+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Рынок систем управления промышленной безопасностью. Управление промышленной безопасностью: организация супб

Содержание

Система управления промышленной безопасностью (СУПБ)

Рынок систем управления промышленной безопасностью. Управление промышленной безопасностью: организация супб

Система управления промышленной безопасностью (СУПБ) – это совокупность организационно-технических действий, вырабатываемых и реализуемых предприятиями, использующими опасные производственные объекты (ОПО) в целях недопущения аварийных ситуаций, а также для минимизации и нейтрализации их последствий.

Объекты СУПБ

Очередные изменения, внесенные в Федеральный закон ФЗ-№116, обязали создавать и обеспечивать функционирование СУПБ всех пользователей ОПО 1-2 класса опасности:

  • Площадки, связанные с применением опасных веществ, включая нефтеперерабатывающие заводы и металлургические с токсичным сернокислотным производством, склады взрывчатых материалов
  • Добытчики полезных ископаемых под землей и на поверхности (угольные шахты, рудничные выработки и карьеры с годовой добычей более 1 млн. т с высоким риском пылегазовых взрывов и горных ударов)
  • Крупные металлургические комбинаты, включающие в себя литейные производства

Законодательством не предусмотрено создание СУПБ для ОПО 3-4 классов опасности

Цели создания системы

цель создания СУПБ – сохранность здоровья и жизни людей, а также экосреды. Являясь эффективным инструментом управления, система обеспечивает работоспособность каждого отдельного элемента промбезопасности:

  1. Определяет ключевые цели пользователей ОПО в сфере промбезопасности для дальнейшего ознакомления с ними персонала предприятия и общественности
  2. Выявление, аутентификация, оценка и прогнозирование аварийных рисков и связанных с ними угроз
  3. Выработка и выполнение мер по сокращению аварийных рисков, включая работы/услуги, оказываемые на ОПО сторонними организациями или ИП
  4. Координирование действий собственных структур и вовлеченных служб по недопущению аварий и инцидентов
  5. Ведение производственного контроля за выполнением правил ПБ
  6. Гарантирование безопасной апробации инновационного оборудования
  7. Своевременная актуализация мер по сокращению аварийных рисков
  8. Выработка мер по минимизации аварийных рисков с участием персонала, задействованного на ОПО
  9. Информационная поддержка всех мероприятий, реализуемых в сфере ПБ

Одной из значимых составляющих СУПБ является производственный контроль, который ярко иллюстрирует эффективность каждого отдельного элемента системы управления ПБ.

Документационное обеспечение СУПБ

Одним из средств выполнения задач, поставленных Федеральным законом ФЗ-№116 в рамках разработки и организации системы управления ПБ, является ее документационное обеспечение, которое должно совпадать с требованиями правительственного постановления от 26 июня 2013 г. № 536 и содержать:

  • Задекларированную политику пользователя ОПО в сфере промбезопасности
  • Положение о СУБП, являющееся внутренним документом, устанавливающим базовые правила функционирования системы
  • Положение о производственном контроле над соблюдением правил ПБ
  • Пан действий по сокращению аварийных рисков на ОПО
  • Прочая документация по обеспечению работоспособности СУБП с учетом специфики ОПО

Положение о СУБП – базовый документ в сфере обеспечения промбезопасности на каждом конкретном ОПО, охватывающий максимальный диапазон элементов управления ПБ: от задач и структуры системы до распознавания опасностей и оценки аварийных рисков

Положение не требует согласования с Ростехнадзором. Как и декларация о политике в сфере ПБ, положение утверждается руководителем предприятия, использующего ОПО. Оба документа размещаются на онлайновом ресурсе предприятия или в СМИ не позднее 30 дней с момента их утверждения.

Регламент разработки

Каждая система управления ПБ разрабатывается с учетом специфики конкретного предприятия и используемых им опасных объектов. Разработка системы реализует положения ФЗ-№ 116, связанные с обеспечением ее работоспособности:

  1. Выполнение поставленных целей и задач
  2. Определение политики в сфере ПБ посредством программно-целевых методов и внедрения прогрессивных экономических подходов
  3. Установка единых требований
  4. Идентификация и регистрация ОПО в госреестре
  5. Создание декларации ПБ
  6. Заключение страховых договоров
  7. Проведение ЭПБ проектной документации, техустройств, зданий и сооружений, декларации ПБ
  8. Организация обучения и аттестации персонала в сфере ПБ
  9. Структура системы и обеспечение информационного обмена
  10. Анализ аварийных рисков
  11. Оценка уровня и нормативное обеспечение ПБ
  12. Анализ функционирования СУПБ

Плюсы создания функционирующей системы

Создание СУПБ обязанность каждого пользователя ОПО 1-2 класса опасности, предусмотренная на уровне закона. Пренебрежение данной обязанностью может обернуться техногенными катастрофами и гибелью людей.

Правильно организованная система управления ПБ не является гарантом безопасности.

Но ее наличие дает возможность качественно контролировать и управлять производственными процессами, исключая возникновение аварий и сохраняя жизнь персонала.

В результате все финансовые и временные затраты по созданию и внедрению СУПБ компенсируются оптимизацией страховых выплат и повышением производительности, достигнутой за счет обеспечения безопасных условий труда.

Источник: https://cvetmetremont.ru/services/sistema-upravleniya-promyshlennoj-bezopasnostyu/

Разработка системы управления промышленной безопасности

Рынок систем управления промышленной безопасностью. Управление промышленной безопасностью: организация супб

Разработка системы управления промышленной безопасности (СУПБ) на опасном производственном объекте (ОПО) является обязательной для всех предприятий, которые были отнесены к первому или второму классу опасности.

