+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Государственное управление в области финансов. Государственное управление в области финансов Государственное управление в сфере финансов и кредита

Управление государственными финансами

Государственное управление в области финансов. Государственное управление в области финансов Государственное управление в сфере финансов и кредита

В общем смысле государственные финансы представляют собой денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта. Именно они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

Затрагивая одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства, они способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Функционирование государственных финансов нацелено на достижение общих целей развития общества.

Замечание 1

Государственные финансы, как и любая организованная система, требуют определенного управленческого воздействия извне с целью направления развития системы государственных финансов в нужное русло.

Под управлением как таковым принято понимать некую совокупность методов и приемов целенаправленного воздействия на объект управления с целью получения определенных результатов.

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Применительно к сфере государственных финансов управление представляет собой процесс воздействия на финансовые отношения, а также соответствующие им виды финансовых ресурсов с помощью специальных методов и приемов в целях обеспечения реализации функций государственной власти.

В основе управления государственными финансами лежит ряд принципов, в общем виде представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Принципы управления финансами государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Система управления финансами государства нацелена на обеспечение сбалансированности интересов институциональных единиц, отсутствие дефицита госбюджета и устойчивость национальной валюты, которая, кстати сказать, является основополагающим элементом финансовых отношений. Как бы там ни было, основополагающей целью управления финансами государства выступает непосредственно реализация положений финансовой политики, проводимой правительством страны.

Ответственность за управление финансами на государственном уровне несут специально уполномоченные органы государственной власти. Условно они могут быть разделены на две большие группы:

  • органы законодательного управления;
  • органы оперативного управления.

В первом случае речь идет о законодательном регулировании финансовой сферы, утверждении государственного бюджета и отчета о его исполнении и пр. Во втором случае управление осуществляет посредством государственного финансового аппарата, который непосредственно реализует финансовую политику.

Целостная совокупность организационных структур, которые в той или иной мере осуществляют управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Элементы и методы управления государственными финансами

Процесса управления государственными финансами состоит из ряда функциональных элементов (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Базовые элементы управления государственными финансами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основополагающую роль в управлении финансами государства играет финансовое планирование и прогнозирование. В первом случае речь идет о разработке плановых показателей на грядущий период (как правило, год), во втором – о прогнозировании и оценке возможных вариантов макроэкономического развития.

Оперативное управление основано на разработке комплекса мер, которые направлены на достижение максимального эффекта при минимуме затрат.

В его основе лежит глубокая аналитическая проработка текущей финансовой ситуации и соответствующее ей перераспределение финансовых ресурсов.

В значительной степени именно благодаря оперативному управлению обеспечивается стабильность национальной экономики страны и финансовая поддержка населения.

Финансовый контроль следует понимать в качестве деятельности органов государственной власти, связанной со сбором и анализом информации о текущем (фактическом) финансовом состоянии экономики, а также оценкой эффективности принятых управленческих решений. В основе финансового контроля лежат:

  • сопоставление фактических и ранее запланированных финансовых показателей;
  • проверка целевого и адресного характера использования финансовых ресурсов;
  • оценка правомерности действия государственных органов, принимающих участие в распределении финансовых средств.

Что касается конкретных форм и методов управления финансами государства, то определяющая роль здесь отводится финансовому планированию, прогнозированию, программированию, регулированию, контролю, принятию адекватного законодательства в финансовой сфере, обоснованию системы прогрессивных методов мобилизации и эффективному использованию финансовых ресурсов.

Финансовая политика государства

Управление государственными финансами непосредственно связано с действиями органов государственной власти по проведению и реализации финансовой политики.

Определение 1

Финансовая политика – совокупность мероприятий, которые направлены на аккумуляцию финансовых ресурсов государства, их перераспределение и использования в целях обеспечения реализации основных функций аппарата государственной власти.

Финансовая политика представляет собой составную часть общеэкономической политики государства. В ее основе лежит действующее финансовое законодательство.

Финансовая политика в зависимости от характера решаемых задач и длительности периода осуществления делится на два вида: финансовая стратегия и финансовая тактика. В первом случае речь идет об ориентации государственных планов на долгосрочную перспективу, а во втором – о решении задач конкретного (текущего) периода.

Основные задачи финансовой политики представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Задачи финансовой политики государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными элементами финансовой политики государства выступают бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, ценовая, таможенная политика, политика в сфере международных заимствований и пр. Ее реализация осуществляется на основе финансового механизма, который включает в себя различные формы, виды и методы организации финансовых отношений.

