+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Понятие экстремальной ситуации. Понятие об экстремальной и чрезвычайной ситуации Условия формирования опасной экстремальной и чрезвычайной ситуации

Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит?. урок. ОБЖ 6 Класс

Понятие экстремальной ситуации. Понятие об экстремальной и чрезвычайной ситуации Условия формирования опасной экстремальной и чрезвычайной ситуации

Сегодня мы поговорим об опасных и чрезвычайных ситуациях, а также о причинах их возникновения.

С давних времен человек подвергается всевозможным опасностям. В первобытном строе человеку угрожало множество опасностей. Например, он мог погибнуть во время лесного пожара, от засухи, от лап диких животных, в неурожайный год первобытные люди могли погибнуть от голода. Именно эти ситуации являлись для них экстремальными.

Человек эволюционировал, развивался – условия жизни изменились, изменились и первостепенные опасности для человека, хотя и сейчас стихийные бедствия ставят человека в затруднительное положение (рис. 1).

Рис. 1. Погорелица (Источник)

На протяжении тысячелетий люди сталкиваются с разнообразными опасностями. И ныне человек получает травмы и гибнет в результате пожаров и отравлений в быту, криминальных ситуаций, транспортных аварий, и при встрече один на один с природой. В современном мире наибольшую опасность для людей представляет человеческая социальная и техногенная деятельность.

Вам хорошо известно, что большая часть травм в быту и на отдыхе является результатом нашей неосторожности, легкомыслия, или незнания (рис. 2). Жизнь и здоровье человека, зачастую, зависят от его грамотных и своевременных действий в опасных ситуациях. Осознание этой простой истины может стать первым шагом в овладении искусством выживания в природе и социуме.

Рис. 2. Не рискуйте без надобности (Источник)

Современные маугли

Вы, скорее всего, слышали сказку Редьярда Киплинга о Маугли или смотрели мультфильм по этой замечательной сказке. История мальчика, выросшего в волчьей стае, поражает. А знаете ли вы, что в современности тоже встречаются дети, выращенные животными.

Например, в Камбодже в 2007 году нашли женщину, выросшую в джунглях (рис. 3). Женщина пришла в селение и попыталась украсть у крестьянина еду, но попалась на горячем. Хозяин дома отвел странную грязную женщину в местный участок полиции. Полицейский признал в дикой женщине свою дочь, которая потерялась в джунглях в 1988 году в возрасте восьми лет.

Рочом, так звали лесную девушку, три года прожила с людьми, но привыкнуть к ним не смогла. Продолжала мяукать, из кхмерского языка выучила только три слова: «мама», «папа» и «живот болит». Больше любила ползать, чем ходить.

Рис. 3. Найденная в джунглях Камбоджи женщина (Источник)

Весной 2010 года Рочом сбежала в джунгли, родную и понятную среду обитания. В июне ее снова нашли. Лесную женщину отмыли от нечистот и передали команде испанских психологов, которые учат ее нормам человеческого поведения.

Восьмилетняя девочка смогла выжить в природной среде, но, будучи лишенной человеческого общения, вряд ли сможет стать полноценным членом общества.

Ранее мы упоминали об опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Что же они собой представляют? Это ситуации, возникающие при взаимодействии человека с окружающей средой.

Опасная ситуация – это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы, угрожающие здоровью, жизни человека.

Экстремальная ситуация – это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой.

Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.

Условиями возникновения некоторых из подобных ситуаций могут быть:

– болезнь или повреждение организма человека, находящегося в природной среде (простуда, мигрень, переломы, ушибы, отравления, укусы животных и т. д.);

Другим условием может быть:

– резкое ухудшение погодных условий (сильные морозы, вьюга, метель, сильная жара, засуха и т. п.);

– вынужденное автономное, т. е. самостоятельное, пребывание в природных условиях. Например, когда человек заблудился в лесу или потерпел аварию.

Например, есть люди, увлекающиеся охотой. Но ведь в лесу и степи много опасностей: охотник может подвергнуться нападению дикого зверя; может попасть в капкан, поставленный другими охотниками (рис.

4); его может застать непогода; охотник может заблудиться в чаще; потенциальную опасность представляют также старые деревья, которые могут упасть.

Любая из перечисленных ситуаций может стать для человека экстремальной.

Рис. 4. Охотники должны быть аккуратными, чтобы не попасть в капкан, поставленный другими охотниками (Источник)

Можно сделать вывод, что большинство опасностей являются результатом нашего легкомыслия или неправильных действий, отсутствия необходимых знаний.

