+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что такое лифтовой холл нормы проектирования. Лифтовой холл

Содержание

Что такое лифтовой холл нормы проектирования. Лифтовой холл

Что такое лифтовой холл нормы проектирования. Лифтовой холл

Лифтовой холл предусмотрен в сооружениях с различных количеством этажей, оборудованных лифтами. Отделка лифтовых холлов не должна выполняться из легковоспламеняемых материалов. Собственнику также важно предусмотреть противодымную вентиляцию лифтового холла. Вышеперечисленные условия необходимы для безопасной эвакуации через лифтовой холл.

Обустройство лифтовых холлов

Существуют нормы проектирования лифтовых холлов, определяющие размеры и конструктивные особенности помещений.

Размеры лестнично-лифтового холла рассчитываются исходя из следующих параметров:

  • максимальной глубины лифтовой кабины;
  • рядности размещения лифтов.

Например, ширина лифтового холла в здании с двухрядным расположением лифтов будет не менее удвоенной наименьшей глубины кабины. Если проектировочное решение включает в себя однорядную локацию лифтов, то минимальная ширина тамбура составляет 1,3 наименьшей глубины кабины.

Размер лифтового холла в жилых домах составляет не менее 2,5 м (при условии, что глубина кабины достигает 2,1 м).

Нужен ли лифтовой холл, если он ведет в комнаты с горючими предметами? Согласно нормам, выход из кладовых с легковоспламеняемыми материалами в лифтовой тамбур, не разрешается.

Законодательные акты регламентируют не только оптимальную площадь лифтового холла, но и его электроосвещение. В многоквартирных домах тамбуры перед кабинами лифтов чаще всего освещаются люминесцентными светильниками. При этом оформление лифтового холла в жилом доме требует установку ламп так, чтобы поток света был направлен и на двери лифтовой шахты.

Модели дверей для лифтовых холлов от «СТРОЙСТАЛЬИНВЕСТ»

Обзор дизайнерских решений по оформлению лифтовых холлов Башни Федерация «Восток» в Москва Сити.

В конце 2017 года стало известно о завершении строительства башни Федерация в Москва-Сити. Чаще всего, говоря об этой башне, упоминают о том, что она самая высокая в Европе, внутри лифтовой шахты установлены по две кабины, что, не выходя на улицу из неё можно перейти в торговый центр и метро.

Но сейчас мы хотели бы рассказать про то, что обычно не так интересно в бизнес-центрах. Речь пойдёт про лифтовые холлы.

Низкий интерес застройщиков к оформлению лифтовых холлов бизнес-центрах связан с тем, что эта часть относится к общим зонам и очень слабо влияет на стоимость и ставку офисов в этом БЦ.

Тем не менее оформление лифтовых холлов, как части входной группы играет большую роль в создании атмосферы, способствующей определенному восприятию компании-арендатора, созданию образа организации в глазах ее клиентов.

Очевидно, что общие зоны должны быть презентабельными и соответствовать классу здания, но на этом обычно вложения в дизайн заканчиваются.

Башня Федерация «Восток» ММДЦ «Москва-Сити» – один из бизнес-центров Москвы, обладающих уникальным разнообразием в оформлении лифтовых холлов. В основном такой подход свойственен тем офисным центрам, в которых имеется возможность покупки целого этажа.

Среди них, например, БЦ «Водный», БЦ «Савеловский Сити», а также БЦ «Лотос», в которых компании, владеющие этажом, могут оформлять лифтовую зону по собственному усмотрению.

Стоит заметить, что в корпусе «Запад» башни Федерация много этажей занимает один собственник (крупный российский банк), лифтовые холлы в этой части небоскрёба схожи друг с другом по оформлению.

Давайте посмотрим, какую красоту и разнообразие скрывает в себе восточный корпус башни Федерация.

Некоторые лифтовые холлы являются воплощением современного сдержанного стиля высоких технологий:

Лифтовой холл в Башне Федерация «Восток», выполненный в стиле Hi-Tech

Гармоничное сочетание металла, камня и стекла

В оформлении других лифтовых холлов использовано озеленение либо стилизованные природные элементы, создана атмосфера экологичности и комфорта:

Уютный лифтовой холл с отделкой из натурального камня

Оформление потолка стилизованными листьями

Растения в горшках и диваны на 27-м этаже

Некоторые лифтовые холлы имеют минималистическое оформление:

Простой вариант отделки

Лаконичное оформление на одном из этажей бизнес-центра

Уникальные решения в использовании световых элементов и приглушенной подсветки также создают особенную атмосферу:

Нестандартный подход к подсветке

Холл с приглушённым освещением

Использование золотых оттенков и натурального камня создает ощущение роскоши:

Изысканная отделка с использованием натурального камня

Лифтовой холл с золотистыми зеркалами на стенах и потолке

Эксклюзивная отделка в тёмных тонах

Строгий и лаконичный дизайн

Дизайнерские решения воплощены в реальность с использованием высококачественных отделочных материалов. Неординарные, детально продуманные решения создают высокий уровень престижности и способствуют формированию желаемого образа компании.