Источник: https://spravochnick.ru/finansy/gosudarstvennye_finansy_i_ih_razvitie/upravlenie_gosudarstvennymi_finansami/

Области финансов

Государственное управление в области финансов. Государственное управление в области финансов Государственное управление в сфере финансов и кредита

Области финансов – это отрасли хозяйствования (экономики) страны или субъектов, в которых регулируются вопросы денежного регулирования, организации управления, принципы и правила финансовой деятельности.

Принципы муниципальных и государственных органов в области финансов

При выполнении своих функций органы государственного и местного управления работают с соблюдением целого ряда принципов. Все они регулируются Конституцией Российской Федерации и направлены на обеспечение нормальной работы экономики страны во всех сферах финансовой деятельности. К основным принципам работы можно отнести:

1. Принцип приоритета общественных интересов. Здесь идет речь о первостепенной роли муниципальных и государственных образований в области финансирования.

Суть этого принципа заключается в активном применении возможностей финансово-правовых институтов, позволяющих наладить нормальную работу в финансовой сфере с учетом общих задач.

На завершающем этапе реализация принципа приоритета влияет на интересы каждой конкретно взятой личности и имеет ключевое значение в условиях кризиса.

2. Принцип федерализма. Организация деятельности в области финансов требует четкого соблюдения интересов всех сторон – как субъектов Федерации, так и общефедеративных интересов. Данный принцип обеспечивается, благодаря своевременному поступлению ресурсов, необходимых для реализации важных задач для субъектов Федерации и государство в целом.

3. Принцип единения денежной системы и финансовой политики. Данные структуры Федерации имеют право на самостоятельную деятельность, но только при условии, что она не выходит за пределы финансовой политики страны. В основе единства лежит система налогообложения, единый порядок финансирования бюджета и так далее.

4. Принцип равноправия субъектов РФ. Основная суть – одинаковые требования ко всем субъектам Федерации в области финансов, правового регулирования и ведения финансовой деятельности.

5. Принцип самостоятельности органов муниципальной власти. В своей работе все субъекты Федерации имеют полное право по своему усмотрению утверждать и заниматься исполнением местного бюджета. Кроме этого, им дается право образования и применения внебюджетных целевых фондов, установления налоговов на местном уровне (с учетом законов РФ) и проведение их сборов.

6. Принцип социальной направленности. Данное положение расписано в Конституции Российской Федерации. Политика страны направлена на обеспечение достойной жизни граждан, их свобод, создание нормальных условий труда, забота о здоровье, обеспечение нормальной заработной платы не ниже установленного минимума, поддержка материнства и отцовства, развитие социальных структур и так далее.

7. Принцип гласности. Его основы прописаны в нормах Конституции РФ. Смысл – в необходимости официальной публикации законов, относящихся к области финансов.

Все нормативные акты, которые тем или иным образом затрагивают обязанности человека, его права и свободы, не должны применяться без предварительного оповещения через соответствующие публикации.

К примеру, в налоговом кодексе все изменения вступают в силу не ранее, чем через один месяц с момента печати.

8. Принцип плановости. Его суть заключатся в том, что на всех уровнях (как государственном, так и муниципальном) могут составляться специальные программы (планы), направленные на использование и распределение финансовых активов.

Здесь речь идет о формировании внебюджетных фондов, бюджетов различных уровней и так далее.

В условиях рыночной экономики при формировании планов основной упор делается на рыночные механизмы в сфере товаров и услуг, а не на директивные предписания, как это было ранее.

9. Принцип законности отображает необходимость строгого соблюдения всех финансовых и правовых норм в спорах, которые возникают между сторонами финансовой деятельности, а также органами управления на региональном уровне.

Государственное управление в области финансов

В Российской Федерации создано и работает множество субъектов, задача которых – эффективное управление в области финансов, поддержание и регулирование экономики в стране.

При этом каждый из субъектов выполняет свою задачу и гарантирует ее четкое исполнение в пределах собственной компетенции. Так, к основным органам власти в области финансов можно отнести:

1. Правительство РФ берет на себя ключевые функции управления в области финансов – разработку бюджета и его реализацию, обеспечение единой политики государства (денежной, финансовой и кредитной), разработку налоговой политики и контроль ее исполнения, оптимизацию бюджетной системы, регулирование рынка ценых бумаг и так далее.

