+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что такое компетенция государственного органа. Административное право российской федерации

Административные органы – это… Понятие, классификация и функции административных органов

Что такое компетенция государственного органа. Административное право российской федерации

Административные органы играют очень важную роль в сфере государственного управления. Они контролируют соблюдение всеми лицами и субъектами административно-правовых норм. Эти органы также являются представителями одной из ветвей власти и выполняют специфические функции.

Понятие административных органов

Административные органы – это государственные или муниципальные организации, которые формируются в порядке, определенном законодательством.

Кроме того, это могут быть индивидуальные субъекты, наделенные полномочиями осуществлять административно-публичную деятельность в рамках предоставленной компетенции.

Административные органы – это органы, которые действуют от имени РФ, ее субъектов или муниципальных образований, выполняя функции охранительно-защитного, регулятивного или нормотворческого характера.

К таким органам также относятся муниципальные и государственные учреждения, публичные должностные лица и прочие индивидуальные субъекты, которые действуют в правоотношениях административного плана от государственного или муниципального имени и являются наделенными полномочиями административного характера.

Специальные признаки административных органов

Это отличия подобных органов от неадминистративных или не обладающих властью органов, осуществляющих административные правоотношения на местном уровне или уровне государства.

К специальным признакам этих субъектов относятся следующие:

  1. Они являются организациями или индивидуальными субъектами, которые образуются на государственном или муниципальном уровне и действуют от имени назначившего их субъекта, представляя их интересы в административной сфере правоотношений.
  2. Они наделены высшей по сравнению с другими административно–правовыми субъектами властью, исключающей отношения с равными им органами.
  3. Цель их создания – осуществление внутренней и внешней деятельности в административно-публичной сфере в одном или нескольких направлениях.
  4. Они обладают собственной административной компетенцией в сфере административно-публичных правоотношений, решают определенный объем вопросов, которые отнесены законом к их ведению. Этот объем вопросов раскрывается в их правовом статусе, целях, задачах и функциях, а также указан в соответствующем законодательном акте (положении).
  5. Для реализации своих целей органы наделяются необходимыми полномочиями в сфере административного управления (нормотворческими, регулятивными или охранительно-защитными). Они могут издавать подзаконные акты и осуществлять в отношении подчиненных им органов властные действия юридически значимого характера.
  6. Они являются частью иерархически выстроенной системы с подчинением нижерасположенных органов вышестоящим. Например, региональные государственные учреждения подчиняются территориальным управлениям соответствующих федеральных служб.
  7. Они имеют свою структуру, включающую подразделения внутреннего типа (департаменты, отделения, управления, отделы и т. д.). Эти подразделения выполняют отдельные функции и решают отдельные задачи, входящие в компетенцию главенствующего органа.
  8. Финансирование органов осуществляется из соответствующего бюджета (федерального, субъектного или муниципального). К примеру, деятельность районной администрации города финансируется из муниципального бюджета. Исключения из правил составляют случаи, когда конкретный субъект осуществляет определенные административно-властные полномочия, не находясь при этом в статусе государственного или муниципального служащего и не входящего в штат соответствующего органа власти. Например, некоторые работники транспорта на железной дороге уполномочиваются составлять протоколы о правонарушениях административного характера в отношении лиц, не соблюдающих соответствующие нормы поведения.
  9. Они реализуют в своей области полномочия по контролю за соблюдением другими лицами и субъектами административно–правовых норм этой сферы с помощью особых форм и методов административно–правового характера, которые отличаются от форм и методов представителей других ветвей власти. К формам относятся издание актов индивидуального и административно–правового характера и выполнение определенных действий. К методам относятся регулирование, наблюдение (надзор или контроль), ограничение, принуждение или арбитрирование.

Цели создания и деятельности

Административные субъекты власти и другие органы создаются с определенными целями. К ним относятся:

  • Содействие реализации интересов субъектов на государственном, субъектном или муниципальном уровне, а также на уровне организаций и индивидуальных лиц.
  • Обеспечение и поддержание правопорядка публичного характера, который устанавливается нормами различных отраслей права в сфере власти государства или местного руководства, а также взаимодействия между организациями и индивидуальными лицами.
  • Обеспечение безопасности общества и государства в целом, а также организаций и индивидуальных лиц.

К задачам административных органов относятся:

  1. Организация функционирования всей совокупности органов и их подсистем с высокой степенью эффективности.
  2. Организация рационального и эффективного распоряжения имуществом и финансовыми средствами из бюджетных и внебюджетных источников.
  3. Организация исполнения положения законодательства на всех уровнях в своей сфере деятельности.
  4. Организация исполнения актов судебного характера в их сфере деятельности.

Административные функции

Функции административных органов – это базовые направления деятельности органов. Они определены соответствующими правовыми административными нормами и обусловлены достигаемыми ими целями и выполняемыми задачами.

Функции федеральных органов государственной власти и других административных органов разделяются на следующие группы:

  • нормативно-политическую;
  • правоприменительную.

Функции нормативно-политического характера

Они включают в себя выработку политики государства в области административно-публичного управления в общем или в части. Также они определяют порядок осуществления регулирования нормативно–правового характера.

Эти функции делятся на два вида:

  1. Осуществления регулирования нормативно–правового характера путем принятия или издания правовых нормативных актов, которые регулируют отношения во всей сфере или ее части.
  2. Выработка политики государства в области административно-публичного управления.

Указанные функции осуществляют исключительно органы, занимающие руководящую позицию в административной системе. К ним относятся федеральные органы государственной власти, такие как правительство, министерства федерального уровня, президент.