Внутри и снаружи башни Федерация есть на что посмотреть. Застройщик здания и собственники этажей постарались создать пространство, где хочется жить и работать. Для тех, кто хочет переехать в башню Федерация, специалисты портала OF.RU могут предложить много качественных апартаментов и офисов по доступным ценам на продажу и в аренду.

Лифтовый холл

Источник: https://oepress.ru/chto-takoe-liftovoi-holl-normy-proektirovaniya-liftovoi-holl-snip-terminy.html

Лифтовой холл противопожарные нормы

Что такое лифтовой холл нормы проектирования. Лифтовой холл

Делятся на:

  1. Пассажирские

  2. Грузопассажирские

  3. Грузовые

  4. Специальные (магазинные, больничные)

Тип лифтаГрузоподъемность, кгРасположение противовесаВнутренние размеры шахты, смНаружные размеры шахты, смДверь
пассажирскийСзади175 х 155(ш х г)110 х 95(ш х г)
Сбоку / сзади135 х 255255 х 170110 х 210210 х 110
Сзади180 х 200135 х 140
Сзади235 х 200160 х 140
Сзади260 х 200195 х 140
Сбоку / сзади240 х 300260 х 260140 х 240195 х 175

Для зданий средней этажности от 3 до 5 этажей лифты, как правило, располагаются рядом с лестницей. Основные компоновочные схемы следующие:

В зданиях с повышенной этажностью от 6 до 25 этажей лифты располагаются, как правило, в группах, образуя лифтовые холлы.

Компоновка:

  1. Однорядная – рядом не должно стоять больше 4-х лифтов. В≥1,95м для лифтов грузоподъемностью до 1000кг. В>2,35м для лифтов грузоподъемностью больше 1000кг.

  2. Двухрядная — рядом не должно стоять больше 8 лифтов. В≥3,0м для лифтов грузоподъемностью до 1000кг. В>3,6м для лифтов грузоподъемностью больше 1000кг.

  3. Периметральная — рядом не должно стоять больше 8 лифтов. В≥3,0м для лифтов грузоподъемностью до 1000кг. В>3,6м для лифтов грузоподъемностью больше 1000кг.

  4. Островная — рядом не должно стоять больше 4-х лифтов. В≥1,95м для лифтов грузоподъемностью до 1000кг. В>2,35 для лифтов грузоподъемностью больше 1000кг.

Максимальное расстояние от наиболее удаленного помещения до лифта = 60м.

Тема: Санитарные помещения

Проектируются в зависимости от назначения здания и его вместимости.

К санитарным помещениям относятся:

  1. Туалеты

  2. Умывальные

  3. Душевые

По использованию:

  1. Равномерно используемые в течение дня – административные здания, научные учреждения, больницы и так далее. Устраиваются на всех этажах общественного здания и равномерно обслуживает все помещения.

  2. Неравномерно используемые в течение дня – спортивные сооружения, театры, кинотеатры и так далее. Устраивается в зонах максимального сосредоточения людей.

Располагаются в общественных зданиях рядом с лестницами, вестибюлях, около блоков питания, на путях движения людей, в местах изгибов и поворотов здания.

Требования:

  1. Желательно санузел группировать в приделах одного этажа

  2. Санузлы должны располагаться по одной вертикали по высоте

  3. Не желательно располагать санузлы со стороны главного фасада

  4. Не допускается проектировать санузел с выходом в пространство лестничной клетки

  5. Санузлы должны быть изолированы от других помещений, с этой целью устраиваются тамбуры шлюзы, роль которых выполняют умывальные.

Санузлы должны иметь как минимум 2 помещения:

1 – с умывальником

2 – с санитарной кабинкой

Желательно при проектировании санузла с двумя и больше кабинок иметь до прибора не менее 3-х дверей. Если рядом находятся М и Ж санузлы – расстояние между дверьми не менее 3-х метров. Ширина проходов ведущих к санузлу не должна быть меньше 1,3 метра при 1 — рядном расположении кабин. Не менее 1,5 метра при 2-х рядном расположении кабин, при условии, что в одном ряду не больше 6-ти кабин.

