+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что значит смежные права. Защита смежных прав: актуальные способы

Содержание

Защита авторских и смежных прав –

Что значит смежные права. Защита смежных прав: актуальные способы

Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы и приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора.

При этом, данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения.

Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права.

Смежные права — это права человека, участвующего в создании и разработке произведения, но занимающего роль соавтора. Коротко говоря, смежные права — это права соавтора. Защита смежных прав производится так же, как и защита авторских.

Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском Кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности.

Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации.

Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем.

В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.

Вопрос защиты авторских прав стоит особенно остро в нашей стране, в силу несовершенства действующего законодательства, а значит, следует разобраться в этой теме более подробно.

Когда возникает авторское право?

Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

  • исключительное право (имущественное);
  • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

  • признание права законного правообладателя;
  • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
  • изъятие у злоумышленников материального носителя;
  • возмещение материального ущерба;
  • публикация судебного решения по делу.

Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

Защита и оформление авторских прав

Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения.

Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы.

Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

На что распространяется интеллектуальная собственность

Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности.

В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору.

Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

  • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
  • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
  • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
  • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
  • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом.

Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной.

Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами.

Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств.

Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Судебный механизм

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд.

С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу.

Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется). Образец свидетельства.
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • -, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со статьей 1252 Гражданского Кодекса «Защита исключительных прав». При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся контрафактом. Отдельно следует упомянуть, что если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафактной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со статьей 7.12. «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов.

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание.

Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность.

Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Пример из судебной практики

Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки».

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

Источник: https://yurcentr.com/zashchita-avtorskih-i-smezhnyh-prav/

Особенности и способы защиты смежных прав на международном уровне и на территории РФ

Что значит смежные права. Защита смежных прав: актуальные способы

Смежные права — это права, принадлежащие исполнителям и владельцам телевещания. Понятие крайне схожее с авторскими правами, но ими не являющееся. Авторское право является более приоритетным, нежели смежное.

Смежные права защищаются как российским, так и международным законодательством. В нашей статье узнаете о способах защиты смежного права, какую ответственность несут.

Охрана на международном уровне и на территории РФ

В российском законодательстве смежных правообладателей защищает п.2 статьи №1304 ГК РФ «Объекты смежных прав». Согласно этому постановлению, защита предоставляется по факту наличия контента и никаких заверительных действий со стороны правообладателя не требуется.

Смежные права могут быть защищены только вместе с авторскими (если они принадлежат другому лицу). Авторские права имеют более высокий приоритет.

Концепт охраны смежных прав в России взят из международно-правовых принципов, которые, в свою очередь, придерживаются законодательных норм, принятых в 1961 году Римской конвенцией.

Особенности

Согласно законодательству, злоумышленник не имеет права совершать относительно смежного правообладателя следующие действия:

  1. Распространять объект смежных прав, не обеспечивая при этом их защиту. Например, реализовывать диски с музыкой, не маркируя их знаком правообладателей, или использовать продукт телесъёмки, не указывая настоящего владельца.
  2. Каким-либо образом препятствовать защите смежных прав (устранение средств защиты и т.д.).

В случае нарушения своих прав, смежный правообладатель вправе обратиться в суд и требовать компенсации, запрета на использование своего контента.

Способы

Превентивными способами являются разнообразные технические средства, препятствующие тем действиям со стороны пользователя или потенциального злоумышленника, которые правообладателем запрещаются. Основная цель использования средств защиты — предотвратить использование объекта смежных прав в целях заработка или остановить нанесение правообладателю репутационного вреда.

В основном для защиты смежных прав применяются методы, аналогичные тем, что применяются для защиты авторских прав.

Это технологические средства:

  • программы, предотвращающие копирование;
  • системы кодов и паролей для доступа к контенту.

Для физических носителей могут применяться знаки охраны смежных прав и текстовые предупреждения, информирующие о том, что данная интеллектуальная собственность находится под защитой действующего законодательства.

Обычно такие знаки находятся рядом со свидетельствами об авторском праве (если владелец авторских и смежных прав — не одно и то же лицо).