Например:

– спровоцировал на агрессию зверя;

– отравился ягодами в лесу;

– отстал от туристической группы на маршруте

– потерял ориентацию в лесу;

– заблудился в пещере.

Успех автономного выживания человека в природных условиях зависит от его знания особенностей климата, в котором он находится, особенностей флоры и фауны.

Об особенностях флоры и фауны своего края вы могли узнать на уроках природоведения.

Если человек знает об этих особенностях, то он может обеспечить себя питанием, добыть огонь, воду, соорудить себе убежище, защитить себя от основных опасностей в любое время года.

На уроках географии вам расскажут о климатических поясах – обширных территориях, для которых присущ определенный климат, растительность, животный мир.

Волчьи ягоды

Так уж получилось, что под термином «волчьи ягоды» скрываются разные понятия.

Вы знаете, что волчьи ягоды есть нельзя, поскольку многие из них ядовиты.

Волчьи ягоды – это собирательное, народное название ряда растений, плоды большинства которых имеют токсические или раздражающие свойства:

Белладонна, волчеягодник, вороний глаз, крушина ломкая. Все эти растения встречаются в наших широтах, поэтому не стоит есть незнакомые ягоды, даже если они внешне привлекательны (рис. 5).

Рис. 5. Волчье лыко (Источник)

Во-первых, волчьи ягоды – это одно из народных названия кустарника, который называется волчье лыко (другие названия – волчеягодник, волчник, дафна).

Яркие красные ягоды волчьего лыка величиной с горошину сидят прямо на ветках по 2–3 штуки, как у облепихи.

Несмотря на то что они выглядит очень аппетитно, есть их ни в коем случае нельзя, так как они сильно ядовиты! Впрочем, у волчеягодника ядовиты все части растения.

Даже маленькая капелька сока растения, попав на кожу или слизистую оболочку губ или глаз, вызывает раздражение. Если съесть ягоду волчника, начнется жжение, тошнота, рвота, слабость, могут начаться судороги, поднимется температура.

.. Поэтому постарайтесь не подходить к этому красивому кустику!

Только, пожалуйста, не обращайтесь с этим растением как с врагом, если вам посчастливится встретить его в лесу! Оно достаточно редкое и занесено в Красную книгу.

Что же способствует выживанию человека в природе? Есть несколько факторов:

– Психологическая подготовленность. Если вы морально готовы к тому, что может случиться экстремальная ситуация, то, попав в таковую, вас не охватит паника. Думаю, вам известно, что паника – худший враг в экстремальных ситуациях, поскольку парализует волю человека, и он окончательно теряет способность принимать правильные решения и контролировать свои действия.

– Физическое здоровье (сильные мышцы, закалка, выносливость).

– Знания о том, как вести себя в подобной ситуации, о том, как обеспечить себе пищу, воду и кров на время вынужденного автономного пребывания.

– Необходимое снаряжение: спички, нож, бинт, бактерицидный пластырь, специальная одежда, запас пищи.

Обучение выживанию

Если вы заинтересовались способами выживания, вы можете попросить родителей о том, чтобы во время летних каникул они записали вас в лагерь по обучению выживанию.

В подобных лагерях (срок пребывания в них варьируется от 14 дней до месяца) вы научитесь разводить огонь без спичек, обустраивать ночлег. Узнаете, как найти пропитание и воду в экстремальной ситуации, как оказывать первую помощь (рис. 6).

Эти знания, несомненно, вам пригодятся, как пригодились они Денису из Костромы. Он с 8 лет ходил в походы и владел основными навыками выживания. В одном из походов случилось так, что он остался отрезан от своей группы. При переходе через горный массив начался камнепад. Группе пришлось разделиться на две части.

Денис вместе с раненым товарищем остался один в горах. Остальная группа поспешила за помощью. Пока спасатели старались освободить горную тропу от камней, Денис оказал первую помощь пострадавшему товарищу и нашел убежище, чтобы обезопасить себя от повторного камнепада. Таким образом, парень помог себе и товарищу.

Рис. 6. Тренировка в лагере по обучению выживанию (Источник)

Знания основ выживания в лесу могут вам также пригодиться. А еще в лагере по обучению выживанию вы получите возможность узнать много нового о природных явлениях, полезных растениях, животном мире. Ну и, конечно, это незабываемые впечатления, общение со сверстниками, интересные события.