СУПБ – это комплекс мер, направленных на предотвращение аварийных ситуаций и несчастных случаев, а также на быструю локализацию возможных последствий таких аварий.

Федеральный закон 21.07.1997 № 116-ФЗ регламентирует требования к организации промышленной безопасности на различных объектах.

Для каких объектов разработка СУПБ является обязательной?

Разработка системы управления промышленной безопасности на ОПО необходима для предприятий, входящих в следующие категории:

  • Промышленные объекты, на которых используются опасные вещества. В эту категорию входят предприятия по нефтепереработке, металлургические заводы, склады, на которых хранятся взрывоопасные материалы или токсичные вещества.
  • Предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Также в эту категорию включены крупные карьеры, на которых объемы добычи за год превышают 1 миллион тонн природного сырья.
  • Металлургические заводы и объекты, занимающиеся литейным производством.

Если ОПО были отнесены к третьему или четвертому классу опасности, разработка СУПБ для них не считается обязательной.

Цели разработки СУПБ

Промышленная безопасность на опасном производственном объекте является одной из ключевых задач руководства. Если на предприятии используются опасные технологии и материалы, пренебрежение действующими требованиями может привести к аварийным ситуациям с тяжелыми последствиями, при этом нарушений ТБ можно избежать при организации соответствующего контроля.

Создание СУПБ преследует несколько основных целей:

  • Анализ и составление прогнозов возможных рисков аварий и возможных угроз для работающего персонала и населения прилегающих территорий.
  • Разработка комплекса мероприятий для предотвращения возможных аварийных ситуаций. Реализация запланированных мер должна свести к минимуму выявленные риски и обеспечить стабильную безаварийную работу организации.
  • Обеспечение координации работ по промышленной безопасности на ОПО между подразделениями. Слаженная система действий обеспечивает максимальную эффективность реализации запланированных мер.
  • Информационное обеспечение персонала и руководства всех уровней по соблюдению требуемых положений. Регулярное обучение и информирование сотрудников по мерам безопасности значительно сокращает риск несчастных случаев и производственных травм.
  • Периодическая корректировка мероприятий по обеспечению безопасности на промышленном объекте.

Документы по организации СУПБ на предприятии

Требования к документации по системе безопасности утверждены правительственным постановлением от 26 июня 2013 г. N 536. Оно предусматривает наличие на объекте следующих обязательных документов:

  • Заявление о политике предприятия в области промбезопасности.
  • Положение о создании СУПБ
  • Положение об организации производственного контроля для соблюдения требований промбезопасности.
  • Планы мероприятий, направленные на снижение аварийности производств аи предотвращение несчастных случаев.
  • Прочие документы, отраженные в Постановлении №536.

Система документации является внутренней: она разрабатывается в соответствии со спецификой деятельности конкретного предприятия и не требует дополнительного согласования в Ростехнадзоре. Ключевые положения должны быть утверждены руководителем организации и размещены на ее сайте в открытом доступе.

Основной критерий эффективности разработанной СУПБ на предприятии – низкий уровень производственного травматизма и отсутствие аварийных ситуаций. Это не просто набор документов, а комплексная система мер, направленных на предотвращение опасных инцидентов. Пренебрежение установленными правилами может стать причиной тяжелых последствий, которые будет невозможно устранить.

Состав положения о СУПБ на предприятии

Разрабатывать положение о СУПБ может штатный или приглашенный специалист. Это основной документ, определяющий дальнейшую политику организации в отношении промбезопасности. В нем должны присутствовать следующие ключевые разделы:

  • Задачи руководства ОПО по созданию эффективной и работоспособной системы промбезопасности.
  • Структура СУПБ, созданная на объекте в соответствии со спецификой его работы.
  • Права и обязанности руководителя организации, других представителей руководящего звена и рядовых сотрудников в области создания СУПБ.
  • Порядок подготовки плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на объекте.
  • Материальное обеспечение проведение мероприятий для повышения уровня производственной безопасности.
  • Информационное обеспечение руководящего звена и рабочего персонала.
  • Порядок проведения обучения и аттестации руководителей подразделений и рабочего персонала по вопросам промбезопасности.
  • Порядок проведения прогнозирования аварий и определения риска возможных угроз на предприятии.

Это только основные разделы, которые обязательно должны присутствовать в положении о СУПБ. Конкретное содержание документа зависит от особенностей деятельности компании, положение разрабатывается с учетом специфики отрасли.

Если по указанным вопросам уже разработаны отдельные локальные нормативные акты, то в Положении достаточно указать их реквизиты, а не переписывать содержание. Система документации помогает организовать полный комплекс мер по контролю безопасности и отслеживать эффективность проводимых мероприятий.

При необходимости в Положение могут быть внесены различные изменения.

Помощь в разработке СУПБ

При отсутствии на предприятии штатных специалистов по вопросам промбезопасности или их недостаточной квалификации можно обратиться в стороннюю организацию и заказать разработку полного комплекта необходимых документов. Наши специалисты подготовят Положение в соответствии с требованиями федерального законодательства, гарантируется точность и ответственность при заполнении документов.

В дальнейшем разработанный комплект документации позволит без проблем заполнять различные виды отчетности для предоставления в Ростехнадзор. Мы поможем подготовить необходимые бумаги в короткие сроки, и стоить это будет недорого.

Воспользуйтесь услугами профессионалов, чтобы создать на предприятии эффективную и работоспособную систему управления промышленной безопасностью и предотвратить возможные аварийные ситуации.