Если больше 6-ти кабин – ширина 2 метра. При однорядном расположении кабин и напротив писсуара – ширина прохода 2м. Ширина прохода при однорядном расположении умывальников 1,1 м. При 2-х рядном – 1,6м. На каждые 4 кабины должен быть запроектирован 1 умывальник. Расстояние между кранами 0,65м. Если на этаже нет возможности сделать туалет и М и Ж, то их необходимо чередовать через этаж.

Требования к лифтовым холлам

Основные нормы, которым обязаны отвечать проекты предлифтовых тамбуров, регламентируются правилами:

  • СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения»;

Источник: https://diktaturastore.ru/lifty-v-obshhestvennyh-zdaniyah-trebovaniya/

Требования к лифтовым холлам — Пожарная безопасность

Возникновение возгорания в современном здании является ситуацией, которая требует наличия лифтов пожарного назначения для быстрого перемещения бригады спасателей и пожарных подразделений по этажам, а также ускоренной эвакуации людей. Пожарным лифтом называется устройство, с помощью которого обеспечивается быстрое перемещение пожарного расчёта по этажам для спасения людей и для обнаружения или тушения очага возгорания.

Обычный лифт в данной ситуации не может использоваться из-за своей невысокой грузоподъёмности, а также небольшой устойчивости перед влиянием огня и влажности. Грузоподъёмность современного лифта пожарного назначения составляет 630 кг.

Установка в зданиях

Лифтом для перемещения пожарных подразделений оснащаются следующие виды зданий:

  • любые здания за исключением многоквартирных домов, по высоте превышающие 28 метров;
  • многоквартирные современные дома, имеющие высоту от 50 метров;
  • детские образовательные учреждения, имеющие высоту от 5 метров;
  • больницы, по высоте превышающие 5 метров;
  • специализированные центры для престарелых людей и инвалидов с высотой от 5 метров;
  • стальные корпуса различных учреждений для детей, высота которых составляет более 5 метров.

Монтаж пожарного лифта требует обязательного учёта некоторых нюансов. Перед его установкой предварительно изучаются пути движения спасательных расчётов, прибывающих в случае чрезвычайного происшествия на место возгорания. При этом обеспечивается их прямой доступ из лифтовой кабины во все возможные точки здания.

Пожарные лифты такого типа чаще всего устанавливаются в специально выделенном холле или располагаются рядом с кабинами для перевозки пассажиров. При этом они объединяются в группу с единым управлением. В спокойное время эти лифты могут применяться для перевозки грузов и пассажиров.

Устройства обязательно оборудуются горизонтально раздвигающимися дверями, имеющими автоматическое управление.

Установленный лифт должен исправно функционировать даже тогда, когда в шахте из-за противодымовой вентиляции появляется избыток давления.

Пол лифтовой кабины имеет противоскользящее покрытие, а поблизости от места расположения пожарного лифта находится эвакуационный выход на лестничную клетку.

Особенности конструкций

Лифты для перемещения пожарной бригады по типу управления отличаются от простых лифтовых кабин. Крыша пожарного устройства оснащена люком для эвакуации людей, а сам лифт управляется только с помощью нажимных кнопок, так как применение кнопок сенсорного типа не допускается.

Источник: https://storeint.ru/liftovoy-holl-protivopozharnye-normy/

Лифтовой холл: каким он должен быть?

Что такое лифтовой холл нормы проектирования. Лифтовой холл

Пассажирские лифты в жилом доме обычно размещают в едином объемно-планировочном пространстве, включающим шахту, лестнично-лифтовой холл, чтобы:

  • увеличить производительность вертикального транспорта;
  • установить одну схему управления для нескольких лифтов, разместив в одном машинном помещении;
  • сделать эффективным техническое обслуживание грузоподъемных механизмов;
  • усовершенствовать вентиляционную схему, обеспечивающую подпор воздушных потоков в шахты, лифтовые тамбуры.

Проектировщики считают рациональным размещение лифтового узла с холлом в центральной части здания, чтобы сократить расстояние между помещениями и вертикальным транспортом.

Статья содержит:

  • Требования к лифтовым холлам:
  • Размеры
  • Пожарная безопасность
  • Пути эвакуации
  • Освещение
  • Особенности холла для пожарных лифтов
  • Двери в лифтовой холл
  • Материалы изготовления и цена

Требования к лифтовым холлам

Основные нормы, регламентируются правилами:

Согласно своду правил выход из кабины обеспечивается сквозь холл вертикального транспортного средства (допускается совмещение с вестибюлем, если позволяет площадь).

При проектировании помещения холла учитываются конструктивные особенности: оптимальное местоположение, пожарная безопасность и габариты.