Специалисты дают такие советы:

– экстремальных ситуаций нужно по возможности избегать;

– экстремальных ситуаций нужно не допускать;

– не поддаваться страху и панике при любых обстоятельствах;

– чтобы не допустить ЭС, нужно знать их причины;

– чтобы выйти из ЭС, нужно знать, как правильно действовать.

Знания – одно из важнейших богатств человека. Обладая знаниями о том, как ориентироваться на местности без специальных приборов, как развести огонь на природе, как добыть себе пищу и воду, как оказать первую помощь и как соорудить укрытие, ты сможешь обеспечить не только собственное выживание, но и помочь другим в экстремальных ситуациях.

Например, в замечательном мультфильме «Утиные истории» трое братьев, попадая в затруднительное положение, всегда обращались к справочнику, в котором находили ответы на все свои вопросы. Таким справочником могут стать твои знания, если ты будешь все внимательно усваивать.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013. – 190 [2] с.: ил.
  2. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. – 1-е изд. – М: Изд-во АТС, 1996. – 160 с.
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. – 2012, 209 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Dic.academic.ru (Источник).
  2. (Источник).

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 4 на стр. 13. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013. – 190 [2] с.: ил.
  2. Представьте, что вы собираетесь выехать на пикник в лес. Запишите все опасности, которые могут ожидать вас в вашем путешествии.
  3. * Узнайте, какие съедобные растения распространены в вашем регионе. Изобразите несколько из них.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/obzh/6-klass/ekstremalnaya-situatsiya-v-prirode-i-pervoocherednye-deystviya-cheloveka-popavshego-v-neyo/opasnye-i-ekstremalnye-situatsii-chto-k-nim-privodit

Понятие об экстремальной и чрезвычайной ситуации. понятие экстремальной ситуации

Понятие экстремальной ситуации. Понятие об экстремальной и чрезвычайной ситуации Условия формирования опасной экстремальной и чрезвычайной ситуации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ «ЧГПУ»)

Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения

Направление: направление подготовки 050700 – «Специальное (дефектологическое) образование»

________________________________

доцент каф. ТОФК Мамылина Н.В.

Челябинск 2011

4 часа лекций, 4 часа практических работ

Лекция 1 (4 часа)

Тема: Понятие экстремальной и чрезвычайной ситуации. Безопасность в быту, транспортно-дорожных ситуациях, экстремальных ситуациях криминогенного характера.

1. Понятие экстремальной и чрезвычайной ситуации.

2. Безопасность в быту.

3. Безопасность в транспортно-дорожных ситуациях.

4. Безопасность в экстремальных ситуациях криминогенного характера.

ПОНЯТИЕ ОБ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

В экстремальной ситуации у человека неизбежно возникает особое состояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом. Оно вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведение и работоспособность человека. Влияние стресса на поведение и возможности конкретного индивидуума, на изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуально.

Одни действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения — на экзаменах, ответственных соревнованиях и в любых опасных для жизни обстоятельствах. А других подобные ситуации психологически деморализуют.

Наступает «психологический шок» — появляется сильная заторможенность или, наоборот, суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.

Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине — в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, правилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия.

К примеру, человек не знает, как поступить в той или иной жизненно опасной ситуации, или знает, но не умеет себе помочь. В ином случае он знает и может, но не хочет сделать то, чего требуют условия безопасности (или просто не хочет знать, что именно нужно делать).

И вот, столкнувшись с непредви­денными обстоятельствами, очутившись в сложной, непривычной обстановке, когда нужны быстрые, точные действия, люди становятся совершенно беспомощными, неспособными решить простейшие, но жизненно необходимые вопросы.

Дабы уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить свои шансы на сохранение здоровья и самой жизни, нужно:

• знать и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие нашу жизнь;

• выработать умение предвидеть возможность возникновения опасных ситуаций;

• стремиться избегать попадания в них. И, наконец, оказавшись в экстремальной ситуации, необходимо быстро оценить ее и свои возможности, принять грамотное решение и действовать. Таким образом, проблема выживания в экстремальных ситуациях сводится к четырем надо: надо знать, надо желать, надо уметь, надо действовать.

Чрезвычайные ситуации отличаются от экстремальных прежде всего своими масштабами и тяжестью последствий.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В данной «Юните» будут рассмотрены в основном различные экстре­мальные ситуации и проблема обеспечения безопасности человека в быту, на транспорте, при взаимодействии с окружающей средой, на производстве.