Позвоните нам для получения подробных консультаций по предоставляемым услугам и оформления заявки.

Список литературы:

  • Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21.07.1997 N 116-ФЗ
  • Постановление Правительства РФ от 26 июня 2013 г. N 536 “Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cfa63f9d98ba600b18b2345/razrabotka-sistemy-upravleniia-promyshlennoi-bezopasnosti-5e8af821c0d5ce38ec30022c

Управление промышленной безопасности: положение и организация системы

Рынок систем управления промышленной безопасностью. Управление промышленной безопасностью: организация супб

Одним из главных моментов на производстве является обеспечение безопасности. Особенно это касается предприятий, где имеется прямая угроза жизни рабочих при неправильных действиях.

Из-за сложности и разнообразия оборудования приходится разрабатывать множество инструкций и сводов правил. Эту задачу упрощает система управления промышленной безопасностью на производстве.

Она объединяет и систематизирует все нормы, одновременно указывая методы контроля над их выполнением.

Для чего нужна Система управления промышленной безопасностью

Данная система выполняет множество функций:

  • выясняет задачи и цели в плане безопасности на предприятиях с опасными объектами;
  • доносит эту информацию до рабочего состава;
  • определяет уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций на производстве, в зависимости от него предписывает определенный алгоритм действий;

Система управления безопасностью

  • разрабатывает план по снижению риска ЧС во время работ на производстве, а также при сотрудничестве с другими предприятиями;
  • координирует все действия по охране и безопасности труда;
  • занимается контролем над соблюдением техники безопасности и знаниями ее сотрудниками;
  • определяет безопасную эксплуатацию оборудования;
  • вовремя производит пересмотр плана и вносит изменения в зависимости от ситуации;
  • доводит к сведению обо всех нормах и изменениях в них до каждого сотрудника.

Структура СУПБ

Преимущества создания и обеспечения функционирования СУПБ

На производстве, являющимся потенциально опасным, наличие данной системы является обязательным. Несмотря на это, многие руководители имеют халатное отношение к этому. Такой подход является причиной большого количества жертв при чрезвычайных ситуациях, а также возникновения травматизма на производстве.

СУОТ: система управления охраной труда

Конечно, одно лишь наличие системы безопасности не исключает возможности возникновения этих ситуаций, но она станет надежной основой для осуществления безопасного производства.

Объединяя в себе все нормы и правила, касающиеся одного отдельно взятого предприятия, она значительно упрощает работу.

При грамотном составлении система обеспечивает полный контроль над всеми без исключения процессами на производстве.

Наличие СУПБ обязательно как для мелких, так и крупных компаний, таких как Газпром, РосНефть, ОК РУСАЛ.

Обратите внимание! Во всех перечисленных организациях данная система присутствует не только в виде бумаг, но и на деле: она контролируется на местах и постоянно совершенствуется. Именно поэтому травматизм и несчастные случаи сведены к минимуму.

Когда необходима разработка СУПБ

Какова цель проведения экспертизы промышленной безопасности

Разработка системы безопасности на объектах, на которых данное мероприятие обязательно, должна производиться до введения производства в эксплуатацию. На остальных, где система внедряется по желанию, в любой момент времени.

На какие объекты требуется разработка СУПБ

Федеральный закон требует разработку СУПБ на производствах, которые относятся по классности опасности к 1 и 2 классу. Таковыми являются:

  • производства с опасными и ядовитыми вещества, указанные в перечне Федерального закона: нефтеперерабатывающие станции, металлургические заводы, на которых применяется серная кислота, складские помещения со взрывчатыми веществами;
  • все крупные предприятия, занимающиеся добычей открытым или подземным способом: угольные шахты, рудники, карьеры с большим годовым оборотом (более 1 млн. тонн);
  • металлургические предприятия с большим оборотом и литейным производством.

Типовое положение о системе управления охраной труда

Для ОПО, относящихся к 3 и 4 классам, создание СУПБ в законе не требуется.

Важно! Разработка системы ведется для всего предприятия целиком, независимо от расположения его составных частей и их отдаленности друг от друга, все они указываются кратко в системе.

Кем разрабатывается Положение и какие документы для этого требуются

Подготавливается СУПБ либо уполномоченными на это сотрудниками компании (в основном этим занимаются специалисты по охране труда), либо эксперты специальных компаний, оказывающих услуги по созданию данных систем.

Главным критерием при создании является соответствие всей документации Федеральным и региональным законам. Для оформления системы потребуется собрать некоторые бумаги:

  • декларация, отражающая политику организации;
  • положение об осуществлении контроля на производстве за соблюдением норм техники безопасности;
  • положение, содержащее нормы и правил по безопасности на данном предприятии;
  • бумаги, содержащие сведения о мероприятиях, направленных на сведение к минимуму чрезвычайных ситуаций на производстве;
  • сведения о функционировании и внедрении системы на производство.

Образец Положения

Как реализуется СУПБ

Реализация и внедрение системы производится, прежде всего, путем составления и принятия документации, которую требует Федеральный закон. Далее осуществляется проведение инструктажей и введение рабочих в курс дела.

По необходимости в систему вносятся изменения и корректировки, о которых немедленно стоит оповестить персонал. Также должен быть создан контролирующий орган, проверяющий соблюдение техники безопасности. Из основных мероприятий по контролю выделяют проверку знаний ТБ сотрудниками.

Для этого создается специальная комиссия. При отрицательном результате устанавливается пересдача.

Обратите внимание! Утверждает систему руководитель предприятия без согласования с кем-либо. В течение 30 дней вся документация публикуется в СМИ или на сайте компании.

