+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Есенин Сергей – Топи да болота. Анализ стихотворения есенина топи да болота

Содержание

Есенин Сергей – Топи да болота. Анализ стихотворения есенина топи да болота

Есенин Сергей - Топи да болота. Анализ стихотворения есенина топи да болота

«Топи да болота…» Сергей Есенин

Топи да болота,Синий плат небес.Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синицаМеж лесных кудрей,Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипомТянется обоз -Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракитыПосвист ветряной…Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..

Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 – 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником его вдохновения является родная природа.

Однако в более поздних стихах Есенин все чаще и чаще критикует село, которое после жизни в столице кажется ему грязным, унылым, безрадостным и лишенным былого очарования. Поэтому неудивительно, что самые проникновенные, чистые и волнующие стихи, посвященные родным местам, Есенин пишет именно в первые годы пребывания в Москве.

Он тоскует по селу Константиново, в котором прошло его детство, и с нежностью вспоминает все те мелочи, которые согревают его душу на чужбине.

К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение «Топи да болота», написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и непредвзято.

«Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей».

Это – период спокойствия и умиротворения, когда в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай.

Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе, когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов.

Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства. Однако Есенин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям.

Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».
Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор.

Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.

В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. Незадолго до смерти создает трагическую поэму “Черный человек”.

(“Топи да болота”)

Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом Тянется обоз – Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракиты Посвист ветряной… Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..

Читает Р.Клейнер

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична.
Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка.

Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога…”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом…”, “Закружилась листва золотая…” и т.д. Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению.

Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая…”, “Мы теперь уходим понемного…” и др.) Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков.

Это и является высшим идеалом поэта.

Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Топи да болота,Синий плат небес.Хвойной позолотой

Вззвенивает лес.

Тенькает синицаМеж лесных кудрей,Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипомТянется обоз -Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракитыПосвист ветряной…Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина

Ранняя лирика Есенина отличается особой искренностью и чистотой. Первое время после переезда в Москву он продолжал считать себя простым деревенским поэтом, испытывающим огромную тоску по родному селу.

При этом Есенин видел, что его «деревенская лирика» находит множество поклонников среди уставшего от жизни городского общества. Печаль от разлуки с родиной и желание рассказать о ее красоте окружающим рождали в душе поэта очень чистые произведения.

Одним из них является стихотворение «Топи да болота» (1914 г.).

Есенин не идеализирует родную землю. Бескрайние «топи да болота» составляют большую часть ее территории. Просто в бесхитростной русской природе нужно уметь разглядеть особое очарование и привлекательность.

Ранние стихотворения поэта сами по себе напоминают родную землю. Они написаны в предельно сжатой форме, но с использованием очень метких и выразительных слов и эпитетов.

Есенин словно разбрасывает по простым и наивным строчкам настоящие жемчужины: «хвойная позолота», «лесные кудри», «посвист ветряной».

Еще одним приемом поэта является олицетворение родной природы. В любом описании пейзажа чувствуется особенная, не зависящая от человека жизнь («елям снится», «слухают ракиты»).

Человеческая деятельность становится не определяющей, а всего лишь дополняющей природу, подстраивающейся под ее законы. «Гомон косарей» — это просто сон деревьев.

Тянущийся по лугу обоз органично вписывается в окружающую природу, становится ее неотъемлемой частью («суховатой липой пахнет от колес»).

В последней строфе появляется печальный мотив. Есенин обращается к родной земле: «Край ты мой забытый». В этом выражается личная тоска поэта, который предчувствует, что с годами ему будет сложнее приезжать погостить в родное Константиново. В более широком смысле Есенин понимает, что патриархальный образ жизни постепенно изживает себя.

Ему самому первое время было очень нелегко вжиться в бурный поток городской жизни. Жители больших городов утратили связь с родными корнями. Крестьянская одежда и простонародный говор Есенина делали его иностранцем в глазах городского общества. Для вхождение в это общество поэту невольно придется изменится. Но, как покажет время, самым дорогим и близким к сердцу обращением к с.

Константиново для него останется: «Край ты мой родной».

Стихотворение «Топи да болота» написал в 1914 году Сергей Александрович Есенин – русский поэт, лирик, имажинист и ярчайший представитель новокрестьянской поэзии XX вв. Поэт родился и жил вплоть до 1912 года в селе Константиново, описание природы которого и заложено в основной теме произведения.

Литературный анализ стихотворения

Способ организации стихотворения: Силлабо-тоническое

Стихотворный размер: хорей

Литературные приёмы, которые использовал при создании стихотворения С. А. Есенин:

  1. Метафора. Примеры: «меж лесных кудрей», «хвойной позолотой», «синий плат небес»;
  2. Олицетворение. Примеры: «слухают ракиты», «темным елям снится», «посвист ветряной»;
  3. Просторечия. Примеры: «тенькает синица», «слухают ракиты», «гомон касарей».