Понятие об экстремальной ситуации. Влияние экстремальной ситуации на психическое и психофизиологическое состояние человека. Особенности поведения и готовности человека к деятельности в экстремальных ситуациях. Опросник «Инвентаризация симптомов стресса»

РубрикаПсихология
ПредметПсихология
Видкурсовая работа
Языкрусский
Прислал(а)Игорь
Дата добавления24.11.2014
Размер файла29,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие экстремальной ситуации как обстановки, при которой психофизиологические параметры превышают пределы компенсации организма. Психогенные реакции и расстройства, возникающие в стрессовых условиях. Работа психолога в очаге экстремальной ситуации.

курсовая работа [120,5 K], добавлен 25.03.2015

Опыт поведения человека в экстремальной ситуации. Факторы, влияющие на психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях. Мотивационная структура личности в экстремальной ситуации. Копинговые механизмы в саморегуляции поведения.

Источник: https://bibirev.ru/ponyatie-ob-ekstremalnoj-i-chrezvychajnoj-situatsii-ponyatie-ekstremalnoj-situatsii/

Экстремальные ситуации и реакция на них

Понятие экстремальной ситуации. Понятие об экстремальной и чрезвычайной ситуации Условия формирования опасной экстремальной и чрезвычайной ситуации

Определение 1

Экстремальная ситуация – это ситуация, связанная с неблагоприятными факторами, выходящими за рамки обычного и угрожающими здоровью человека или его жизни.

Экстремальные ситуации могут возникать в любой сфере жизни человека.

Это понятие использовалось ещё в античной философии и рассматривалось как предел существования адаптирующейся системы человека.

Экстремальную ситуацию Большой энциклопедический словарь трактует как границу существования вещей, за пределами которой вещи перестают быть самими собой и обретают иное существование. Подобное понимание экстремальности утвердилось и в психологической науке.

Важное место в психологии занимает анализ физиологических и поведенческих реакций на экстремальную ситуацию.

Рассматривая экстремальную ситуацию с точки зрения безопасности, И.Л. Баева дает ей следующее определение – экстремальной называется ситуация, актуализирующая потребность в безопасности и её блокировку в удовлетворении.

В результате этой опасной психологической ситуации происходит перегрузка психофизиологических механизмов отражения, их дезорганизация. Процесс рефлексии при этом блокируется, происходит снижение уровня волевой регуляции, подавляется способность к прогнозированию.

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Экстремальная ситуация вызывает сильнейший стресс-фактор, эмоциональное и психическое напряжение растет и необходимо какое-то время для того, чтобы подключились мыслительные процессы. Отработанные механизмы поведения человека не действуют.

Экстремальная ситуация, по мнению М.А. Кремень и А.П. Герасимчик, является комплексным раздражителем, который внезапно возникает и требует двухуровневого ответа:

  1. приспособительно-защитная реакция;
  2. интеллектуальная реакция, которая формирует стратегию поведения и обеспечивает выбор решений.

Психологи считают, что экстремальность понимается неоднозначно и попытки дать ей всеобъемлющее определение обречены на провал.

В зарубежной психологии экстремальную ситуацию трактуют как редкое событие, имеющее для человека психологические и социальные последствия. А. А.

Бодалев рассматривает экстремальную ситуацию как необычную по тяжести, в которой человек может встретиться с возможностью катастрофических результатов при ограниченном выходе из неё.

Специалисты выделяют признаки, по которым экстремальное событие отличается от экстремальной ситуации:

  • непредсказуемость, неожиданность и глобальность;
  • большая ограниченность во времени;
  • отсутствие выбора и невозможность ей противостоять;
  • судьбоносность события;
  • огромное потрясение;
  • событие как вектор развития экстремальной ситуации.

Замечание 1

Таким образом, можно предположить, что экстремальная ситуация может перерасти в экстремальное событие.

Классификация экстремальных ситуаций

Для каждой экстремальной ситуации характерны только ей присущие причины и характер развития.

Классификаций чрезвычайных ситуаций существует множество, в их основании лежат разные признаки.

По внезапности различают внезапные и ожидаемые чрезвычайные ситуации. Прогноз ситуации и правильные действия дают возможность избежать многих отрицательных последствий и даже предотвратить саму ситуацию.

Прогнозировать стихийные бедствия очень сложно. По скорости распространения чрезвычайные ситуации могут быть взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся, умеренные, плавные.