Также, в том случае, если права уже нарушены, правообладатель может прибегнуть к фактическим способам защиты, которые условно делятся на досудебные и судебные.

О субъектах смежных прав читайте в статье по ссылке.

Досудебные способы

Эти варианты наиболее предпочтительны как для пострадавшей стороны, так и для правонарушителя, особенно если стороны не хотят конфликта. Судебное разбирательство — это всегда траты и потеря времени, которыми обладает далеко не каждый владелец смежных прав.

Неформальные претензии часто используются как переходной этап к официальной претензии, но в разбирательстве (если оно будет) не будут иметь никакого веса.

Например, можно отправить претензионное письмо — его получателем является непосредственно нарушитель. Претензия не может иметь неофициальный характер, так как это юридический документ. Необходимо указать:

  • свои данные;
  • данные лица, которому предназначено письмо (владелец или управляющий компании-нарушителя) и корректное название организации;
  • суть претензии, подкреплённая актуальным законодательством (понадобится минимальная юридическая осведомлённость или помощь юриста);
  • требование (обычно прекратить использование интеллектуальной собственности);
  • предупреждение о последствиях отказа или игнорирования обращения.

Скачать образец претензии о нарушении смежных авторских прав

Типовые образцы претензионных писем можно в свободном доступе найти в сети и адаптировать под свои нужды.О сроке действия смежного права узнайте в статье по ссылке.

Судебные методы

Применяются в том случае, если официальная претензия была отклонена и объект смежных прав продолжает использоваться без ведома его владельца. Также владелец может сразу обратиться в суд, если хочет — это его право.

В зависимости от серьёзности правонарушения к нарушителю могут быть применены разные типы ответственности. Обычно это зависит от ущерба, нанесённого правообладателю.

Уголовная ответственность

Таким способом обычно преследуется особо крупное правонарушение, совершённое с целью прибыли. Прибыль, которую получает злоумышленник, автоматически конвертируется в «недополученную» прибыль правообладателя, то есть, в ущерб.

Если ущерб составляет 100 000 рублей, нарушение автоматически переносится в уголовную область. Также таким образом наказывается плагиат в корыстных целях и хранение/транспортировку носителей с объектом (например, фонограмм).

Административная

Если контент, принадлежащий правообладателю, использовался для получения прибыли, но сумма ущерба не достигла 100 000 рублей, виновнику грозит административная ответственность. За это полагается выплата штрафа и конфискация оборудования, носителей с предметом конфликта, других инструментов, с помощью которых совершалось правонарушение.

Штраф никак не связан с суммой компенсации — её правообладатель вправе требовать отдельно.

Размеры штрафов:

  • до 2000 рублей для граждан (а также ИП);
  • до 20 000 рублей для лиц, исполняющих должностные обязанности;
  • до 40 000 рублей для юридических лиц.

В сравнении с прибылью, которую обычно даёт несанкционированное использование защищённого контента, это очень маленькие цифры. Штрафные средства перейдут в государственные органы и не будут иметь отношения к правообладателю.

Если правонарушитель выплатит штраф и продолжит пользоваться контентом/распространять его, он получит повторный счёт.

Гражданская

Считается наиболее благоприятным разрешением конфликта. Правонарушитель не обкладывается никакими штрафными санкциями (кроме выплаты компенсации или возмещения убытков), но обязан следовать условиям ниже:

  • признание права (отказ от фиктивных прав на контент, если был плагиат);
  • прекращение каких-либо действий, результатом которых является нарушение смежных прав;
  • согласие на конфискацию всех носителей, если они использовались при правонарушении;
  • публикация решения суда (утвердившего настоящего правообладателя).

Порядок выплаты компенсации может варьироваться в зависимости от сторон, их взаимоотношений и размера нанесённого ущерба. Стороны могут прийти к соглашению и правонарушитель обязан будет либо возместить убытки (понадобится разбирательство для определения их точной суммы), либо разово выплатить заявленную пострадавшей стороной компенсацию (сумма должна быть заверена).

