+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Процессуальный статус потерпевшего в административном процессе. Участники производства по делам об административных правонарушениях

Процессуальный статус потерпевшего в административном праве

Процессуальный статус потерпевшего в административном процессе. Участники производства по делам об административных правонарушениях

1. Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, а также приносить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.

3. Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля.

>Участие законных представителей в производстве по делу об административном правонарушении
Кодекс Орловской области от 7 декабря 1999 г. N 133-ОЗ «Об административных правонарушениях» (принят областным Советом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/28507874/e4cb1d749a5d7ca9aa116ad348095073/

Статья 25.2. Потерпевший

1. В ч. 1 ст. 25.2 дается легальное (но только для целей КоАП) определение потерпевшего от административного правонарушения. Им является:

1) физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель, должностное лицо, см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

2) юридическое лицо (независимо от того, является ли оно коммерческой или некоммерческой организацией, российским или иностранным юридическим лицом и т.д.).

В практике возникает вопрос: могут ли быть признаны потерпевшими госорганы Российской Федерации, ее субъекты, муниципальные образования? К сожалению, в ст. 25.2 налицо пробел. Его следует восполнить, а Верховному Суду РФ, ВАС РФ целесообразно определить свою позицию по данному вопросу;

3) лицо, которому причинен:

а) физический вред (например, вред здоровью гражданина);

б) моральный вред (он может быть причинен лишь физическому лицу, ст. 151, 1099, 1101 ГК);

в) имущественный вред (он может быть причинен как физическому лицу, так и юридическому, например, уничтожено транспортное средство организации).

2. Анализ правил ч. 2-4 ст. 25.2 показывает, что:

1) объем процессуальных прав потерпевшего практически такой же, как и у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 25.1).

Есть только одно отличие: потерпевший вправе пользоваться юридической помощью лишь представителя, в то время как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пользуется юридической помощью защитника (см. коммент. к ст. 25.5);

2) правила о присутствии при рассмотрении дела об административном правонарушении потерпевшего также в целом совпадают с аналогичными правилами, установленными для упомянутых выше лиц. Тем не менее есть и отличия:

а) судья, орган, должностное лицо не вправе признавать присутствие потерпевшего при рассмотрении дела обязательным;

б) не установлено и случаев, когда присутствие потерпевшего признается обязательным в законодательном порядке;

3) потерпевший может быть опрошен в соответствии со ст. 25.6, т.е. как свидетель. В практике возникают вопросы:

применяются ли к потерпевшему правила ч. 3 ст. 25.6 (о том, что человек вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, близких родственников)? Да, ибо это соответствует правилам ст. 51 Конституции РФ;

предупреждается ли потерпевший об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний? Нет, не предупреждается, ибо, хотя он не вправе давать заведомо ложные показания (в этом его отличие от процессуального положения лица, в отношении которого ведется производство по делу), в ст. 17.5 административная ответственность за это не предусмотрена;

наступает ли административная ответственность за отказ или уклонение от участия в разбирательстве дела, дачи показаний при рассмотрении дела об административном правонарушении? Систематическое толкование ст. 25.2 и ст. 17.9 (см. коммент.) не позволяет ответить на этот вопрос положительно.

http://base.garant.ru/5872064/7f0762447f5457e0ca3b7fc5dfe1175f/

Участники по делам об административных правонарушениях, кто ими является

Процессуальный статус потерпевшего в административном процессе. Участники производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных проступках открывается прокурором при обнаружении фактов возможного совершения административного преступления. Его цель — выявить и рассмотреть все обстоятельства, вынести объективное постановление по делу, принять меры для предотвращения повторения правонарушений.

Понятие

Административное правонарушение — это противоправное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательно установлена административная ответственность.

Они обладают следующими признаками:

  • противоправность;
  • виновность;
  • наказуемость.

Производство по делам об административных правонарушениях

Принципы производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делу об административном проступке — это комплекс процессуальных норм и действий уполномоченных органов, должностных лиц по выявлению, анализу обстоятельств проступка, вынесению решения и реализации административного наказания.

Его задачи:

  • рассмотреть полностью, без задержек, объективно выяснить все нюансы совершенного нарушения КоАП;
  • обеспечить выполнение постановления по делу, предотвратить повторные проступки.

Участники, их права, полномочия

Участники производства по делам об административных правонарушениях рассматриваются в ст. 25.1–25.11 КоАП. Лицом, против которого возбуждено дело об административном правонарушении, согласно главе 28 КоАП, может быть:

  • физлицо, возраст которого составляет 16 лет и больше, признанное вменяемым, имеющее российское, иностранное гражданство, а также без гражданства;
  • должностное лицо, обладающее полномочиями, выступающее как представитель власти (ст. 2.4 КоАП);
  • военнослужащий или другое лицо, если оно должно подчиняться дисциплинарным уставам (ст. 2.5 КоАП);
  • юрлицо — российское или иностранное предприятие, созданное согласно законодательству (ст. 2.6, 2.9 КоАП).

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Лицо, против которого открыто производство, имеет следующие права:

  • Проработать материалы дела. Право изучения материалов лично или через защитника — самое важное, оно позволяет грамотно выстроить защиту. Но на практике его редко осуществляют.
  • Представлять доказательства, пояснения. Это процессуальная гарантия объективного представления происшедшего. Никто не заставит давать пояснения насильно.
  • Подавать ходатайства, отводы. Ходатайство — это официальная письменная просьба, подлежит немедленному рассмотрению. Имеет право на отвод других участников производства, если считает, что у них есть повод быть необъективными.
  • Привлечь защитника с момента возбуждения дела. Об этом свидетельствует ст. 25.5 КоАП. Адвокат участвует в производстве с первого процессуального действия.
  • Воспользоваться другими законными правами (на обжалование постановления и др.).