Какие сведения входят в состав положения об СУПБ

Положение о системе управления промышленной безопасностью обязательно должно включать в себя:

  • задачи и цели, выполнение которых требуется для создания безопасной среды;
  • описание управления системой безопасности и всей системой производства в целом;
  • список потенциально опасных объектов в составе предприятия, их краткая характеристика;
  • обязанности и алгоритм действий тех сотрудников, которые работают в системе охраны труда;
  • график и характеристика занятий и инструктажей с персоналом для доведения информации до персонала;
  • финансирование мероприятий по обеспечению безопасности;
  • список бумаг, оформленных в процессе внедрения системы в производство;
  • данные об анализе рисков происшествий;
  • квалификация работников, занятых в сфере безопасности производства: пройденные курсы, аттестация или переаттестация, а также последующий процесс их обучения;
  • бумаги, касающиеся любых мероприятий в процессе становления и функционирования системы;
  • данные о сотрудничестве с посторонними компаниями-владельцами ОПО.

Рекомендуемый перечень мероприятий по охране труда

При внедрении СУПБ рекомендуется проводить следующие мероприятия:

  • определение качества производства, его соответствие нормам и вычисление возможных рисков происшествий;
  • действия по улучшению условий производства для снижений всевозможных рисков;
  • создание автоматизированной системы управления производством для уменьшения количества ошибок вследствие человеческого фактора;
  • внедрение автономной сигнализации, предохраняющей от пожаров и утечек опасных веществ, работающей даже при полном отключении питания;
  • защита потенциально уязвимых частей оборудования от механических повреждений;
  • приобретение современных коллективных или индивидуальных средств защиты;
  • введение опознавательных и сигнальных знаков, порядковых номеров на оборудовании;
  • обновление предохранителей и прочих элементов для экстренного предотвращения несчастных случаев;
  • введение в эксплуатацию механизированных погрузчиков при работах, связанных с опасными веществами;

Журнал безопасности на предприятии

  • механизация процесса уборки и удаления отходов;
  • по возможности покупка новой или модернизация старой техники для снижения вероятности негативных последствий при ее поломке;
  • получение сотрудниками первичных навыков оказания медицинской помощи;
  • хорошее освещение в производственных помещениях;
  • осуществление мощной вентиляции помещений;
  • полное обеспечение работников элементами защиты при работе с опасными веществами;
  • установка емкостей с водой для питья.

График проверки знаний

Проверка знаний рабочих о технике безопасности устанавливается самостоятельно на производстве и утверждается руководителем. Проверка осуществляется специальной комиссией, из специалистов по безопасности, а также руководителей отделов, которых непосредственно касается проверка знаний в данный момент.

Обратите внимание! При неудачной сдаче сотруднику назначается пересдача. При повторном провале собирается комиссия для увольнения, которая принимает решение насчет конкретного сотрудника. Только после ее заключения сотрудник может быть уволен за несоответствие должности.

СУПБ на предприятии – эффективное и полезное средство для снижения травматизма и снижения числа несчастных случаев. Система рекомендуется для внедрения всем предприятиям, где имеется угроза жизни и здоровью сотрудников.

Источник: https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/sistema-upravlenia-promyslennoj-bezopasnostu.html

Положение о системе управления промышленной безопасностью (СУПБ) в Москве

Рынок систем управления промышленной безопасностью. Управление промышленной безопасностью: организация супб

В соответствии с содержанием статьи 2 и Приложения 2 вышеуказанного закона №116-ФЗ, все предприятия, отнесенные к опасным производственным объектам, разделяются на классы в зависимости от их степени влияния на окружающую среду и здоровье человека. На основании требований статьи 11 того же документа, внедрить и обеспечить функционирование системы обязаны предприятия, отнесенные к ОПО 1 и 2 классам опасности.

Например, к 1 классу относятся те, которые специализируются на хранении химического оружия. Или угольные шахты, где существует опасность затопления подземными водами или взрыва газов и пыли. Ко 2 классу относятся те, что осуществляют подземные горные работы с выработкой горной массы до 1 млн. м3 в год или перевозку природного газа под давлением свыше 1,2 Мпа и т.д.

Кто осуществляет составление документа?

Положение о системе управления промышленной безопасностью может быть сформировано как внутренними службами, так и посредством привлечения коммерческой организации, осуществляющей формирование на договорной основе.

В первом варианте специалистам проще будет разобраться с технологическими рисками, но составить специализированный документ, с которым ранее они не сталкивались гораздо сложнее, чем опытным специалистам коммерческих компаний.

Самым надежным вариантом станет составление документа сторонними специалистами с предоставлением исходных данных и необходимой информации штатными работниками объекта. Это позволит сократить время, избежать дополнительных финансовых затрат и исключить вероятность возникновения ошибок. 

Стоимость составит от 25 000 рублей, времени на этой уйдет от 7 дней. Стоит учесть, что на продолжительность и сроки разработки повлияет ряд факторов, среди которых можно выделить вид деятельности, осуществляемый организацией, количество эксплуатируемых объектов, наличие и своевременное предоставление необходимой исходной информации.

Особенности и преимущества наличия СУПБ

Для опасных производственных объектов, территориально расположенных как удаленно друг от друга, так и в непосредственной близости, необходима разработка единого документа СУПБ. В существующем законодательстве нет требований о необходимости согласования с контролирующими организациями.

Соответственно, утверждается оно непосредственным руководителем объекта. Он же несет ответственность и за его разработку. Документ вводится в действие посредством издания соответствующего внутреннего Приказа по предприятию. С его содержанием требуется ознакомить всех сотрудников.