Цель судебных способов защиты смежных прав заключается в равной степени как в прекращении противоправных действий, так и в возвращении утраченной правообладателем прибыли. Чаще всего стороны приходят к соглашению, чтобы избежать судебных разбирательств — возмещения убытков на судебный процесс необходимо добиваться отдельно.

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/smezhnoe/osobennosti-zaschity.html

Смежные права: основные положения

Что значит смежные права. Защита смежных прав: актуальные способы

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами.

Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже.

Также в главе “Смежные права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия “смежные права”. С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами.

Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы.

Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав.

Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Статья 1304 Гражданского кодекса

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права.

Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими.

Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты.

Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права.

Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав.

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав».

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных.

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему “Виды смежных прав”

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими.

Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам.

Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.

Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/prava-smezhnye-s-avtorskimi/smezhnye-prava/

Что такое смежные и авторские права, их защита в России

Что значит смежные права. Защита смежных прав: актуальные способы

Вопросы обеспечения защиты авторских и смежных с ними прав становятся все более актуальными как в мире, так и в России.

При этом действующее российское законодательство имеет достаточно весомую правовую базу для обеспечения максимально полной и эффективной охраны прав творца художественного произведения или изобретения и других аналогичных продуктов. Узнайте, как защищаются неимущественные авторские и смежные права в России с точки зрения закона.

1. Понятие авторских и смежных прав и законы об их защите 2. Свободное использование произведений, защищенных авторским правом 3. Как обеспечивается защита авторских и смежных прав в России

Ранее авторское право, равно как и правоотношение смежное с ним защищалось в рамках отдельного Федерального закона, однако с 2017 года данный закон потерял свою силу. Вместо этого вопросам обеспечения защиты таковых прав посвящена Глава 70 Гражданского кодекса РФ. Правовое же регулирование прав, являющихся смежными с авторским, обеспечивается положениями Главы 71 ГК РФ.

Само по себе понятие авторского права содержит в себе комплекс имущественных и неимущественных прав, принадлежащих автору художественного или иного произведения. При этом, к таковым правам относятся:

  • Исключительное. Таковое право предусматривает возможность распоряжения, извлечения коммерческой выгоды от произведения, иные действия, связанные с практическим применением произведения.
  • На авторство и имя. Данные правоотношения предусматривают обязательность сохранения информации об авторе либо его псевдонима в случае любого использования данного произведения, вне зависимости от принадлежности исключительных прав и их отчуждения.
  • На неприкосновенность произведения. Любой автор может рассчитывать на то, что в его произведения не будут вноситься изменения, искажающие заложенный изначально смысл. Эти права не касаются редакторских правок и исправлений помарок и ошибок, а также комментариев и уточнений.
  • На обнародование произведения. Каждый автор, создавший произведение, не противоречащее действующему законодательству не может быть ограничен в возможностях его публичной демонстрации или иных способах обнародования.

Обратите внимание

Единственным отчуждаемым правом, которое может принадлежать в отношении конкретного произведения не автору, а третьим лицам, является исключительно право на произведение и порождаемые им юридические права и обязанности. Отчуждение же права авторства и имени, неприкосновенности и обнародования является целиком и полностью недопустимым, а совершенные сделки, связанные с возможным отчуждением таковых прав, признаются ничтожными.

Под смежными с авторскими подразумеваются права, связанные непосредственно с исполнением сторонних произведений или иным их использованием третьими лицами в законном порядке. Таковые смежные права оберегают права пользователя чужих авторских прав при осуществлении им своей собственной деятельности.

К смежным относятся права следующих категорий лиц:

  • Исполнителей музыкальных и иных творческих произведений;
  • Создателя фонограммы;
  • Владельца и создателя базы данных;
  • Эфирных передач на сообщаемую в них информацию;
  • Публикаторов произведений, перешедших в общественное достояние.

Защита прав интеллектуального характера, смежных с авторскими, осуществляется по аналогичным принципам и предусматривает аналогичные наказания за действующие нарушения в данной сфере. Таковая защита может быть предусмотрена лишь в случае добросовестного и законного применения чужих авторских прав в ходе создания смежных интеллектуальных прав с ними.