Четкое соблюдение условий необходимо для безопасной быстрой эвакуации людей при возникновении чрезвычайной ситуации.

Размеры

Габариты лестнично-лифтового холла определяются на основании:

  • ширины кабины, глубины;
  • числа лифтов в одной линии.

Используются несколько компоновочных схем местоположения лифтового оборудования: однорядная и групповая. В одну линию разрешается размещать не более четырех штук, в группе – до восьми. Организация, эксплуатирующая подъемные машины, обязана обеспечивать их рабочее состояние, проводить регулярное техническое обслуживание, своевременно приобретать лифтовые запчасти.

Ширина

Минимальная ширина лифтового холла общественного здания составляет 2, максимальная – 5 метров. Расчет осуществляется таким образом:

  • при установке лифтов в одну линию ширина тамбура принимается не ниже габарита кабины по глубине, умноженной на коэффициент 1,3. Соответственно, размер пассажирского подъемника при однорядном расположении обязан составлять: 2 метра – если глубина кабины до 1,5 м, 2,5 – когда размер равняется 1,5 – 2 м.
  • для двухрядного размещения величина глубины кабины удваивается, однако не может быть более 5 метров.

Лифты с глубиной кабины равной 2100 мм и более, обязаны обладать шириной лифтового холла не менее 2,5 метра.

Глубина

Параметр имеет существенное значение, особенно для подъема/спуска больных на носилках, детских колясок. Размер прилифтовой территории от стенки шахты до противолежащей стены холла принимается не меньше максимальной величины глубины кабины. Глубина холла равна или больше:

  • 1,5 м при однорядном размещении с кабиной 1,1 м, грузоподъемностью 630-1000 килограмм;
  • 2,1 м для такого же расположения, но с кабиной 2,1 м;
  • 1,8 и 2,5 м для двухрядного размещения лифтов с глубиной кабин 1,1 и 2,1 м;

Приведенные значения не учитывают проходимость людей, не пользующихся лифтами.

Пожарная безопасность

Интенсивное распространение огня по вертикальным коммуникациям, при использовании горючих материалов в отделке, способно достигнуть катастрофических размеров до прибытия пожарных подразделений. Поэтому отделка тамбура подъемного устройства выбирается низкой горючести.

Не допускается отделка материалами класса горючести Г3 и выше, дымообразования Д3, воспламеняемости В3. Выбирая отделочные материалы, стоит использовать металл, плитку, камень, огнестойкое стекло. Класс горючести покрытия пола, независимо от размеров помещения, не должен быть выше «умеренной».

Расположение лифтов, габариты холла, зона безопасности (безопасное место, позволяющее защитится от пожара), тщательно рассчитываются не только из соображений удобства – все параметры обязаны соответствовать требованиям безопасной эксплуатации инженерного оборудования любого сооружения.

Отдельного внимания заслуживает защита безопасных зон для МГН (маломобильные группы населения). Рекомендуется оснащать лифтовые узлы системами сигнализации предоставляющими возможность моментального оповещения о возгорании, задымлении.

Запрещается располагать рядом с холлом кладовые с легко воспламеняющимися горючими вещами, делать выходы прямо к лифтам.

Пути эвакуации

Согласно нормам СНиП 21-01-97 эвакуационным считается выход ведущий наружу из здания первого этажа сквозь фойе, коридор, лестничную клетку, с остальных этажей на лестничную клетку и лестницу третьего типа (наружное открытие).

Запрещает пользоваться лифтами и автоматическими лестницами при чрезвычайных ситуациях, а также выходами из шахт, предлифтовыми помещениями. Эвакуация через лифтовой холл возможна лишь тогда, когда вертикальные коммуникации снабжены функцией транспортировки пожарных подразделений и отвечают требованиям к противопожарным преградам.

Пути эвакуации при чрезвычайной ситуации обязаны обозначаться на поэтажных планах строения, находиться на видном месте каждого уровня.

Освещение

Освещение лифтовых холлов осуществляется приборами общего и направленного действия: круглые сутки освещается площадка перед лифтом, а луч света одного из приборов направлен на створки вертикального транспорта. Количество поступающего света должно быть одинаковым во всех частях тамбура.

Вертикальная плоскость обеспечивается качественным уровнем освещения, позволяющим отчетливо видеть кнопки подъемной машины. В общественном здании пространство перед грузоподъемником чаще всего освещается люминесцентными лампами.

Экономить электроэнергию помогают светодиодные светильники, оборудованные датчиками с реакцией на шумы, передвижение.

Срабатывая при возникновении движения, сенсор переводит оборудование в активное состояние.