Основная часть военных конфликтов, стихийных бедствий, техногенных аварий относится к стремительным, а ситуации экологического характера в основном развиваются плавно.

Масштаб распространения чрезвычайных ситуаций может быть локальный, местный, территориальный, региональный, федеральный, трансграничный. Экстремальные ситуации, имеющие федеральный, региональный и трансграничный масштаб, охватывают значительные по площади регионы, государства или даже несколько государств.

По продолжительности экстремальные ситуации бывают кратковременные и затяжные. В результате всех чрезвычайных ситуаций, загрязняющих окружающую среду, речь идет об их затяжном характере.

Характер преднамеренности может быть умышленный и неумышленный. К умышленным, т.е. преднамеренным чрезвычайным ситуациям, относится основная часть национальных, социальных и военных конфликтов, а также террористических актов.

Непреднамеренный характер носят стихийные бедствия, катастрофы и техногенные аварии.

Источник происхождения чрезвычайных ситуаций может быть разный – техногенный, природный, социально-биологический.

Аварии на транспорте, пожары, выброс отравляющих веществ, внезапное обрушение сооружений, аварии на электроэнергетических системах, в коммунальных системах, на промышленных очистных сооружениях носят техногенный характер.

Природный характер имеют геофизические, геологические, метеорологические чрезвычайные ситуации, опасные морские явления, природные пожары.

Социальный характер имеют такие чрезвычайные ситуации, как терроризм, голод, алкоголизм, наркомания, общественные беспорядки, токсикомания, акты насилия.

Те чрезвычайные ситуации, в ходе которых происходит изменение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы, относятся к биолого-социальным.

Причиненный ущерб определяется по пяти основным параметрам:

  1. прямые потери;
  2. затраты на аварийно-спасательные работы;
  3. затраты на проведение эвакуационных мероприятий и их объем;
  4. затраты на ликвидацию;
  5. косвенные потери.

Основанием специальных психологических классификаций, считают специалисты-психологи, является степень эмоциональной вовлеченности человека в экстремальную ситуацию.

В плане психологического благополучия и соматического здоровья легче восстанавливаются участники природных катастроф, а затяжное и болезненное восстановление психических функций, происходит после экстремальных ситуаций социального характера – это могут быть жертвы терактов, бывшие заложники.

Реакция человека на экстремальную ситуацию

Замечание 2

Реакция людей, оказавшихся в стрессовой ситуации, меняет их психическое состояние, нервно-психическое напряжение резко повышается и может способствовать мобилизации активности и дезорганизации деятельности.

В зависимости от того, какова интенсивность нервно-психического напряжения, выделяют его разновидности – слабое, умеренное, чрезмерное.

Признаки напряженности при слабой степени проявляются или незначительно или не наблюдаются совсем. Человек не считает, что его состояние находится в нервно-психическом напряжении.

При умеренной степени нервно-психического напряжения эффективность нервно-психической деятельности представляет такую форму психического состояния, которая полно раскрывает способности человека в достижении цели.

Эмоциональный, моральный и душевный подъем на некоторое время отодвигают соматические реакции. Поведение человека характеризуется следующими чертами:

концентрация внимания возрастает, снижается отвлекаемость, что дает возможность сосредоточиться на решении задач, стоящих в экстремальной ситуации – возрастает объем кратковременного запоминания, увеличивается продуктивность логического мышления, возрастает точность движений и сокращается количество ошибок.

При чрезмерной степени нервно-психического напряжения на первый план выступают соматические жалобы, часто преувеличенные, происходит разлад психической деятельности. Наступает чувство физического и психического дискомфорта, эмоциональный фон отрицательный, человек подавлен и тревожен. Концентрация внимания, её объем и устойчивость снижаются, нарушается координация движений.

Находясь в состоянии чрезмерной степени нервно-психического напряжения, человек не может преодолеть трудности собственными усилиями. Первичными реакциями человека, оказавшегося в экстремальной ситуации, является шок, ступор, двигательное возбуждение, нервная дрожь, плач, агрессия, истерика.

Первичные реакции на экстремальную ситуацию находятся в области эмоциональной сферы. Шоковые реакции продолжаются от нескольких секунд до нескольких недель и характеризуются понятием «не может быть!»

У человека возникает оцепенение, в сознании появляется ощущение нереальности происходящего. При шоковом состоянии человек не испытывает боли и страданий, потому что чувствительность сильно снижена.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/ekstremalnye_situacii_i_reakciya_na_nih/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.