Примером объекта смежных авторских прав может быть конкретная театральная постановка труппы, концерт, на котором исполняются чьи-то музыкальные произведения, обложка книги и другие нюансы публикации, реклама произведения искусства.

Свободное использование произведений, защищенных авторским правом

Прежде, чем рассматривать ситуации и конкретные способы защиты авторских и смежных прав, следует отметить, что Гражданский кодекс также предусматривает и возможность свободного пользования объектами авторского права в ряде ситуаций. В частности, разрешается свободное использование объектов, являющихся защищенной интеллектуальной собственностью в следующих случаях:

  • При использовании и воспроизведении произведения в личных целях. В таковых случаях не требуется согласия автора за исключением ситуаций, когда авторские права касаются архитектурных сооружений, аудиовизуальных произведений, книг и нотных текстов, баз данных и компьютерных программ.
  • Использование произведений в информационных, культурных и научных целях. Законодательство допускает цитирование произведений, защищенных авторским правом, а также иное их использование, если оно производится в информационных, научных, образовательных и культурных целях без разрешения автора. Однако окончательное решение по тому, являлось ли таковое использование правомерным в случае вопросов и разногласий принимает суд.
  • Использование произведений архивными и библиотечными организациями. Согласно действующему российскому законодательству, объекты оберегаемые в сфере авторских правоотношений могут свободно и без разрешений использоваться архивами и библиотеками при условии соблюдения таковыми организациями комплексов мер по защите таковых прав и некоммерческого предоставления доступа к произведению. Допускается архивное или библиотечное пользование произведением в целях его защиты и сохранения для потомков.
  • Исполнение музыкальных произведений на публике, обнародованных ранее, в рамках похорон, религиозных или иных официальных церемоний допускается в объеме, необходимом для проведения мероприятия без уведомления автора и получения его согласия.
  • Свободное пользование произведениями, располагающимися в местах, открытых для свободного посещения. К таковым ситуациям относится фотографирование, копирование и распространение информации об объектах авторского права, доступных для ознакомления в публичных местах, например – для зданий, памятников, картин и иных произведений. При этом к таковым приравниваются и сооружения, видные из публичных мест, хоть и сами не находящиеся на таковых.
  • В целях правоприменения допускается свободное воспроизведение различных объектов авторского права без получения согласия автора.

Данный перечень ситуаций является исчерпывающим и не предусматривает иного свободного использования объектов, защищенных авторским правом без получения согласия автора. В случае свободного использования объектов авторского права, использующие их лица не могут быть привлечены к какой бы то ни было юридической ответственности за таковые действия.

Как обеспечивается защита авторских и смежных прав в России

Защита авторских и смежных прав в России реализуется при помощи нескольких основных принципов. В частности, государство обеспечивает юридическую базу и предоставляет возможность защиты авторских прав в судебном или досудебном порядке.

Кроме этого, законодательство также предполагает наличие у обладателя исключительных или авторских прав на произведения также возможности самостоятельной защиты таковых прав.

Отдельно регламентируется и возможность применения разнообразных технических средств для охраны авторского или смежного права.

Использование технических средств для защиты прав автора регламентируется положениями ст. 1299 ГК РФ. При этом конкретный вид таковых средств не рассматривается законодательством, а лишь объединяет комплекс технических, технологических методов, устройств и компонентов, используемых для защиты авторского права.

При этом избавление и устранение непосредственно таковой технической защиты без согласия правообладателя даже без последующего нарушения действующего авторского права приравнивается к совершению такового нарушения, равно как и публикация информации о возможности взлома или обхода таковой защиты.

С юридической точки зрения, защита авторских прав обеспечивается положениями ГК, а также КоАП и УК РФ.

Данные нормативные документы прямо предусматривают ответственность за попрание принципов авторского и смежного с таковым права – она раскрывается в положениях статей 1301 и 1311 ГК РФ, статьи 7.12 КоАП РФ и статьи 146 УК РФ.

При этом лицо, нарушившее авторские либо смежные права может быть привлечено к ответственности одновременно в рамках административного, уголовного или гражданского делопроизводства.

(16 голос., 4,69 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/zashhita-avtorskix-i-smezhnyx-prav-v-rossii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.