Им руководствуются при ведении производственного процесса и осуществлении должностных обязанностей.

Формирование рассматриваемой документации ведет предприятие к получению значительного преимущества. Если разобраться подробнее, в их число войдут:

  • соблюдение законодательных требований, что позволит сократить вероятность получения штрафов и предписаний от надзорных органов, а значит успешно проходить внешние проверки, проводимые их специалистами;
  • внедрение необходимых для предупреждения аварийных ситуаций мероприятий, что обеспечивает безопасность сотрудников и природной среды, и в целом способствует их предупреждению;
  • обеспечение готовности объекта к нештатным и аварийным ситуациям, что позволяет своевременно их локализовать и ликвидировать;
  • повышение знаний специалистов и руководства об обеспечении безопасности вследствие своевременной организации необходимого обучения и проверки знаний, что также позволяет предупреждать возникновение непредвиденных ситуаций и сократить количество нарушений законодательных требований;
  • соблюдение требований Постановления Правительства РФ №492, в соответствии с которым Положение войдет в пакет документов, предоставляемых предприятиями для получения лицензии на осуществление деятельности химически и взрывоопасных объектов.

Какие документы предоставляются в качестве исходных данных?

В случае обращения к услугам коммерческой организации от предприятия потребуется предоставить пакет документов, являющихся исходным материалом для осуществления работы по формированию рассматриваемого документа.

В состав необходимых сведений и материалов войдут:

  • информация о структуре исследуемого объекта;
  • режим работы;
  • данные о процедуре осуществляемого производственного контроля;
  • алгоритм расследования несчастных случаев и инцидентов;
  • декларация промбезопасности с экспертным заключением;
  • должностные инструкции работников, а также инструкции по технике безопасности при ведении работ;
  • действующий план ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций;
  • проектная документация на объект;
  • технологический регламент и прочая локальная документация предприятия, регламентирующая политику в области обеспечения качества проводимых работ или оказываемых услуг (стандарты, сертификаты и т.п.);
  • внутренняя процедура оценки производственных рисков;
  • действующая политика в области охраны труда, экологии и промбезопасности.

Что войдет в содержание системы управления по промышленной безопасности?

В состав рассматриваемого документа входит множество разделов и подразделов, регламентирующих общую политику объекта. Если рассмотреть подробнее, в их число войдут:

  • Область применения документа СУПБ.
  • Ссылки на нормативные документы.
  • Описание используемых терминов и определений.
  • Цели и задачи, на которые ориентируется предприятие.
  • Описание структуры системы управления промбезопасностью объекта и определение ее места в общей системе управления.
  • Перечень, на которых распространяется действие документа.
  • Права, обязанности и функции сотрудников предприятия в области обеспечения промбезопасности, включая руководителей.
  • Порядок, в соответствии с которым на объекте проводятся консультации по промышленной безопасности для сотрудников.
  • Финансовое и материальное обеспечение мероприятий.
  • Алгоритм планирования работ, перечень документов, позволяющих планировать мероприятия по предупреждению возникновения аварий.
  • Процедура анализа функционирования, формирование корректирующих мероприятий.
  • Процесс организации информационного оповещения о системе управления промбезопасностью.
  • Организация подготовки и аттестации специалистов объекта по промбезопасности, а также обучения и проверки знаний работников.
  • Документирование внедренных мероприятий.
  • Порядок организации работ с подрядными организациями, задействованными в осуществлении работ.
  • Сведения об обеспечение безопасности при применении технических средств.
  • Процедура выявления производственных рисков.
  • Применяемые методы управления промышленной безопасностью и мониторинг их функционирования.
  • Формирование мероприятий, позволяющих предупредить нарушения законодательства.
  • Методы стимулирования работ по выполнению законодательных и нормативных требований.
  • Степень ответственности работников за нарушение установленных на объекте требований и норм, включая законодательные требования.

Ответственность.

Возникновение аварии может стать следствием отсутствия разработанного Положения, а соответственно, и несоблюдения установленных в нем требований. В данном случае ответственность возможно по статье 9.1 КоАП за нарушение требований промбезопасности, за что предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или приостановление деятельность предприятия на срок до 90 суток.

Источник: https://trud1.ru/promyshlennaya-bezopasnost/polozhenie-o-sisteme-upravleniya-promyshlennoy-bez/

Производственная безопасность

Рынок систем управления промышленной безопасностью. Управление промышленной безопасностью: организация супб

Создание безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников, обеспечение надежной работы опасных производственных объектов являются одним из приоритетных направлений деятельности ПАО «Газпром». В Обществе внедрена и функционирует Единая система управления производственной безопасностью в ПАО «Газпром» (ЕСУПБ).

ЕСУПБ направлена на идентификацию, устранение и минимизацию опасностей и рисков, присущих трудовой деятельности, и рисков, связанных с трудовой деятельностью, а также достижение поставленных целей в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности.

Основные положения (JPG, 189,4 КБ)

Идентификация опасностей и управление рисками (JPG, 273,1 КБ)

Разработка целей и программ (JPG, 249,1 КБ)

Организация и проведение аудитов (JPG, 235,4 КБ)

Основные цели ЕСУПБ изложены в Политике ПАО «Газпром» в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, утвержденной приказом Общества от 28.11.2017 № 797.

Основным документом, регламентирующим деятельность ЕСУПБ, является СТО Газпром 18000.1-001-2014 «Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью в ПАО „Газпром“. Основные положения».

Структура Единой системы управления производственной безопасностью охватывает деятельность всех работников ПАО «Газпром».

