+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Регулятивная статическая функция.

1.1. Регулятивно-статическая функция

Регулятивная статическая функция.

Регулятивно-статическаяфункция,или функция закрепления, стабилизацииобщественных отношений, наиболееотчетливо выражается при определенииобщественного статуса различныхсубъектов: закреплении основных прави свобод человека и гражданина, компетенцииорганов и должностных лиц, правосубъектностифизических и юридических лиц.[5] Даннаяфункция в наибольшей степени отражаетприроду права: гражданам и организациямпредоставляются правомочия, в границахкоторых они действуют свободно, посвоему усмотрению. И чем шире раздвинутыэти границы, тем более свободны люди всвоих действиях. Регулятивно-статическаяфункция реализуется с помощьюуправомочивающих и запрещающих норм ивозникающих на их основе правоотношенийпассивного типа. В подобных ситуацияхсубъекты права сами, по собственнойинициативе проявляют правовую активность.

Решающеезначение в проведении статическойфункции принадлежит институтам правасобственности,[6] юридическая сутькоторых в том и состоит, чтобы закрепитьэкономические основы общественногоустройства. Статическая функция отчетливовыражена и в ряде других институтов (втом числе в институтах политическихправ и обязанностей граждан, избирательном,авторском и изобретательском праве). 

1.2. Регулятивно-динамическая функция

Спомощью регулятивно-динамическойфункции правоопределяет, каким должно быть будущееповедение людей. Эта функция осуществляетсяс помощью обязывающих норм.

Так,законодательством установлены обязанностивыполнить воинский долг, платить налоги,соблюдать трудовую дисциплину, выполнятьобязательства по договору и т.д.

Регулятивно-динамическая функциянаходит свое проявление в правоотношенияхактивного типа.

Характеристикарегулятивной функции права предполагаетвыяснение важнейших путей ее осуществления,поскольку любой из них играет существеннуюроль во всем процессе, осуществляемомправовой системой.

Наиболеехарактерными путями (элементами)осуществления регулятивной функцииправа являются:[7]

-определение посредством норм праваправодееспособности правосубъектности)граждан;

-закрепление и изменение правовогостатуса граждан;

-определение компетенции государственныхорганов, в том числе и компетенции(полномочий) должностных лиц;

 -установление правового статусаюридических лиц;

 -определение (предусмотрение) юридическихфактов, направeaiiuo на возникновение,изменение и прекращение правоотношений;

-установление конкретной правовой связимежду субъектами права (регулятивныеправоотношения);

-определение оптимального типа правовогорегулирования общедозволительного,разрешительного) применительно кконкретным общественным отношениям.

Сучетом сказанного регулятивную функциюправа можно определить как обусловленноеего социальным назначением направлениеправового воздействия, выражающееся вустановлении позитивных правил поведения,предоставлении субъективных прав ивозложении юридических обязанностейна субъектов права.[8]

1.3. Охранительная функция

Необходимостьв охране общественных отношенийсуществовала и всегда будет существовать.Право, как известно, существовало невсегда, но с того момента, как онопоявляется, оно становится одним изважнейших средств охраны общественныхотношений. Данное проявление правовоговоздействия представляет собойохранительную функцию.[9]

Охранительнаяфункциявыделяет право из других систем социальнойрегуляции, поскольку осуществляетсяорганами государства, принимающимииндивидуальные властные решения,исполнение которых гарантированогосударственным принуждением.Охранительная функция способствуетвыработке в праве как регулятореобщественных взаимосвязей ценных дляличности и общества качеств: стабильности,детальной и ясной регламентации, четкихпроцедур.

Охранительнаяфункция реализуется путем примененияспециальных охранительных норм, а такжедействующих в охранительном режимерегулятивных норм. Последнее имеетместо при нарушении субъективных прави обращении для их защиты в компетентныегосударственные органы (право притязания).

Неследует понимать охранительную функциюи так, будто она проявляется лишь тогда,когда совершается правонарушение.

Основноеназначение данной функции заключается,прежде всего, в превентивной охранеобщественных отношений, предотвращениинарушений норм права.