Особенности холла для пожарных лифтов

Особые требования предъявляются к тамбурам для пожарных подъемных машин. Согласно ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях.

Требования пожарной безопасности», грузоподъемники для пожарных могут устанавливаться как в отдельном лифтовом холле так и в общем с остальными подъемными машинами.

Располагающиеся на подземном и цокольном этажах лифтовые холлы должны оснащаться системой приточной автономной вентиляции, позволяющей создать избыточное давления при возгорании.

Объем подаваемого воздуха определяется при помощи расчета скорости истечения 1,3 м/c сквозь одну распахнутую дверь тамбура подъемника для шахты, учитывая одну находящуюся в открытом состоянии дверь на этаже возгорания. Холл лифта оборудуется общедомовой системой извещения о пожаре. Если происходит срабатывание системы, грузоподъемник переходит в спецрежим “пожарная опасность”.

Двери в лифтовой холл

Используемые в современных постройках модели дверей бывают разной конструкции. Все чаще можно встретить двупольную дверь с остеклением, позволяющим сделать пространство перед подъемником более светлым. Используемые в офисных постройках модели зачастую однопольные глухие (без остекления).

Противопожарная дверь лифтового тамбура отвечает следующим требованиям:

  • препятствует проникновению огня
  • обеспечивает беспрепятственный выход
  • защищает пассажиров пребывающих внутри
  • сдерживает воздействие огня на оборудование

Блоки двери в предлифтовой холл, ведущие на лестничные площадки, в коридоры общественного использования и тамбуры-шлюзы, оснащаются уплотнителями и доводчиками для надежного притвора. Нельзя ставить запоры, замки, щеколды снаружи и изнутри.

Для монтажа используется противопожарная дверь с глухими полотнами, в сооружениях выше 15 метров разрешается ставить дверные блоки, оформленные армированным стеклом, способным выдержать высокие температуры.

Размер окошка обязан составлять не более 25 % от площади двери.

Конструктивно изделие состоит из каркаса, произведенного из цельного холоднокатаного листа металла (возможно изготовление из полотна, профильной трубы). Улучшить огнеупорные свойства помогают следующие элементы:

  • лента, расширяющаяся при нагреве
  • высокой плотности базальтовая плита
  • удерживающий дым специальный контур

Огнестойкость изделия находиться выше EI30. Это позволяет сдерживать распространение горения 30 минут, давая возможность локализовать очаг возгорания, произвести эвакуацию жителей при возникновении чрезвычайной ситуации.

Данные модели проходят специальные испытания согласно ГОСТ 57327-2016. Помочь безопасно покинуть помещение может конструкции дверей с системой “антипаника” устанавливающихся на маршруте экстренной эвакуации. Данная конструкция позволяет нажатием на ручку открыть дверь изнутри.

Огнестойкая дверь требуется в холле, когда кабина подъемного устройства не имеет противопожарной преграды. Если в здании установлены противопожарные двери, монтировать огнеупорные конструкции в тамбуре не обязательно.

Пожаропрочные металлоконструкции устанавливаются в тамбурах подъемников следуя нормам СП 4.13130.2013 в следующих случаях:

  • в строении присутствует зона безопасности для маломобильной группы населения;
  • грузоподъемник перевозит пожарные подразделения

Источник: http://liftcomplete.ru/auxpage_blog_liftovoj-holl-kakim-on-dolzhen-byt/

Пожарная безопасность лифтов: правила, требования и нормы

Что такое лифтовой холл нормы проектирования. Лифтовой холл

/ Статьи / Пожарная безопасность / Пожарная безопасность на объекте

При возникновении пожара внутри объекта с лифтом, возникает опасность задымления шахт, кабин, блокировки людей, находящихся в них, из-за повреждения оборудования.

Пожарная безопасность лифтов – это уровень защиты оборудования, пассажиров, грузов от огня, дыма и высокотемпературного теплового воздействия.

За ее обеспечение отвечают:

  • Собственники зданий, их частей, где они установлены.
  • Организации, на балансе которых находятся объекты с лифтами.
  • Управляющие компании или ТСЖ.
  • А также предприятия, осуществляющих установку и технический сервис оборудования.

Пассажирский лифт внутри здания

Требования пожарной безопасности

Согласно ГОСТ 33605-2015, дающего термины, определения лифтовому хозяйству, лифты – это устройства, перемещающие людей и/или грузы с одного этажа/уровня строительного объекта на другой внутри кабины, что движется по жестким направляющим с углом отклонения от вертикали не больше 15°.