В процессе производства недопустимо нарушение следующих прав:

  • на защиту чести, достоинства;
  • личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища и частной жизни;
  • на личную, семейную тайну;
  • на свободу совести и вероисповедания.

Важно! От имени несовершеннолетних выступают законные представители (опекуны, родители, усыновители).

Но на субъекта, против которого возбуждено дело об административном правонарушении, возложены и обязанности. Если они не выполняются добровольно, то следуют принудительные меры. Например, неявка для рассмотрения дела влечет за собой привод.

Дело рассматривается в присутствии тех, против кого оно возбуждено. Их отсутствие допускается, только если они проинформированы так, как надлежит, но от них не поступило ходатайство с просьбой об изменении времени рассмотрения дела или ходатайство не удовлетворено.

Рассмотрение дела в их отсутствие недопустимо, если по результатам рассмотрения предполагается административный арест или выпроваживание из страны.

Потерпевший — лицо, которому нанесен моральный, имущественный или физический ущерб. Потерпевший имеет аналогичные права, что и тот, против кого открыто административное производство. Он может реализовать их самостоятельно или через представителя.

Статья 25.6 КоАП РФ позволяет опросить потерпевшего как свидетеля.

Важно! Если потерпевшему не позволяет представлять свои интересы физическое или психическое состояние, от его имени выступают родители, опекуны, усыновители. 

Законные представители юрлица — руководитель или другое лицо, имеющее полномочия согласно закону и уставным документам юрлица. Они подтверждаются документами о служебном статусе. Дело не рассматривается в отсутствие законных представителей юрлица или защитников.

Исключение — если есть подтвержденные данные об извещении о месте и времени рассмотрения, но ходатайство о переносе времени рассмотрения не поступило либо оставлено без удовлетворения. Судья имеет право посчитать обязательным присутствие законного представителя юрлица.

Защитник представляет интересы и права лица, привлеченного к административной ответственности. Представитель выступает от имени потерпевшего. Защитником и представителем может быть адвокат или другое лицо. Они участвуют в производстве с момента возбуждения дела.

Свидетель — это физлицо, осведомленное о деталях происшедшего. Он должен:

  • явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело;
  • сообщить все, что ему известно, достоверно ответить на вопросы;
  • предоставить полную правдивую информацию и удостоверить подписью правильность занесения сведений в протокол.

Он имеет право:

  • не давать показаний против себя, супруга и ближайших родственников;
  • свидетельствовать на родном или другом известном ему языке, при необходимости бесплатно воспользоваться помощью переводчика;
  • вносить замечания о правильности внесения сведений в протокол.

Понятой — физлицо, удостоверяющее подписью факт осуществления, содержание и результат процессуальных действий. Понятых должно быть не менее двух. Им может быть любое совершеннолетнее физлицо.

Специалист — это совершеннолетнее лицо, не имеющее личной заинтересованности, обладающее знаниями и навыками для использования технических средств. Он должен:

  • явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело;
  • участвовать в осуществлении действий, необходимых для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, требующих специальных знаний и навыков, давать пояснения;
  • удостоверить подписью факт совершения действий, их содержание и результат.

Экспертом выступает совершеннолетнее физлицо, не имеющее личной заинтересованности, обладающее специальными знаниями в искусстве, ремесле, технике, науке, достаточными для проведения экспертизы.

Переводчик должен достичь совершеннолетия, не иметь личной заинтересованности, владеть навыками перевода с других языков или сурдоперевода. Он обязан безошибочно выполнить перевод, удостоверить правильность своей подписью.

Прокурор имеет права:

  • открывать производство по делу об административном правонарушении;
  • участвовать в его рассмотрении, давать ходатайства, заключения;
  • выносить протест на постановление.

Важно! КоАП категорически запрещает участвовать в рассмотрении, оценке, экспертизе обстоятельств дела, если лицо находится в родственных отношениях с другими участникам или заинтересован в исходе. 

Кто не может участвовать

Производство по делам об административных правонарушениях

Участие в производстве по делу об административном правонарушении невозможно (ст. 25.12 КоАП):

  • Защитником и представителем не могут быть лица, являющиеся государственными служащими и осуществляющие надзор за соблюдением правил, нарушение которых произошло.
  • Специалистом, экспертом, переводчиком не могут быть родственники привлекаемого к ответственности, потерпевшего, их законных представителей, защитника, представителя, судьи, прокурора, должностного лица, в производстве которого находится дело, а также если есть предположение о заинтересованности в результате.

Потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику, понятому возмещаются расходы, возникшие в связи с явкой в суд. Порядок возмещения установлен российским законодательством.

Работа специалиста, эксперта, переводчика оплачивается в установленном порядке.

Виды

Всех участников производства по делам об административных правонарушениях кратко можно сгруппировать по некоторым признакам. Их подразделяют на субъектов:

  • интересы которых затрагиваются во время производства (лицо, против которого оно ведется);
  • представляющие интересы или защищающие других людей (защитник, представитель, законные представители);
  • выполняющие процессуальные функции (свидетель, понятой, эксперт, специалист, переводчик, прокурор);
  • рассматривающие и решающие дело.

По признаку обладания полномочиями выделяют участников:

  • обладающих государственно-властными полномочиями;
  • не обладающих ими.

Полномочия зависят от статуса субъекта.

Права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях установлены Административным Кодексом таким образом, чтобы были соблюдены основные принципы производства: законность, объективная истина, равенство перед законом, гласность.

Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/ucastniki-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnyh-pravonaruseniah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.