Основные задачи Правительства РФ – устранение инфляции, нейтрализация ее негативного действия на экономику и общий уровень жизни, строгий контроль государственного долга и обеспечение его своевременного погашения, ликвидация и сокращение дефицита в бюджетной сфере, снижение объема дотаций и субсидий, пересмотр налоговых льгот и так далее.

2. Министерство финансов РФ – это ключевой орган власти, на который возложен целый ряд задач в области финансовой деятельности.

Минфин занимается выработкой государственной финансовой политики, а также осуществляет нормативно-правовое регулирование в валютной, банковской, аудиторской и страховой сфере.

Кроме этого, Министерство финансов регулирует сферу бухгалтерской отчетности, отрасли переработки (обогащения) драгоценных металлов, определяет таможенную стоимость товаров, организует и проводит лотереи, финансирует государственные службы и так далее.

Министерство финансов берет на себя функции координации и контроля целой группы служб, которые находятся в его ведении и подчинении. К таковым можно отнести Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, налоговую службу, службы федерального надзора и финансового мониторинга, а также Федеральной казначейство.

3. Росфиннадзор – федеральная служба финансово-бюджетного надзора. К ключевым задачам организации относится осуществление контролирующих и надзорных функций в отношении работы финансово-бюджетной отрасли, а также выполнение функций органа валютного контроля. Кроме этого, Росфиннадзор контролирует:

– выполнение законов в отношении валютных операций всеми резидентами и нерезидентами РФ, а также требований нормативных актов по валютным сделкам;

– правильность применения средств национальных внебюджетных фондов, госбюджета и материальных ценностей, находящихся во владении страны;

– четкость контроля со стороны властных структур субъектов Российской Федерации, органов самоуправления и так далее.

4. Федеральная служба по финансовому мониторингу берет на себя функции структуры, препятствующей незаконному отмыванию доходов, полученных нелегальным путем. Кроме этого, к функциям Росфинмониторинга относится предотвращение финансирования терроризма, а также эффективная координация деятельности в сфере федеральных органов власти.

Росфинмониторинг через свои каналы осуществляет контроль исполнения всеми субъектами требований законодательства РФ, привлекает к ответственности нарушителей, проводит сбор, обработку и анализ данных о всех проведенных финансовых операциях.

5. Федеральное казначейство – не менее важный орган исполнительной власти страны. К его функциям относится обеспечение выполнения бюджета, кассовое обслуживание, контроль проведения операций с капиталом госбюджета со стороны главных распорядителей и получателей денег.

Главные функции Федерального Казначейства следующие:

– проведение учета операций по кассовой реализации бюджета страны;

– передача информации основным распорядителям относительно лимитов бюджета, общей бюджетной росписи и объемов финансирования, а также контроль выполнения норм;

– открытие и ведение лицевых счетов, оформление реестра распорядителей, а также получателей средств из государственного бюджета;

– открытие в Центральном Банке счетов для учета бюджетных и прочих средств согласно законов Российской Федерации;

– составление и предоставление в Министерство финансов отчетов по ведению и исполнению федерального бюджета;

– кассовое обслуживание бюджетной системы страны.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/10251-oblasti-finansov

Управление в области финансов и кредитного дела

Государственное управление в области финансов. Государственное управление в области финансов Государственное управление в сфере финансов и кредита

Процесс распределения, накопления, использования денег государством регулируется финансовой областью. Данная сфера предоставляет целостность всех элементов финансовой системы, таких как налоговой, кредитной систем и других компонентов государственных финансов и финансового рынка, в связи с чем и считается одной из самых организованных.

В воплощении функций по систематическому образованию, разделению и применению валютных фондов для воплощения задач социально-экономического становления, обеспечения обороноспособности и защищенности государств и заключается экономическая работа страны.

Статья 71 Конституции отводит в ведение РФ:

  • федеральные банки, бюджет и фонды регионального развития;
  • сборы и федеральные налоги;
  • финансовое, валютное и кредитное регулирование;
  • основы ценовой политики и денежную эмиссию.

Замечание 1

Тип финансовых отношений, которые относятся к кредитованию, государственным долговым обязательствам исполнению бюджета, инвестициям, заимствованию, и т.д. проверяются бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ, а также, другими нормативными правовыми актами РФ.