Лифт для пожарных подразделений

Существуют следующие виды таких инженерных устройств:

  • Лифты пассажирские.
  • Грузопассажирские.
  • Грузовые лифты.
  • Для транспортировки пациентов медицинских учреждений, часто называемые больничными.
  • Лифты для пожарных подразделений, позволяющие использовать их для разведки, ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Противопожарные требования к лифтам изложены во многих законодательных, нормативных документах, начиная со статей 88, 89, 140 ФЗ-123 – «Технического регламента о требованиях ПБ»:

  • Предел стойкости к огневому воздействию дверей шахт – не ниже EI 30, а на объектах высотой не больше 28 м – Е 30.
  • Строительные конструкции ограждения лифтов, размещенных вне лестничных отсеков, машинных отделений, за исключением размещаемых на кровле, должны отвечать параметрам огнестойких перегородок первого типа, перекрытий – третьего типа. При этом не предъявляются требования по огнестойкости к строительным элементам, разделяющим шахты, машинные помещения.
  • Строительные проемы шахт, выходящие в холлы, фойе, коридоры, кроме поэтажных площадок лестниц, следует заполнять дверями, стойкостью к огню не меньше EI 30; противопожарными шторами с пределом не меньше EI 45, автоматически заполняющими проемы при обнаружении очага возгорания.
  • В строительных объектах, чья высота равна/больше 28 м, шахты лифтов, не обеспеченные тамбур-шлюзами с избытком воздушного давления, холлами с системами его подпора, необходимо оснащать вентиляционными установками, создающими избыток воздушного давления в лифтовых шахтах.
  • В подземных этажах строительных объектов входы в лифты должны быть защищены тамбур-шлюзами первого типа, обеспеченными при возникновении возгорания установками нагнетания избыточного воздушного давления.
  • Эвакуационными путями эвакуации не следует считать лифты, коридоры объектов с выходами из лифтов; лифтовые холлы, тамбуры лифтов, если их ограждения не являются строительными преградами огню.
  • На площадках этажей зданий около лифтов, используемых людьми, чья возможность передвижения ограничена, следует создавать зоны безопасности, защищенные от контакта с опасными факторами пожара, где они будут дожидаться прибытия пожарно-спасательных подразделений. К таким лифтам предъявляют требования ПБ, аналогичные для подъемного оборудования, предназначенного для транспортирования бойцов пожарных формирований.

СП 112.13330.2011, регламентирующий ПБ объектов, указывает:

  • В строительном объеме лестниц, за исключением незадымляемых, следует устанавливать не больше 2 лифтов для пассажиров, что опускаются до 1 этажа здания. При этом элементы ограждения шахт следует выполнять из негорючих стройматериалов, без требований к стойкости к огню.
  • Аналогичные требования предъявляются для шахт, возводимых вне строительного объема строений.
  • Не допускается устраивать выходы из грузовых лифтов в лестничные отсеки строительных объектов.

Противопожарные требования к видам, устройству лифтов также установлены рядом национальных стандартов:

  • ГОСТ 34442-2018 – о пожарной безопасности лифтов, регламентирующий требования к пассажирским, грузопассажирским лифтам, не предназначенным для продолжения эксплуатации при возникновении пожара внутри строительных объектов.
  • Его действие распространяется на вновь устанавливаемые устройства, предназначенные для транспортировки пассажиров и/или грузов, на объектах, защищенных установками сигнализации о пожаре; а также он может использоваться в качестве нормативной базы для повышения уровня пожарной безопасности эксплуатируемых лифтов.
  • ГОСТ Р 53296-2009  – об установке лифтов для пожарных подразделений, которые в нормальных условиях могут эксплуатироваться для перевозки пассажиров.

Машинными отделениями лифтов называют специальные помещения, выделенные стенами/перегородками, перекрытиями с дверями/люками, предназначенные для установки одного/нескольких приводов кабин лифтов, другого лифтового оборудования. В многоквартирных домах они размещаются на верхнем, техническом этаже, а в общественных зданиях, по СП 118.13330.2012*, их допустимо размещать также в подземном этаже.

Машинные отделение лифтов и пожарная безопасность которых у многих жильцов многоэтажных домов нередко вызывает опасения, на самом деле не настолько пожароопасные помещения, ведь категория машинного помещения лифта по пожарной безопасности – В4.

Это обусловлено невысоким объемом удельной пожарной нагрузки – наличием приборов управления, электродвигателя привода лифта, электрических кабелей, проводов; небольшого количества смазочных материалов, нанесенного на элементы механизмов подъемного-опускного оборудования.