Представителем высшего руководства Общества по ЕСУПБ назначен заместитель Председателя Правления ПАО «Газпром» Виталий Маркелов.

Главный орган, координирующий и контролирующий реализацию ЕСУПБ, — Комиссия по производственной безопасности, возглавляет которую представитель высшего руководства ПАО «Газпром».

Функционирование ЕСУПБ реализуется в тесном сотрудничестве с профсоюзной организацией ПАО «Газпром».

Единая система управления производственной безопасностью позволяет не только установить порядок управления охраной труда, промышленной и пожарной безопасностью в соответствии с действующим законодательством, достижениями науки и техники и отраслевыми особенностями, но и учесть территориальные, производственные и другие условия, присущие каждому отдельному дочернему обществу ПАО «Газпром», что позволяет обеспечить стабильное сотрудничество между администрацией компании и дочерними обществами и организациями.

Схема структуры ЕСУПБ в ПАО «Газпром»

Комиссия по производственной безопасности назначается приказом ПАО «Газпром».

Основными задачами Комиссии являются:

  • обеспечение реализации Политики ПАО «Газпром» в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности;
  • разработка предложений по реализации в ПАО «Газпром» государственной политики в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности;
  • анализ состояния охраны труда, обеспечения промышленной безопасности и эффективности функционирования ЕСУПБ;
  • разработка предложений о внесении изменений в Политику, ЕСУПБ;
  • оценка результатов деятельности дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром» по созданию безопасных условий труда и обеспечению промышленной безопасности.

Координацию деятельности структурных подразделений ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций по функционированию и совершенствованию ЕСУПБ осуществляет подразделение ПАО «Газпром», уполномоченное в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. Инспекционные контрольные органы ПАО «Газпром» контролируют соблюдение требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности в дочерних обществах.

Общественный контроль соблюдения нормативных правовых актов в области охраны труда осуществляется профсоюзными организациями ПАО «Газпром» и дочерними обществами, руководители которых обеспечивают выполнение требований ЕСУПБ во вверенных им структурных подразделениях.

В 2014 году разработаны, утверждены и введены в действие 5 СТО Газпром, которые соответствуют требованиям стандарта OHSAS 18001:2007 и определяют:

  • структуру системы управления производственной безопасности;
  • обязанности, ответственность и полномочия работников в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности;
  • порядок разработки, учета, изменений, признания утратившими силу и отмены документов;
  • разработку целей и программ;
  • идентификацию опасностей и управление рисками;
  • организацию и проведение аудитов.

Единая корпоративная политика ПАО «Газпром» в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности распространяется на ПАО «Газпром» и его 87 дочерних обществ.

Основные принципы ЕСУПБ

  • Планирование
    • Политика ПАО «Газпром» в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности
  • Внедрение и функционирование
    • структура, ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия;
    • компетентность, обучение и осведомленность;
    • обмен информацией, участие и консультирование;
    • управление документами;
    • управление операциями;
    • готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них
  • Анализ высшим руководством
    • ежегодный отчет о функционировании ЕСУПБ
  • Проведение проверок
    • мониторинг и измерение;
    • оценка соответствия;
    • расследование происшествий, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия;
    • аудит Единой системы управления производственной безопасностью в ПАО «Газпром».

Как это работает

  1. Приоритет сохранения жизни и здоровья работника;

  2. Организация безопасных условий труда, формирование у работников высокой культуры производственной безопасности;

  3. Оценка состояния производственной безопасности в ПАО «Газпром»;

  4. Анализ результатов проведенной работы, определение действий для дальнейших улучшений.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

С целью выявления вредных и опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека в процессе трудовой деятельности, в ПАО «Газпром» проводится специальная оценка условий труда (СОУТ).

Специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах ПАО «Газпром» (в администрации, дочерних обществах и организациях Группы «Газпром»). По результатам проведенной специальной оценки условий труда устанавливаются классы условий труда, разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников.

Культура безопасности

Культура производственной безопасности — это квалификационная и психологическая подготовленность, при которой обеспечение производственной безопасности объектов является приоритетной целью и внутренней потребностью каждого работника, приводящей к осознанию личной ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ.

OHSAS 18001 —стандарт разработки систем управления охраной здоровья и безопасности персонала. Его главная цель — возможность для любой организации создать результативную систему менеджмента профессиональной безопасности и здоровья.

«Газпром» в 2014 году ЕСУОТ и ПБ успешно сертифицирована на соответствие стандарту OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности». В 2017 году при проведении ре-сертификационного аудита ЕСУОТ и ПБ подтвердила соответствие требованиям стандарта OHSAS 18001:2007.

В 2018 году в Единую систему управления охраной труда и промышленной безопасностью интегрирована система обеспечения пожарной безопасностью, а также введен термин «система управления производственной безопасностью», составляющими частями которой является система управления охраной труда, система управления промышленной безопасностью и система обеспечения пожарной безопасностью.

В настоящее время проводится работа по внедрению требований международного стандарта ISO 45001:2018 «Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности — Требования и руководство по применению».

Ключевые правила безопасности

В целях реализации Политики ПАО «Газпром» в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности и совершенствования ЕСУПБ разработано Положение о применении ключевых правил безопасности в ПАО «Газпром».

Ключевые правила безопасности:

  • единые требования к поведению работников ПАО «Газпром», а также персонала подрядных организаций, несоблюдение которых может привести к происшествиям.