Гражданское право прописывает и контролирует отношения и финансовые институты, которые образовались из договоров отдельных субъектов права.

Огромное разнообразие функций в области денежных фондов, таких как:

  • финансовые средства отраслей народного хозяйства и государственных предприятий;
  • страховые денежные фонды;
  • бюджетные и кредитные ресурсы.

Кредитные и бюджетные ресурсы составляет основу содержания финансовой деятельности.

Управление в области финансов возложено на, не выходящие за рамки их полномочий, отраслей или сфер управления, а также, на федеральные органы исполнительной власти и субъектов РФ.

Существуют два аспекта в понятии «финансы». Они представляются, как единое целое в правовой и экономической литературе:

  • Первый пункт – это используемых государством для воплощения своих задач фонды денежных средств;
  • Второй пункт – это, образующиеся в результате создания, распределения и использования некоторых фондов денежных средств, необходимых государству для реализации своих задач и функций, экономические отношения.

Финансы РФ состоят из множества составляющих, которые находятся в постоянном взаимодействии, в своём завершении образуя в целом финансовую систему РФ. Данная система вмещает в себя следующие пункты:

  • кредит(банковский и государственный);
  • внебюджетные целевые фонды;
  • страхование (личное и имущественное);
  • бюджетная система, состоящая из государственных и местных бюджетов;
  • финансы организаций, предприятий, отраслей народного хозяйства, объединений.

Группа однородных денежных отношений, которые соединены по формам и методикам

скопления или же расформирования денежных средств именуется денежным институтом.

Функции ведомств

Основополагающими для финансовой сферы являются:

  1. Жесткое укрепление притязаний страны в облике властных общепризнанных мерок, связанных с контрольной, распорядительной и стимулирующей функциями в итоге экономической работы государства.
  2. Проявление принципа верховенства федерального закона.

Министерство финансов

В ведомстве существует правовой порядок в исполнительной власти, надзор за оборотом денежных средств. Помимо Минфина контроль за обращением денежных средств выполняют:

  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находится в ведении Министерства;
  • Федеральное Казначейство;
  • Федеральная Налоговая Служба.

Предусмотрены инстанции, осуществляющие мониторинг в финансовой сфере:

  • Федеральная Служба по финансовому мониторингу, подчиняется непосредственно президенту;
  • Федеральная Служба по финансовым рынкам, надзор за деятельностью данной службы возложен на Правительство РФ.

Поскольку Минфин относится к исполнительной власти федерального уровня, на него возложены полномочия по проверке отчетности и выработке государственной политики в сферах:

  • материального обеспечения госслужбы;
  • страхования;
  • сбора налогов;
  • банковской деятельности;
  • бухучета и отчетности, аудита;
  • по бюджету и госдолгу;
  • оборота валюты;
  • оборота полиграфической продукции, которая подлежит защите;
  • определения таможенных тарифов;
  • обращения драгоценных металлов и камней;
  • пенсионного фонда по части формирования накопительной части пенсий;
  • организации лотерей и азартных игр.

Данные функции возложены на Минфин постановлением Правительства РФ №329 от 30.06.2004 «Положение о Министерстве Финансов РФ». В перечисленных сферах министерство ответственно за нормативно-правовое регулирование.

Другие функции министерства:

  • выполняет роль эмитента ценных бумаг, осуществляет регистрацию условий эмиссии, обращения ценных бумаг на уровне регионов и муниципалитетов;
  • выполняет подготовку проекта бюджета государства, руководит бюджетным планированием для оптимизации статей расхода;
  • обеспечение методической части кассового обслуживания Федерального Казначейства на уровне бюджетов регионов и муниципалитетов.

МинФин обладает полномочиями осуществлять действия от имени Правительства Российской Федерации, подписывать соглашения с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба, а также вести переговоры. Помимо этого в ведении Минфина пребывает оборот ценностей Госфонда драгоценных камней и металлов, организация сертификации необработанных алмазов на международном уровне.

ФНС России

Федеральный орган власти, который производит мониторинг за выполнением законодательства о налогах и сборах, за точностью исчисления, своевременным абсолютным внесением в соответствующий бюджет сборов и налогов называется Федеральная налоговая служба (ФНС России).

Замечание 2

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, ФНС наблюдает за точностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных неотъемлемых платежей, за созданием и оборотом алкоголесодержащей и табачной продукции, этилового спирта, а также выполняет функции агента денежного контроля в зонах компетенции налоговых органов (см. Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное распоряжением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).