«Последний поэт деревни», как в шутку величал себя Есенин, с любовью и трепетом относился к природе. Она была его музой на протяжении всей его творческой жизни.

Строки данного произведения буквально каждой фразой передают настроение лирического героя, его отношение к родному краю.

Если взять во внимание тот факт, что в год создания этого стихотворения поэт находился далеко от родных мест и сопоставить его со строками, то можно предположить, что он очень тосковал по Родине.

Многие критики условно разделяют пейзажную лирику Есенина на две части, первая из которых приходится на годы поиска поэтом своего стиля изложения (1914 – 1920 гг.). Но уже тогда молодой лирик хорошо осознавал источник своего вдохновения – природа родного края.

В стихотворении «Топи да болота» он очень выразительно, ярко и без прикрас описал осень в Константиново и хотя в нём встречается фраза «край ты мой забытый» – она не относится к самому поэту. Произведение во всех красках передаёт не только визуальные пейзажные образы, но также и звуки, запахи тех мест.

Наполненное душевным патриотизмом, оно не оставляет равнодушными и читателей наших лет.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина ЦыганыКогда в 1821 году писателя Александра Сергеевича отправили в кишиневскую ссылку, он несколько провел в компании местных цыган. Он кочевал с их табором, что-то познавал, чему-то учился. Поэт был под большим впечатлением, именно переполняемые
  • Анализ стихотворения Цветаевой РодинаМарина Цветаева является русской поэтессой 20 столетия и относится к писателям, творившим в эпоху серебряного века. Родилась она в 1892 году, в Москве, в семье основателя Музея изящных искусств и пианистки. Возможно именно эта семейная
  • Анализ стихоторения Апухтина Ночи безумные ночи бессонныеА. Н. Аптухин – замечательный русский поэт конца XIX века. Он родился в небогатой дворянской семье в Орловской губернии. С блеском окончил Императорское правовое училище, где познакомился с П. И Чайковским,
  • Анализ стихотворения Бунина ВечерСтихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Вечер” представляет неторопливые размышления автора о счастье.В начале произведения он подчеркивает мысль том, что для многих людей лучшие мгновения жизни связаны с прошлым.
  • Анализ стихотворения Маяковского Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви1928 год стал для Владимира Маяковского очень знаменательным. Писатель отправляется за границу во Францию. Здесь он работает журналистом для газеты. Перед своим отъездом Маяковский обязался перед своим другом и редактором издания,

Сергей Александрович Есенин

Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом Тянется обоз — Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракиты Посвист ветряной… Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..

Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 – 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником его вдохновения является родная природа.

Однако в более поздних стихах Есенин все чаще и чаще критикует село, которое после жизни в столице кажется ему грязным, унылым, безрадостным и лишенным былого очарования. Поэтому неудивительно, что самые проникновенные, чистые и волнующие стихи, посвященные родным местам, Есенин пишет именно в первые годы пребывания в Москве.

Он тоскует по селу Константиново, в котором прошло его детство, и с нежностью вспоминает все те мелочи, которые согревают его душу на чужбине.

К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение «Топи да болота», написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и непредвзято.

«Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей».

Это – период спокойствия и умиротворения, когда в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай.

Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе, когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов.

Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства. Однако Есенин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям.

Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».
Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор.

Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.

Источник: https://srcaltufevo.ru/esenin-sergei---topi-da-bolota-analiz-stihotvoreniya-esenina-topi-da.html

Краткий анализ стихотворения Есенина «Топи да болота…» по плану

Есенин Сергей - Топи да болота. Анализ стихотворения есенина топи да болота

Стихотворение «Топи да болота…» относится к раннему периоду есенинской лирики.

Оно было написано, когда поэт только переселился в Москву, а точнее – в первый год его жизни в столице, в 1914.

Стихотворение пронизано искренней любовью к родному краю. В нем мы видим характерное для раннего творчества Есенина идеализирование деревенских пейзажей и сельского уклада жизни в целом.

Произведение увидело свет в самом первом авторском сборнике Сергея Александровича «Радуница», который вышел в 1916 году.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к имажинизму, но так же в нем просматриваются нотки романтизма.

4. Жанр

Жанровая принадлежность произведения – пейзажная лирика, или стихи о природе.

5. Проблематика

В своем стихотворении автор просто делится с читателем тем искренним восхищением, которое он испытывает, наблюдая картины родного края.

Никаких проблем Есенин здесь не понимает.

6. Тематика

Тема произведения характерна для всего творчества Сергея Александровича – любовь к родине, искреннее любование простой русской природой.