Эффективностьохранительной функции тем выше, чембольше субъектов права подчинилисьпредписанию норм права, выполнилитребование запрета.

Сам факт установлениязапрета или санкции оказывает серьезноевлияние на некоторых лиц, побуждает ихвоздерживаться от совершения наказуемогопоступка. А это означает, что достигаетсяодна из целей воздействия права -охраняется определенное общественноеотношение.[10]

Охранительнуюфункцию не следует противопоставлятьрегулятивной в том смысле, что одна изних – это негативная (поскольку включаетв себя запреты, санкции, ответственность),а вторая позитивная, так как направленана координацию положительной деятельностисубъектов права. Обе эти функции, нокаждая по-своему, выполняют важнуюзадачу закрепления и охраны правличности, содействия развитию и укреплениюобщественных отношений. Спецификаохранительной функции состоит вследующем:[11]

Во-первых,она характеризует право как особыйспособ воздействия на поведение людей,выражающийся во влиянии на их волюугрозой санкции, установлением запретови реализацией юридической ответственности.

Во-вторых,она служит информатором для субъектовобщественных отношений о том, какиесоциальные ценности взяты под охранупосредством правовых предписаний.

В-третьих,она является показателем политическогои культурного уровня общества, гуманныхначал, содержащихся в праве.

Способохраны очень часто зависит от гражданскойразвитости общества, от его политическойсущности.

Характерныечерты охранительной функции правапрослеживаются более четко, если еесравнить с правоохранительнойдеятельностью государства.

Общееназначение правоохранительнойдеятельности государства сводится ктому, чтобы обеспечить неуклонноевыполнение субъектами права требованийзакона, то есть обеспечить соблюдениережима законности.

Достигается этовыявлением правонарушений, ихрасследованием, привлечением кответственности виновных, защитой правграждан.

Такимобразом, если охранительная функцияправа – это действие самого права, топравоохранительная деятельностьгосударства, во-первых, являетсяматериальной гарантией соблюдениятребований права, поскольку это действияспециальных органов и учреждений (МВД,прокуратуры, суда) по охране права;во-вторых, это действие не самого права,а внешнего по отношению к нему фактора- государства.[12]

Источник: https://studfile.net/preview/1389488/page:2/

Функции права

Регулятивная статическая функция.

Кроме указанных выше, в научной литературе можно встретить мнение о наличии и других подфункций охранительной функции права, в частности, карательной23. Нужно отметить, что целевая направленность карательной функции права не сводится лишь к наказанию того или иного субъекта.

Не может быть наказания ради самого наказания. Цель охранительного воздействия, в конечном счете, состоит лишь в том, чтобы максимально восстановить нормальный порядок общественных отношений, подорванный нарушением закона и не допустить подобных негативных проявлений в будущем.

Таким образом, и карательное воздействие нужно рассматривать через призму других охранительных подфункций: предупредительной и правовосстановительной.

То есть, с одной стороны, кара – это всегда часть процесса восстановления нарушенного права, порядка, существовавшего до совершения соответствующего правонарушения.

А с другой – необходимый элемент предупредительного воздействия, причем как в отношении лица, совершившего данное нарушение, так и в отношении остальных членов общества.

Таким образом, к подфункциям охранительной функции права стоит относить следующие: предупредительную (превентивную), правовосстановительную и карательную.

В научной литературе не существует единства по поводу основного критерия классификации функций права. Т. Н. Радько в качестве основного критерия классификации отмечает типы общественных отношений. А. И.

Бобылев пишет, что функции права классифицируют по различным критериям: в зависимости от сферы общественных отношений и в зависимости от направлений воздействия на общественные отношения24. В. Д.

Филимонов применительно к функциям норм права отмечает, что критерием классификации их функций должна быть социальная направленность25.

Однако, для того, чтобы избрать наиболее оптимальный критерий классификации функций права необходимо четко представлять, что одной из характерных особенностей функции является то, что данная категория не может существовать сама по себе, в отрыве от обусловливающих ее существование предметов и явлений. Не исключение и правовые функции, напрямую зависящие как от особенностей права, так и от целей и задач, которые оно призвано решать в современном обществе, от его социального назначения. Поэтому критерием классификации функций права должны быть цели и задачи, стоящие перед правом.