Ключевые правила направлены на:

  • повышение уровня безопасности труда работников ПАО «Газпром» и персонала подрядных организаций;
  • установление единых минимальных требований к безопасному поведению работников ПАО «Газпром» и персонала подрядных организаций;
  • предупреждение происшествий с участием работников компании, а также персонала подрядных организаций;
  • информирование работников ПАО «Газпром», персонала подрядных организаций о недопустимости действий, которые могут привести к происшествиям.

Источник: https://www.gazprom.ru/about/production/safety/

Информационная система управления промышленной безопасностью

Рынок систем управления промышленной безопасностью. Управление промышленной безопасностью: организация супб

Александр Юшков, Владислав Ахметов

Ошибаться нельзя!

Задачи и команда

На старте

Расширение функционала

Дальше — больше

Подведем итоги

Принято считать, что автоматизация в первую очередь касается тех сфер деятельности, которые напрямую связаны с использованием компьютеров.

Однако внедрение систем автоматизации проявляется наиболее ярко и результат от их применения наиболее очевиден в сферах, не связанных напрямую с использованием персональных компьютеров.

В рамках данного материала мы расскажем о том, как в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» была внедрена информационная система управления промышленной безопасности (ИС УПБ) и каких результатов удалось достичь благодаря ее внедрению.

Ошибаться нельзя!

Давайте поставим себя на место сотрудника УПБ и посмотрим, чем же нам приходится заниматься.

Проведение инструктажей, проверок знаний сотрудников; планирование, организация, проведение различных проверок установок и производств; контролирование своевременности проведения необходимых мероприятий с целью устранения выявленных нарушений; общение с контролирующими органами (работа с предписаниями, постановлениями и т.п.). А вдруг авария или несчастный случай на производстве? Не стоит забывать и об отчетности. Руководство всегда хочет знать, что и как происходит на его предприятии.

Что характерно, эта область отличается большим объемом бумажных документов: предписания, инструкции, планы, отчеты. Причем нередко одни документы заменяют (дополняют) другие.

В такой ситуации легко и ошибиться, а ошибаться нельзя! Конечно, персональные компьютеры позволяют хранить и систематизировать документы. Но при занесении всех бумажных документов в компьютер возможно дублирование, а порой и противоречивость однотипной информации на различных компьютерах.

И при этом планирование, контроль исполнения, отчетность, переписка все равно остается тяжелым ручным трудом.

Естественно, такое положение дел не устраивает руководство УПБ. Поэтому попытки автоматизировать работу возникали уже неоднократно. Но использование неспециализированного программного обеспечения или ПО, адаптированного под другое предприятие, не приносило желаемых результатов.

Поэтому когда ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» предложила реализовать автоматизацию УПБ на базе системы Lotsia PDM Plus, которая уже хорошо зарекомендовала себя при автоматизации ПКО предприятия, твердой уверенности в положительном исходе проекта у руководства УПБ не было.

Однако сдача в тестовую эксплуатацию уже первых частей проекта показала, что в этот раз управление промышленной безопасности наконец получило ту систему, которая была ему столь необходима.

Задачи и команда

В рабочую группу проекта вошли представители компании «Ребис РАША» (Группа компаний «Русский САПР»), специалисты филиала ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» и несколько специалистов УПБ. Со стороны УПБ проект курировал начальник отдела промышленной безопасности Юрий Иванович Савинов.

В качестве основных задач, которые должна была решать система, были выделены следующие:

  • учет и контроль проведения инструктажей и проверок знаний работников;
  • производственный контроль 2-го уровня;
  • производственный контроль 3-го уровня;
  • контроль и учет предписаний надзорных органов;
  • регистрация и учет опасных производственных факторов и объектов;
  • регистрация и учет аварий, инцидентов, неисправностей.

Чтобы сделать процесс внедрения системы наиболее гибким и безболезненным для сотрудников УПБ и предприятия в целом, было решено разделить проект на шесть модулей (по количеству задач) и производить внедрение системы помодульно.

Таким образом, подобный способ внедрения имел и еще один положительный момент — демонстрацию возможности масштабирования системы, причем как вертикально (расширение функционала системы), так и горизонтально (постепенное увеличение числа пользователей системы).

На старте

Осуществление проекта началось в феврале 2008 года с проведения обучения сотрудников ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ», назначенных для сопровождения проекта, в качестве администраторов Lotsia PDM Plus.

Следующим шагом было проведение специалистами компании «Ребис РАША» совместно со специалистами ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» обследования, в результате которого была получена общая информация по проекту в целом и детальная информация по первой его части — «Учет и контроль проведения инструктажей и проверок знаний работников».

В мае 2008 года, через три месяца после начала реализации проекта, первый модуль системы был передан в УПБ для тестовой эксплуатации.

Модуль «Учет и контроль проведения инструктажей и проверок знаний работников» включал:

Ведение карточек работников с фиксированием дат и результатов проведения ежегодных проверок знаний, повторных и внеплановых инструктажей (рис. 1)

Рис. 1. Карточка сотрудника

В системе предусмотрена возможность временного и полного отключения контроля системой за сроками проведения инструктажей и проверок знаний по каждому сотруднику.

Предоставление руководству, начальникам производственных подразделений и специалистам УПБ отчетов о выполнении графика проверок знаний и инструктажей (рис. 2 и 3).

Рис. 2. Виды отчетов

Рис. 3. Отчет по проведенным инструктажам

Рассылку оповещений о необходимости проведения инструктажей и проверок знаний, а также об истечении срока проведения проверок знаний и инструктажей лицам, ответственным за их проведение.

Предоставление отчетов отделу охраны труда об экзаменуемых лицах, не прошедших аттестацию, и многое другое.