7. Идея

Автор написал это стихотворение, чтобы передать все свои светлые чувства, связанные с деревенскими пейзажами, описать их неповторимую, живую красоту.

8. Пафос

Это небольшое творение Есенина наполнено восхищением родными местами. В стихотворении поэт не просто воспевает природу, знакомую ему с детства, но даже идеализирует ее, описывает, как нечто живое и очень доброе, светлое.

9. Система образов

Как и многие есенинские произведения, анализируемое стихотворение построено на удивительных, живых образах русской природы.

Автор не просто описывает деревья, нет, он представляет их некими сказочными существами, способными все чувствовать и понимать. Они словно ждут мальчика Сергея, выросшего в этих местах и ушедшего когда-то покорять Москву, обратно. Недаром появляются щемящие душу строки «Край ты мой забытый. Край ты мой родной».

10. Центральные персонажи

Центральные пейзажи этого небольшого стихотворения – конечно, художественные образы русской природы.

Они словно живые, разумные существа, все понимающие. Автор не просто рисует картину лесов, а наполняет ее сказочностью, неким волшебством, которое особенно сближает его произведения с фольклором.

Есенинская природа живая, и она является полноценным персонажем произведений поэта.

11. Лирический герой

Лирический герой тут не слишком выражен, но он есть. Можно смело сказать, что это художественная проекция автора.

Поэт лично много раз наблюдал чудесные картины, описываемые в произведении, даже больше, – он вырос среди них. Это именно его, есенинский, забытый родной край.

12. Сюжет

Автор просто рисует пейзаж, хоть и оживляет его благодаря своему великому таланту. Как такового, сюжета тут нет.

13. Композиция

Про композицию можно сказать, что она простая, линейная, без особо выраженных точек действия.

Условно экспозицией и завязкой можно назвать первое четверостишие: автор вводит читателя в русский лес, дает краткие, но емкие описания.

Затем следует развитие действия: теньканье синицы, сон елей, движение обоза, слушание ракитами ветра. Все эти детали создают красочную картину деревенской жизни.

Наконец, кульминация и развязка – последние два стиха произведения. В них автор изливает всю свою тоску по покинутым родным местам и выражает искреннюю любовь к ним.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано простым, емким и очень живым языком.

Есенин не любил и практически нигде не использовал высокой лексики, и поэтому его произведения можно назвать народными в самом теплом и добром понимании этого слова. Они понятны как крестьянам, так и дворянам, наполняют душу любовью и учат видеть прекрасное в простых пейзажах русской природы.

Кроме того, Есенин использует народные слова, например, «тенькает», «слухают», а также вводит собственный окказионализм – «вззвенивает».

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано излюбленным есенинским размером – трехстопным хореем, которым создано большинство произведение фольклора.

Рифмовка перекрестная (АБАБ), много неточных рифм: болота – позолотой, скрипом – липой.

16. Средства художественной выразительности

Есенин – мастер метафор и эпитетов, но особенно он любил олицетворения. В стихотворении очень много этих средств художественной выразительности.

Например:

  • эпитеты («синий плат», «лесные кудри», «темные ели»),
  • метафоры («синий плат небес», «хвойной позолотой вззвенивает лес»),
  • олицетворения («лесные кудри», «темным елям снится», «слухают ракиты посвист ветряной»).

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, с какой нежностью и любовью Есенин относился к родной деревне, как скучал по ней. Позже он увидит идеализированную жизнь с другой стороны, но раннее творчество наполнено именно такими чувствами.

18. Актуальность

Каждый человек любит свою малую родину и скучает, оказавшись далеко от нее. В этом плане произведение актуально всегда.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это стихотворение своим образным, метафоричным языком и теми светлыми эмоциями, которыми оно наполнено.

20. Чему учит

Произведение учит особенно бережно и трепетно относиться к родным местам, уметь видеть в них красоту и воспринимать природу, как нечто живое и очень доброе.

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-esenina-topi-da-bolota-po-planu/

Сергей есенин топи да болота главная мысль. Анализ стихотворения есенина топи да болота

Есенин Сергей - Топи да болота. Анализ стихотворения есенина топи да болота

В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. Незадолго до смерти создает трагическую поэму “Черный человек”.

(“Топи да болота”)

Топи да болота,Синий плат небес.Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синицаМеж лесных кудрей,Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипомТянется обоз -Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракитыПосвист ветряной…Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..

Читает Р.Клейнер

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична.
Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка.

Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога…”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом…”, “Закружилась листва золотая…” и т.д.Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению.

Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая…”, “Мы теперь уходим понемного…” и др.)Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков.

Это и является высшим идеалом поэта.

Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Стихотворение «Топи да болота» написал в 1914 году Сергей Александрович Есенин – русский поэт, лирик, имажинист и ярчайший представитель новокрестьянской поэзии XX вв. Поэт родился и жил вплоть до 1912 года в селе Константиново, описание природы которого и заложено в основной теме произведения.

Анализ стихотворения Есенина «Топи да болота»

Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 – 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником его вдохновения является родная природа.

Однако в более поздних стихах Есенин все чаще и чаще критикует село, которое после жизни в столице кажется ему грязным, унылым, безрадостным и лишенным былого очарования. Поэтому неудивительно, что самые проникновенные, чистые и волнующие стихи, посвященные родным местам, Есенин пишет именно в первые годы пребывания в Москве.

Он тоскует по селу Константиново, в котором прошло его детство, и с нежностью вспоминает все те мелочи, которые согревают его душу на чужбине.

К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение «Топи да болота», написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и непредвзято.

«Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей».

Это – период спокойствия и умиротворения, когда в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай.

Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе, когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов.

Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства. Однако Есенин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям.

Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».
Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор.

Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.

В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. Незадолго до смерти создает трагическую поэму “Черный человек”.

(“Топи да болота”)

Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом Тянется обоз – Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракиты Посвист ветряной… Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..

Читает Р.Клейнер

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична.
Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка.

Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога…”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом…”, “Закружилась листва золотая…” и т.д. Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению.

Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая…”, “Мы теперь уходим понемного…” и др.) Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков.

Это и является высшим идеалом поэта.

Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Источник: https://colori.ru/panaricijj/sergei-esenin-topi-da-bolota-glavnaya-mysl-analiz-stihotvoreniya/

Топи да болота эпитеты метафоры. Анализ стихотворения С.А. Есенина «Топи да болота

Есенин Сергей - Топи да болота. Анализ стихотворения есенина топи да болота

(Иллюстрация: Геннадий Целищев)

Анализ стихотворения “Топи да болота…”

Глубинный патриотизм в стихах Есенина

В своем творчестве Сергей Есенин наибольшее место уделял родному краю, с его прекрасными русскими просторами. Поэт понимал природу, жил ею и воспевал её, посвящая ей большинство своих лирических произведений. Его стихи звучат очень нежно и чувственно, в них все живет и Дышит какой-то волшебной прелестью.

В стихотворении «Топи да болота», Есенин красочно и с любовью описывает летнюю природу родного края, о котором он так трепетно отзывается: «край ты мой забытый, край ты мой родной!».

Он восторгается его красотами, разнообразием родной природы и множеством звуков и ароматов, которые автор искусно передает в своих произведениях.

Стихотворение «Топи да болота», относится к ранней лирике поэта, где он очень чувственно и красочно описывает многообразие своего любимого края: «Топи да болота, синий плат небес». Здесь Есенин, описывая природу, использует глухие согласные, смягчая этим звучание текста, придавая ему нежность и теплоту.

Этот прием используется автором очень часто для придания стихам не только красоты словесной, но и музыкальной. И действительно, его стихи передают не только картины природы, но и звуки, и запахи. И поэтому они очень мелодичны и нежны.

«Хвойной позолотой вззвенивает лес» – из этих строк можно услышать звон, который передается использованием буквы «з».

Эти строки поэта описывают сказочную картину, изобилующую красками неба, болот, хвои и всеми её оттенками. Здесь автор объединяет в единое целое и землю, и природу, и небеса.

Картины его природы – идеальны, они созданы Творцом и не имеют изъяна. Автор имеет особое родство с окружающим миром, гармонию и полное единение.

Он тонко чувствует состояние природы, ее настроение и умеет очень точно передать словами его краски, запахи и звуки.

Прекрасная лирика Есенина, дарит читателю наслаждение её красотами: «слухают ракиты посвист ветряной… край ты мой забытый, край ты мой родной». Его лирика наполнена высоким душевным патриотизмом и безграничной любовью к родному краю. Стихи Есенина не оставляют равнодушным читателя, они наполняют его душу песней красоте русской природы.

В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. Незадолго до смерти создает трагическую поэму “Черный человек”.

(“Топи да болота”)

Топи да болота,Синий плат небес.Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синицаМеж лесных кудрей,Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипомТянется обоз -Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракитыПосвист ветряной…Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..

Читает Р.Клейнер

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична.
Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка.

Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога…

”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом…”, “Закружилась листва золотая…” и т.д.Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая…”, “Мы теперь уходим понемного…

” и др.)Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.

Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Стихотворение «Топи да болота» написал в 1914 году Сергей Александрович Есенин – русский поэт, лирик, имажинист и ярчайший представитель новокрестьянской поэзии XX вв. Поэт родился и жил вплоть до 1912 года в селе Константиново, описание природы которого и заложено в основной теме произведения.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.