На основании этого критерия, стоит выделять следующие разновидности функций права: регулятивно-статическую, основной целью которой является закрепление сложившегося порядка общественных отношений, регулятивно-динамическую, отражающую необходимость правового воздействия на дальнейший процесс общественного развития), охранительную (предупредительную, правовосстановительную и карательную), социально-ориентационную, связанную с особой ролью права как координатора поведения людей, индикатора позитивного и негативного; общесоциальные функции права (экономическую, являющуюся отражением роли права как основного, наиболее важного регулятора экономических процессов; политическую, призванную упорядочить процедуру осуществления политической власти как центрального звена любого общества, без которого невозможна его эффективная организация; культурную функцию, отражающую степень правового воздействия на интеллектуально-образовательную сферу жизнедеятельности людей; воспитательную функцию как проекцию правового воздействия на процесс формирования нравственно-психологических основ современного общества; социальную функцию, связанную с обеспечением нормальной жизнедеятельности каждого члена общества, т.е. в современном понимании гарантии получения образования, медицинской и гуманитарной помощи и т.д., к этому разряду, возможно, отнести указываемые некоторыми авторами как независимые26 – экологическую, демографическую, коммуникативную и иные сходные с ними функции).

Итак, приведенный вариант классификации функций права отражает многогранный спектр правового воздействия с учетом особенностей, присущих именно современному российскому праву.

2.1 Регулятивно-статические и регулятивно-динамические функции права

В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Регулятивная функция выражается в воздействии права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества отношения.

В. Н.

Синюков видит суть регулятивной функции права в фиксации субъектного состава правоотношений, в определении круга юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий, в формировании прав и обязанностей27. Н. Н. Вопленко акцентирует внимание на такой специфике осуществления регулятивной функции права, как формулирование составов правомерного поведения28.

Под структурными частями регулятивной функции понимаются наиболее характерные формы регулятивного воздействия права на общественные отношения: определение посредством норм права правосубъектности граждан; закрепление и изменение их правового статуса и статуса юридических лиц; определение компетенции государственных органов и должностных лиц; определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение регулятивных правоотношений; установление правовой связи между субъектами права.

Регулятивная функция права образуются из регулятивно-статической и регулятивной динамической функций29, а точнее будет сказать подфункций, которые и образуют регулятивную функцию.

Регулятивно-статическая функция права направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития30.

м регулятивно-статической функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного устройства, политического режима, разделения властей, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ различных отраслей права.

Регулятивно-статическая функция закрепляет в правовых нормах, предусматривающих юридическую ответственность, как разрешенный, так и запрещенный вариант поведения и юридически значимые последствия, которые могут наступить как в случае совершения правомерных поступков, так и в случае совершения противоправных поступков.

Примером таких норм может являться статья 29 Конституции РФ, которая декларирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; статья 44 Конституции РФ гарантирует охрану интеллектуальной собственности.

Регулятивно-динамическая функция права направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата31. Здесь воздействие права сказывается на отношениях между людьми, находящихся в движении, динамике.

Оно нацелено на развитие, изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений.

Особенно наглядно данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, налогового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.

В этой связи некоторыми авторами предприняты конструктивные попытки рассмотрения данных ипостасей регулятивной функции права применительно к договорной проблематике, поскольку договор в условиях возрастающей роли начал саморегуляции приобретает важное значение. Так, М. Е.

Некрасова динамические и статические свойства регулятивной функции договора именует подфункциями32. Такой прием вполне оправдан и заслуживает поддержки.

Применительно к правоотношениям, возникающим из договора, выделение данных подфункций представляется также оправданным, поскольку договор имеет в своей основе как статику (закрепляя статус, положение сторон), так и динамику (выражается в закреплении субъективных прав и обязанностей его участников).

Договор выступает формой установления правовых связей между участниками экономического оборота, а также основанием возникновения их взаимных прав и обязанностей (регулятивная статическая функция договора)33.