Данная служба обеспечивает представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате необходимых платежей и требований РФ по денежным обязательствам. Она также производит государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Единая централизованная налоговая система образуется из служб и территориальных органов:

  • управления ФНС в субъектах страны;
  • инспекции межрегиональной работы;
  • районные инспекции;
  • инспекции межрайонной работы;
  • инспекции по районам городов;
  • инспекции в городах без деления.

Росфиннадзор

Относится к органам исполнительной власти федерального уровня, в его ведении находится надзор за финансово-бюджетной сферой, а также за оборотом валюты. Это прописано в Положении «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», которое было утверждено постановлением Правительства № 278 от 15.06.2004.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора следит

за использованием следующих средств:

  • государственных внебюджетных фондов;
  • федерального бюджета;
  • материальных ценностей, состоящих в федеральной собственности.

В компетенции службы контроль над резидентами и нерезидентами по части соблюдения:

  • предписаний из актов регулирования валют с целью контроля;
  • законодательства рф в сфере валютного обращения;
  • соответствия лицензиям и разрешениям всех валютных операций.

Также данная служба выполняет функцию контроля соблюдения законодательства при определении и получении:

  • средств из бюджета федерального уровня;
  • бюджетных ссуд, кредитов, инвестиций;
  • гарантий Правительства.

Росфиннадзор проверяет законность исполнения финансового-бюджетного контроля, осуществляемого следующими органами:

  • финансового контроля;
  • государственной власти субъектов и местного самоуправления;
  • исполнительной власти на федеральном уровне.

Федеральное казначейство

В функции входят:

  • подготовка и контроль за обращением средств из федерального бюджета, основными распорядителями и получателями;
  • выдача разрешения на затраты из федерального бюджета в пределах лимитов, определенных обязательствами по бюджету, а также функция засвидетельствования валютных обязательств;
  • выплаты из бюджетов по заявлению уполномоченных органов, которые производят сборы в бюджет, или по запросу получателей, которые обладают лицевыми счетами, открытыми в Федеральном казначействе;
  • кассовое обслуживание бюджетной системы.

Росфинмониторинг

Одним из федеральных органов исполнительной власти является Федеральная служба по финансовому мониторингу(Росфинмониторинг). В компетенцию входят следующие функции:

  1. противодействие легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем;
  2. нормативно-правовое регулирование в этой сфере;
  3. выработка государственной политики;
  4. финансирование терроризма;
  5. координация соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти;
  6. функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам (см. Положение о федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808).

Функции федеральной службы заключаются в следующем:

  • контроль за выполнением физическими и юридическими лицами законодательства РФ о противодействии (отмыванию)прибыли, полученных криминальным путем;
  • финансирование терроризма;
  • вербование к ответственности юридических и физических лиц, допустивших несоответствие законодательства РФ в этой сфере.

В круг обязанностей федеральной службы входит анализ данных о совершенных имущественных сделках, в том числе касаемо финансов. Речь идет об имуществе и финансах, обращения которых контролируется законом.

Функции службы не ограничиваются проверкой, в обязанности входит сбор полных данных о финансовых и имущественных действиях клиентов учреждений, а также сбор информации по кредитным заведениями – о движениях финансов на вкладах и счетах клиентов.

Другие функции данной службы:

  • Если операция имеет отношение к терроризму, отмыванию полученных неправомерно доходов, задача заключается в выявлении данных фактов. Обеспечение национальной безопасности в ракурсе данных вопросов, отчет перед Президентом о проведенной работе, предложение мер по выявлению и устранению угроз. Отчет предоставляется каждый год;
  • работа в соответствии с запросами структур государственной власти и местного самоуправления, контроль за оборотом имущества и денежных средств, выявление незаконных операций. По запросу добывается информацию по вопросам в отношении обозначенных сфер, за исключением данных из частной жизни;
  • выявление и наблюдение за учреждениями по сделкам, которые проводятся без надзора со стороны соответствующих органов;
  • в полномочия службы входит право приостановить операцию с финансами или любого рода имуществом, если операция может нарушить действующие законы. Для приостановления операции необходимо издать постановление.

Кредитные учреждения

К основам управления в области кредитного дела, организация и деятельности кредитных учреждений относятся:

  • Федеральные законы от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • Конституция РФ;

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/upravlenie-v-oblasti-finansov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.