Кроме того, была решена проблема единого информационного пространства. Другими словами, теперь вся информация хранится в одном месте в строго определенном структурированном виде.

Расширение функционала

В течение двух месяцев специалисты УПБ, начальники установок и производств проходили первичное обучение работе с системой. В это же время осуществлялось активное тестирование переданного модуля. Все замечания и пожелания подробно разбирались, и при необходимости в модуль вносились корректировки.

К концу тестового периода удобство от использования системы ощутили не только специалисты УПБ, но и другие сотрудники предприятия.

Например, начальники установок получили прекрасный инструмент для напоминания о необходимости проведения инструктажей и проверок знаний, тем самым сократив количество срывов этих мероприятий.

В июле 2008 года рабочая группа приступила к реализации следующих модулей системы: «Производственный контроль 2-го уровня» и «Производственный контроль 3-го уровня».

Как и при разработке первого модуля системы, участники рабочей группы сначала провели обследование на предмет получения детализированной информации, необходимой для реализации этих модулей.

Через два месяца УПБ уже получило первые тестовые варианты модулей, и с октября началось активное обучение пользователей работе с новыми модулями. Обучение, как и в первый раз, проводилось силами специалистов ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ», а информационная поддержка и внесение исправлений по выявленным замечаниям и пожеланиям пользователей — специалистами компании «Ребис РАША».

Рис. 4. Дерево графиков производственного контроля

В результате совместной работы к ноябрю 2008 года проект функционировал в составе трех основных модулей. Помимо ставших уже привычными в системе появились новые возможности:

  • формирование графика производственного контроля 2-го и 3-го уровней (рис. 4). Сформированный график проведения производственного контроля можно выгрузить из системы напрямую в MS Excel (рис. 5);
  • фиксирование результатов проверок с выдачей соответствующих предписаний и фиксирование их выполнения (рис. 6);
  • предоставление руководству, начальникам производственных подразделений и специалистам УПБ отчетов о выполнении графиков производственного контроля и мероприятий по результатам этого контроля (рис. 7).

Ввод в действие модулей производственного контроля позволил упростить работу по планированию, контроль за соблюдением графика, отслеживание в режиме реального времени результатов проведения проверок и исполнения выданных предписаний.

Исполнителям же было обеспечено сокращение времени согласования сроков переноса исполнения предписания, если такая необходимость возникнет.

Кроме того, появилась возможность отследить, по чьей вине произошел срыв срока исполнения предписания (исполнитель не выполнил или проверяющий не проверил исполнение).

Рис. 5. График в формате XLS

Рис. 6. Отображение нарушений

Также заметно сократилось время, которое специалистам УПБ приходится тратить на формирование сводной отчетности по проведению мероприятий производственного контроля.

Дальше — больше

Поскольку оставшиеся три модуля («Контроль и учет предписаний надзорных органов», «Регистрация и учет опасных производственных факторов и объектов», «Регистрация и учет аварий, инцидентов, неисправностей») предназначены для использования исключительно специалистами УПБ, было решено сделать их совместно. В декабре 2008 года было проведено обследование, а в феврале 2009-го модули были сданы в тестовую эксплуатацию.

Рис. 7. Форма отчета по результатам производственного контроля

Модуль «Контроль и учет предписаний надзорных органов» позволяет:

  • регистрировать предписания (рис. 8);
  • формировать план мероприятий по выполнению предписаний. Каждое мероприятие может формироваться с указанием нескольких ответственных исполнителей, причем отслеживание выполнения мероприятия происходит по каждому исполнителю в отдельности;
  • регистрировать переписку и внутренние документы по выполнению предписаний;
  • представлять руководству, начальникам производственных подразделений и специалистам УПБ отчеты о выполнении пунктов предписаний и мероприятий по предписаниям.

Модуль «Регистрация и учет опасных производственных факторов и объектов» дал возможность:

  • регистрировать опасные производственные и профессиональные риски, опасные производственные объекты предприятия, заключения экспертизы ПБ, аттестацию рабочих мест;
  • представлять руководству, начальникам производственных подразделений и специалистам УПБ отчеты об опасных производственных и профессиональных рисках, опасных производственных объектах предприятия, заключениях экспертизы ПБ, аттестации рабочих мест по формам, предусмотренным действующими стандартами и положениями предприятия;
  • вести реестры в соответствии со стандартами и положениями, действующими на предприятии.

Модуль «Регистрация и учет аварий, инцидентов, неисправностей» позволил регистрировать аварии, инциденты, неполадки, производственный травматизм и профзаболевания. Теперь по результатам расследования инцидентов формируются планы необходимых мероприятий, а руководству и специалистам УПБ представляются отчеты об их выполнении.

Рис. 8. Работа с предписаниями надзорных органов

Подведем итоги

Проект по внедрению ИС УПБ был реализован в течение одного календарного года. Внедрение системы позволило сократить трудозатраты на повседневные рутинные работы, дало возможность своевременно и в автоматическом режиме получать оповещения о запланированных мероприятиях и контролировать сроки их выполнения. Упростилось формирование сводных отчетов, формируемых в УПБ.

Естественно, в процессе эксплуатации может возникнуть потребность в дополнительном функционале. Но уже очевидно, что дополнительные возможности могут быть реализованы достаточно оперативно.

Александр Юшков

Ведущий инженер по системам электронного архива и документооборота компании «Бюро САПР» (г.Москва)

Владислав Ахметов

Руководитель группы САПР филиала ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» (г.Кстово)

САПР и графика 6`2009

Источник: https://sapr.ru/article/20458

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.