Реализация регулятивной функции осуществляется через регулятивные правоотношения, которые возникают на основе правомерных юридических фактов и в соответствии с предписаниями регулятивных правовых норм. Поэтому именно регулятивные правоотношения составляют основу правопорядка как конечной цели осуществления регулятивной функции права34.

Например, регулятивная функция конституционного права закрепляет порядок и основания выборов, незыблемость основ конституционного строя; регулятивная функция уголовной ответственности – запреты насильственного захвата власти (ст. 278 УК), вооруженного мятежа (ст.

279 УК), помогая, таким образом, участвует в регулировании поведения субъектов общественных отношений.

Запрет действовать определенным образом означает одновременно и обязанность действовать соответствующим образом, а поведение субъекта, проходя через систему запретов, упорядочивается.

Проявлением регулятивной функции права выступает установление системы льгот для различных субъектов права.35 Льготы служат средством правовой поддержки для различных слоев населения. И. С. Морозова указывает, что «льготы выполняют стимулирующую функцию, побуждая субъекта к совершению действий, в которых заинтересовано государство»36.

Таким образом, регулятивная функция — это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.

2.2 Охранительная функция права

Достаточно часто к определению понятия охранительной функции подходят через анализ иной правовой категории – цели.

Так, достаточно часто понятие охранительной функции, например в гражданском праве, ограничивается указанием ее цели: «Первоочередной целью охранительной функции гражданского права является защита имущественных интересов участников гражданского оборота»37; или применительно к уголовному праву: «уголовное законодательство… создается в целях охраны, обеспечения нормального процесса общественных отношений и в этих же целях устанавливает порядок организации отношений…», «охранительная функция преследует двоякую цель – не допустить нарушения прав и интересов, обеспечить возмещение»38 нарушенного права.

Раскрытие понятия охранительной функции через категорию «цель» не совсем верно. Роль функций права в процессе достижения правом своих целей состоит в том, что цели права достигаются (функциональность) или не достигаются (дисфункциональность) в процессе функционирования права. «Цели … опосредуют социальное назначение функций…»39.

При определении понятия охранительной функции права многие специалисты раскрывают ее через анализ ее задач.

В частности, отмечается, что «важный аспект охранительной функции гражданского права заключается в постановке предупредительно-воспитательной задачи»40, превентивной задачи, состоящей «в стимулировании и организации такого поведения участников отношений, которое исключало бы необоснованное ущемление или нарушение чужих интересов»41.

Задачи права отвечают, прежде всего, на вопрос «Для чего необходима данная отрасль права в правовой системе?» А функции призваны ответить на вопрос «Как, каким образом право решает поставленные задачи?» Отсюда следует вывод, что право решает свои задачи при помощи постоянного функционирования правовых предписаний в общественной жизни. Функции права – своего рода инструментарий, средства, способы решения задач, которые используют субъекты социальной действительности. При этом отметим, что задачи и функции права могут совпадать по названию, но это лишь терминологическое сходство.

Таким образом, понятие охранительной функции права не должно раскрываться только через задачи этой самой функции.

Достаточно часто при определении понятия охранительной функции права исходят из ее содержательных элементов. Отмечается, что «охранительная функция … реализуется путем восстановления нарушенных прав либо компенсации потерпевшему причиненных ему убытков»42.

Исходя из того, что в самом обобщенном виде функция права – это основное направление воздействия права на общественные отношения, часто и вполне справедливо при формулировании понятия охранительной функции права исходят из ее собственного направления воздействия: охранительная функция «…

направлена на поддержание имущественного состояния добросовестных субъектов в положении, существовавшем до нарушения их прав и интересов», «ее компенсаторно-восстановительная направленность обусловлена эквивалентно-возмездной, стоимостной природой имущественных товарно-денежных отношений»43.

Отмечается, что «охранительная функция права направлена на охрану положительных и искоренение вредных для человека, общества и государства общественных отношений»44.

М. И. Байтин отмечает, что «регулятивно-охранительная функция направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивно-статической и регулятивно-динамической функции, охрану от нарушений права в целом»45.