К пожароопасным помещениям строительных объектов категории В СП 12.13130.2009 относит те, что характеризуются следующими видами пожарной нагрузки – горючими, трудногорючими материалами, веществами, находящимися в твердом, пылеобразном, волокнистом, жидком состоянии, которые взаимодействуя друг с другом, водой, окислителями, включая кислород воздуха, способны только гореть.

В зависимости от общего количества, способов размещения, физико-химических свойств этих материалов, хранящихся на площадях пожароопасных помещений категории В, их подразделяют на четыре типа – от В1 до В4, которая с нормативными показателями удельной пожарной нагрузки 1–180 МДж·м-2 является наименее опасной.

Критерием определения категорий В1–В4 служит отношение удельной пожарной нагрузки к площади размещения, которая для категории В4 на любых участках пола помещения не должна быть больше 10 м2.

СП 5.13130 не включает в перечень объектов защиты шахту и кабину лифта, которые нет необходимости оборудовать установками сигнализации и тушения пожаров. К В4 относится только машинное отделение, потому что это помещение.

В СП 12.13130 дается методика расчетов категорий по пожарной опасности, позволяющие определить машинные отделения как помещения категории В4.

Согласно расчетам на основе методик СП 12.13130, к таким помещениям так же относятся (категории В4) :

  • Электрощитовые.
  • Вентиляционные камеры.
  • Машинные отделения лифтов.

В связи с этим сигнализация в них не требуется.

Лифтовые холлы

Стоит еще немного рассказать отдельно про лифтовые холлы в свете требований законодательства, противопожарных норм:

  • В статье 88 ФЗ-123 указывается, что цеха, имеющие категории А, Б по взрывопожарной опасности, необходимо отделять от других отсеков объекта, в том числе лифтовых холлов, преградами с тамбурами, имеющими постоянный воздушный подпор.
  • СП 54.13330.2016 – в лифтовых холлах жилых многоквартирных домов необходимо устанавливать двери со светопрозрачным остеклением из армированного стекла.
  • СП 118.13330 указывает, что в общественных зданиях ширина холлов лифтов для пассажиров выполняется не меньше 2 м при расположении лифтов в один ряд, а глубина лифтовой кабины не больше 1,5 м; 2, 5 м – при глубине 1, 5–2 м; 1, 3 глубины кабины, если она больше 2 м.

При расположении лифтов в два ряда ширина лифтового холла принимается не меньше удвоенной глубины кабины.

Нормы правил пожарной безопасности

«ППР в РФ» запрещают на защищаемых объектах:

  • Устанавливать в лифтовых холлах объекты розничной торговли – киоски, ларьки, а также устраивать подсобные, складские помещения, организовывать хранение горючих материалов.
  • Размещать в лифтовых холлах оборудование, изделия, а также производственные отходы, мусор.

Руководитель организации должен обеспечить незадымляемость лифтовых холлов, что используются как безопасные зоны для граждан, ограниченных в возможности самостоятельного передвижения.

Это достигается поддержанием в исправном состоянии строительных преград огню, заполнений в них, систем противодымной защиты; наличием средств защиты дыхания, связью с помещением пожарного поста, размещением знаков ПБ, указывающих направление движения.

Довольно много противопожарных требований изложено в «Техническом регламенте о безопасности лифтов», касающихся документального сопровождения, включая наличие сертификатов пожарной безопасности, использования, технического лифтового оборудования; а также диспетчерского контроля за их работоспособностью, методах безопасной эвакуации пассажиров из кабин.

Вопрос: Нужна ли пожарная сигнализация в лифте?

По нормам – ни в машинном отделении, ни в шахте лифта, ни в кабине сигнализация не нужна.

В машинном отделении, потому что это В4, о чем есть прямое указание в СП 5.13130 по сигнализации; в кабине и шахте – они нигде не упоминаются в нормах. Так что на это вопрос можно и развернуто ответить, а можно кратко – нет, не нужна.

Пожарные извещатели в кабине лифта иногда монтируют компании производители, которые входят в систему пожарной сигнализации это совокупность систем безопасности здания и установки обнаружения очага возгорания, смонтированной внутри лифтовой кабины. Обычно состоит из дымового пожарного извещателя в защищенном исполнении, смонтированного за подвесным потолком пассажирской кабины.

Блок управления лифтами, подключенный к системам пожарной сигнализации объекта, позволяет при срабатывании отправлять управляющий сигнал для принудительного опускания лифтовой кабины на 1 этаж здания, блокировки ее для дальнейшего использования во время пожара.

Виды сигнализации, которые устанавливают внутри строительного объекта, оснащенного лифтами, зависят от его назначения, основного вида пожарной нагрузки. Чаще всего это комплекс приемно-контрольных приборов с датчиками дыма, подсоединенных к централизованной панели управления, установленной в помещении диспетчерской (пожарного поста).

