групповых дезорганизующих нарушений;
  • Для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений и транспорта;
  • При конвоировании, охране и сопровождении, если осужденные дают основание полагать, что намерены совершить побег или причинить кому-либо;
  • При попытке насильственного освобождения осужденных из-под охраны при конвоировании;
  • Для задержания лиц, относительно которых есть основания полагать, что они окажут вооруженное сопротивление;
  • Для пресечения побега и задержания бежавших преступников.

Перечень специальных средств, выдаваемых сотрудникам пенитенциарных учреждений, устанавливает российское правительство.

В их число входят специальные палки, газовые средства, наручники, электрошокеры, светошоковые и акустические спецсредства. Также в определенных законом ситуациях можно привлекать служебных собак.

Законом прописаны порядок и существенные ограничения их применения. Нововведениями было запрещено:

  • Бить по бунтовщикам из водомета при температуре ниже нуля;
  • Применять электрошокер и наносить удары в определенные зоны тела (шея, голова, пах, область сердца и др.)

Отдельная глава в обновленном законе посвящена гарантиям личной безопасности сотрудников органов уголовно-исполнительной системы.

В ситуациях, представляющих угрозу (соответствующие обстоятельства также прописаны в законе), сотрудник вправе направить на заключенного огнестрельное оружие.

При попытке того приблизиться, сократив указанное расстояние, или прикоснуться к оружию, сотрудник получает право стрелять.

Если применение оружия, специальных средств или физической силы было признано правомерным, сотрудник не понесет ответственности за вред, нанесенный здоровью заключенного. Заведомо незаконный приказ о применении насилия в отношении арестанта не должен выполняться сотрудником.

Скачать закон 5473 1 в последней редакции

Рассмотренный нами закон является вторым по значимости актом после Уголовно-исполнительного кодекса РФ в данной области законодательства.

Чтобы подробно ознакомиться с аспектами работы исправительной системы и полномочиями, предоставленными ФСИН, предлагаем скачать Закон РФ N 5473-I от 21.07.

93 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в последней редакции.

Источник: https://lawlinks.ru/fz-ob-organax-i-uchrezhdeniyax-ispolnyayushhix-ugolovnye-nakazaniya/

14. Система учреждений и органов, исполняющих наказания

Система учреждений и органов, исполняющих наказания. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции

Учрежденияи органы, исполняющие наказания, делятсяна две группы, и все они перечислены вст. 16 УИК РФ.

Первуюгруппу составляют учреждения и органы,для которых исполнение уголовныхнаказаний является основной функцией:

а) учрежденияуголовно-исполнительной системы(уголовно-исполнительные инспекции;исправительные центры; арестные дома;исправительные учреждения);

б) дисциплинарнаявоинская часть;

в) гауптвахтыдля осужденных военнослужащих илисоответствующие отделения гарнизонныхгауптвахт;

г) судебныеприставы-исполнители.

Ковторой группе относятся учреждения иорганы, для которых исполнение наказанийявляется дополнительной функцией к ихосновной деятельности:

а) суд;

б) администрацияорганизации, в которой работаетосужденный;

в) командованиевоинских частей и учреждений;

г) орган,правомочный в соответствии с закономаннулировать разрешение на занятиесоответствующей деятельностью;

д) должностноелицо, присвоившее звание, классный чинили наградившее государственнойнаградой, либо соответствующий орган.

Наказанияв виде штрафа и конфискацииимуществаисполняютсясудебными приставами-исполнителями.

Наказанияв виде исправительных и обязательныхработ исполняютсяуголовно-исполнительной инспекцией(Положение «Об уголовно-исполнительныхинспекциях», утвержденное ПостановлениемПравительства РФ от 16.06.1997 г. № 729,УИК РФ – глава IV).

Наказанияв виде лишения специального, воинскогоили почетного звания, классного чина игосударственных наград исполняютсяпо требованию приговора судасоответствующими должностными лицами(УИК РФ – глава IX, ст. 61).

Наказанияв виде ограничения свободы, ареста,лишения свободы и смертной казниисполняются учреждениямиуголовно-исполнительной системы :

• ограничениесвободы – исправительными центрами(УИК РФ – глава VIII);

• арест– арестными домами (УИК РФ – глава Х);

• лишениесвободы – исправительными учреждениями(УИК РФ – главы XI, XVI, XVII).

Осужденныек лишению свободы могут отбыватьнаказаниев лечебных исправительных учреждения .

17. Понятие наказания в виде обязательных работ и порядок его исполнения

Обязательныеработы относятсяк основным уголовным наказаниям безизоляции от общества и применяются вкачестве альтернативы лишению свободы,как правило, за преступления небольшойи средней тяжести.

Согласноуголовному законодательству РоссийскойФедерации обязательные работы заключаютсяв выполнении осужденным в свободное отосновной работы или учебы время бесплатныхобщественных работ. Свободным считаетсяи время отпуска. Если продолжительностьобязательных работ невелика, тофундаментальное право на отдых ненарушается.

Несовершеннолетниеосужденные выполняют бесплатныеобщественные работы, являющиесяпосильными для них с учетом возраста итрудоспособности.

Приназначении обязательных работтрудоспособные осужденные ограничиваютсяв соответствии со ст. 10 УИК РФ в следующихконституционных правах:

1.  Насвободный выбор вида труда и егодобровольность ,т. е. осужденный лишается возможностивыбирать работу. Обязательные работыне назначаются инвалидам 1-й группы,беременным женщинам, женщинам с детьмидо 3 лет и военнослужащим.

Данныеобстоятельства могут наступить впроцессе выполнения данного наказания,поэтому, согласно УИК, если лицо признаноинвалидом или наступила беременностьуголовно-исполнительная инспекциявносит представление в суд об отсрочкедля женщин или освобождении от наказанияинвалидам.

2.  Навознаграждение за труд .Это ограничение предполагает, чтоосужденному не полагается денежноевознаграждение за работу. Работы должныосуществляться на объектах по согласованиюс УИИ. Эти объекты должны находиться впределах района жительства осужденного.

Это может быть жилищно-коммунальнаясфера, санитарная уборка улиц и т. п.

Особые требования при выборе характераработы существуют для несовершеннолетнихосужденных (предельный возраст заключениятрудового договора по Трудовому кодексу(ТК) – 16 лет, только в исключительныхслучаях трудовой договор может бытьзаключен с учащимся до 14 лет, причем,лишь на определенные работы).

3.  Наотдых .

Источник: https://studfile.net/preview/6019313/page:7/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.