Итак, охранительная функция права, как это часто указывается в юридической литературе, определяется необходимостью защиты общественных отношений, охраны интересов гражданина, социальной группы, всего общества.

Следовательно, основное назначение охранительной функции права – в том, чтобы предотвратить правонарушение46, с ее помощью «устраняются отступления от нормальных процессов … в общественных отношениях».

Охранительная функция права призвана также восстанавливать нарушенные права в случаях не соблюдения законодательных предписаний «в рамках закона и в пределах возможного»47, проявляя свой восстанови тельный или, как его еще называют, охранительно-гарантийный характер48.

Превентивная (предупредительная) подфункция  — прогрессивное направление гомогенного (однородного) юридического воздействия на сознание, волю и поведение людей, которое нацелено на недопущение нарушений существующих правоотношений, прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций49. М. И.

Байтин отмечает, что регулятивно-охранительная функция права призвана предупредить и пресечь преступления и иные правонарушения50. Частнопревентивное воздействие осуществляется путем исключения субъекта из определенных видов общественных отношений.

Связано частнопревентивное воздействие не только со статикой охранительной функции, но и с ее динамикой. П. А. Фефелов пишет, что «статическая охранительная функция выражается в установлении уголовно-правового запрета, утверждении неприкосновенности охраняемых уголовным правом наиболее важных общественных отношений.

Охранительная динамическая функция уголовного права выражается в реализации норм уголовного права в случае  

Источник: https://student.zoomru.ru/gospravo/funkcii-prava/254330.2143369.s2.html

Функции права: понятие, классификация, формы реализации

Регулятивная статическая функция.

Функции права – это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений; это наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права.

С помощью понятия “функции права” можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.

Классификация функций права

Альтернативная классификация

1) основные собственно юридические функции права:

    • регулятивная;
    • охранительная.

2) неосновные собственно юридические функции права:

    • компенсационная (право как инструмент социальной справедливости);
    • восстановительная (возврат прежнего правового положение субъектов права);
    • ограничительная  (ограничения, накладываемые правом, пресекают анархию, произвол, вседозволенность).

Регулятивная функция выражается в позитивном регулировании общественных отношений и направлена на правомерное поведение субъектов права.

Эта функция подразделяется на:

    1. регулятивно-статическую функцию (выражается в том, что право в своих нормах закрепляет определенные, установившиеся общественные отношения);
    2. регулятивно-динамическую функцию (выражается в том, что право способствует развитию закрепленных им общественных отношений или накладывает определенные рамки на изменяющиеся, развивающиеся обще-ственные отношения).

Охранительная функция выражается в том, что право охраняет, обеспечивает регулируемые им общественные отношения, и она направлена на неправомерное поведение субъектов права. Право, выполняя эту функцию, является гарантом законности и правопорядка. Некоторые авторы подразделяют ее на:

    1. карательную (наказательную) функцию (выражается в применении карательных, «штрафных» санкций);
    2. компенсационную (правовосстановительную) функцию (выражается в применении правовосстановительных санкций, т.е. применение мер защиты в восстановлении нарушенных прав и интересов).

Выделяют 2 группы функций права:

    • общесоциальные;
    • специально-юридические.

Общесоциальные функции права:

    1. экономическая (право, устанавливая “правила игры” в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.

      );

    2. политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.

      );

    3. воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);
    4. коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим “посредником” между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

Специально-юридические функции права:

1) Регулятивная функция имеет первичное значение, призвана содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.

Формы осуществления регулятивной функции:

    • определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм;
    • установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования;
    • закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений;
    • фиксация моделей правоотношений.

2) Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер.

Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия.

Специфика охранительной функции:

    1. характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;
    2. служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний;
    3. является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве.

Формы осуществления охранительной функции:

    • установление обязанностей, запретов, приостановлений;
    • установление мер пресечения, мер принуждения;
    • фиксация негативных санкций – наказаний и процедуры их реализации.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга – каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/funktsii-prava-ponyatie-klassifikatsiya-formi-realizatsii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.