ВАЖНО: шахта лифта, по сути, является трубой, по которой открытый огонь и ядовитые дымовые газы могут чрезвычайно быстро распространиться по всем этажам строительного объекта, если не будет обеспечена комплексная пожарная безопасность лифта.

Комплекс противопожарных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лифтов

Выделение лифтовых шахт, машинных отделений, лифтовых холлов, тамбуров противопожарными преградами с огнестойким заполнением проемов в них как на стадии проектирования, так и в процессе строительства, эксплуатации зданий.

Блокировка управляющей аппаратуры лифтового оборудования с системами сигнализации, противодымной защиты для оперативной доставки кабины лифта на первый этаж здания для эвакуации пассажиров, невозможности дальнейшего использования до ликвидации пожара.

Соблюдение противопожарного режима на путях эвакуации в зонах лифтовых холлов.

Заключение руководителями объектов договоров со специализированными предприятиями, осуществляющими технический сервис лифтового оборудования, систем пожарной автоматики.

Организация постоянного диспетчерского контроля за работоспособностью лифтов.

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnaya-bezopasnost-liftov/

Лифты в общественных зданиях требования

Что такое лифтовой холл нормы проектирования. Лифтовой холл

Делятся на:

  1. Пассажирские

  2. Грузопассажирские

  3. Грузовые

  4. Специальные (магазинные, больничные)

Тип лифтаГрузоподъемность, кгРасположение противовесаВнутренние размеры шахты, смНаружные размеры шахты, смДверь
пассажирскийСзади175 х 155(ш х г)110 х 95(ш х г)
Сбоку / сзади135 х 255255 х 170110 х 210210 х 110
Сзади180 х 200135 х 140
Сзади235 х 200160 х 140
Сзади260 х 200195 х 140
Сбоку / сзади240 х 300260 х 260140 х 240195 х 175

Для зданий средней этажности от 3 до 5 этажей лифты, как правило, располагаются рядом с лестницей. Основные компоновочные схемы следующие:

В зданиях с повышенной этажностью от 6 до 25 этажей лифты располагаются, как правило, в группах, образуя лифтовые холлы.

Компоновка:

  1. Однорядная – рядом не должно стоять больше 4-х лифтов. В≥1,95м для лифтов грузоподъемностью до 1000кг. В>2,35м для лифтов грузоподъемностью больше 1000кг.

  2. Двухрядная — рядом не должно стоять больше 8 лифтов. В≥3,0м для лифтов грузоподъемностью до 1000кг. В>3,6м для лифтов грузоподъемностью больше 1000кг.

  3. Периметральная — рядом не должно стоять больше 8 лифтов. В≥3,0м для лифтов грузоподъемностью до 1000кг. В>3,6м для лифтов грузоподъемностью больше 1000кг.

  4. Островная — рядом не должно стоять больше 4-х лифтов. В≥1,95м для лифтов грузоподъемностью до 1000кг. В>2,35 для лифтов грузоподъемностью больше 1000кг.

Максимальное расстояние от наиболее удаленного помещения до лифта = 60м.

Область применения

Лифт, установленный для перемещения пожарного расчёта, устанавливается во внутренней части или снаружи здания. Он обязательно ограждается специальной конструкцией, созданной из негорючих материалов, а также оснащённой дверными проёмами, различным оборудованием и вентиляционной системой.

Сегодня от монтажа лифтов с уличной стороны здания чаще всего отказываются, так как при этом снижается эстетическая составляющая и установленное устройство часто не подходит к окружающей архитектуре, хотя эта установка является более удобной для действий пожарных подразделений во время возгорания.

Регламент работы и документация

Работа современных лифтов пожарного назначения регламентируется следующими документами:

  • ГОСТ 52382–2010 «Лифты для перемещения пассажиров и лифты для действия пожарных служб»;
  • ГОСТ 53296–2009 «Монтаж современных лифтов пожарного назначения в зданиях»;
  • ГОСТ 22.9.11–2013 «Безопасность при наступлении возгорания. Применение средств спасения для эвакуации людей из современных зданий»;
  • ГОСТ 28911 «Конструкция современных лифтов для перемещения пожарных должна полностью соответствовать установленным нормам и правилам»;
  • ГОСТ 3047.1 «Пожарный лифт обязательно оборудуется в отдельно отгороженной шахте, ограждённой конструкцией с высокой степенью огнестойкости»;

Источник: https://perekrestok-info.com/liftovoy-holl-protivopozharnye-normy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.