Функции правоприменительной сферы

Включают применение действующих законодательных норм в сфере публично–административных отношений. Такое применение норм властного характера разделяется на две отдельных функции:

  • Индивидуальное административно-правовое регулирование правоотношений конкретного типа, которые возникают в сфере административно-публичных отношений (регистрационных, правопредоставительных, экзаменационных, лицензионно-разрешительных и т. д.).
  • Индивидуальная административно-правовая охрана и защита правоотношений конкретного типа, которые возникают в сфере административно-публичных отношений (контроль и надзор за поведением и действиями отношений и применение к нарушителям государственных принудительных мер). Такие функции осуществляются почти всеми органами. При этом некоторые осуществляют исключительно административно-правовое регулирование правоотношений конкретного типа (например, агентства федерального уровня и их территориальные отделения), а другие – только правозащитную функцию (таможенные и налоговые органы, органы ФСБ и т. д.).

Полномочия административного характера

Полномочия административного характера – предоставленные законодательством определенным органам права для осуществления функций и выполнения задач, которые перед ними поставлены.

По содержанию полномочия делятся на три группы:

  1. Издание и принятие правовых нормативных актов, которые регулируют соответствующие отношения (например, отдельные акты глав сельских поселений или других лиц).
  2. Издание и принятие правовых индивидуальных актов, с помощью которых проводится индивидуальное правовое административное регулирование, а также защита и охрана (например, постановление о назначении наказания административного характера).
  3. Совершение прочих, имеющих юридическое значение властных действий, способствующих реализации функций правового регулирования, а также защитной и охранной функций (например, лицензирования).

Издание и принятие правовых нормативных актов относится к полномочиям определенных органов – правительства, президента и министерств федерального уровня.

Издание и принятие правовых индивидуальных актов, а также совершение прочих, имеющих юридическое значение властных действий, способствующих реализации функций правового регулирования, относится к полномочиям почти всех органов административного типа. Различается только объем полномочий, в зависимости от функций и задач каждого.

Если органом является организация, ее полномочия реализуются соответствующим должностным лицом.

В отношении осуществления полномочий имеются некоторые ограничения или запреты. Например, проверяющие органы вправе осуществлять контроль с ограничением времени и продолжительности проверок.

Ограничения вводятся для соблюдения баланса между обязанностями контролирующих субъектов, а также правами и законными интересами объектов проверок, в целях предотвращения лишнего вмешательства в деятельность организаций и причинения их деятельности вреда.

Обязанности административного характера

Все органы административного типа – от президента до администраций краев – выполняют определенные обязанности, которые возлагаются на них нормами законодательства. Они способствуют обеспечению решения их функций и задач.

Общими обязанностями для всех органов административного типа, включая городские власти, являются следующие:

  • Соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также соблюдение прав организаций.
  • Осуществление административно-публичной деятельности в строгом соответствии с компетенцией, предоставленной органу правовыми нормативными актами соответствующего характера.
  • Соблюдение установленных правовыми нормативными актами соответствующего характера процедур и порядков при реализации задач и выполнения функций.
  • Соблюдение ограничений и запретов, установленных правовыми нормативными актами соответствующего характера.

Классификация административных органов

Все органы административного типа можно классифицировать по следующим основаниям:

  1. По видам органов.
  2. По видам деятельности.
  3. По содержанию и объему компетенции.
  4. По порядку разрешения вопросов подведомственного характера.
  5. По пределам границ территории действия.
  6. По сроку действия.

По видам органы делятся на:

  • органы исполнительной власти;
  • управления государственного типа;
  • прочие органы, которые не входят в систему;
  • должностные государственные лица, которые действуют от государственного имени;
  • учреждения государственного типа;
  • органы на местном уровне самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительную и юрисдикционную деятельность;
  • должностные лица, действующие от муниципального имени;
  • должностные лица и работники организаций, наделенные полномочиями административного характера.

По видам деятельности органы делятся на:

  1. Административно-регулятивные.
  2. Административно-наблюдательные, надзорные или контрольные.
  3. Административно-охранительные.
  4. Административно-арбитражные.

Такое разделение является условным в связи с тем, что большинство органов осуществляют все указанные функции в той или иной мере, одни из которых относятся к основным, а другие – к второстепенным.

По содержанию и объему компетенции выделяют следующие органы:

  • С общей компетенцией.
  • С отраслевой компетенцией.
  • С межотраслевой компетенцией.
  • Со специальной компетенцией.

По порядку разрешения вопросов подведомственного характера органы делятся на:

  1. Единоначальные.
  2. Единоличные.
  3. Коллегиальные.

По пределам границ территории действия выделяют следующие органы:

  • Федерального уровня, действующие на всей территории РФ (правительство, министерства, прокуратура и т. д.).
  • Уровня субъектов, действующих на территории конкретного субъекта (правительство, администрация края, департаменты, министерства и т. д.).
  • Муниципального уровня. Действуют на территории города, сельского поселения и др. (главы сельских поселений, управления и отделы администрации и т. д.).

Источник: https://FB.ru/article/384444/administrativnyie-organyi---eto-ponyatie-klassifikatsiya-i-funktsii-administrativnyih-organov

Организационная система, компетенция, регламентация и классификация исполнительных органов государственной власти

Что такое компетенция государственного органа. Административное право российской федерации
Определение 1

Органом государственной исполнительной власти называют субъекты публичного права, которые сформированы в определенном законодательном порядке, обладающие организационно-правовой формой государственного бюджетного учреждения, которые финансируются из бюджета либо РФ, либо ее субъекта, наделены компетенцией, правами и имуществом юрлица учредителями, включены в организационную систему государственной исполнительной власти, принимают участие в осуществлении возложенных на данную систему задач, целей, а также функций, административного управления и административно-правового регулирования с помощью издания правовых актов либо осуществления прочих организационных действий.

Исполнительные органы государственной власти – это организованные структурные элементы государства, которые имеют статус субъекта публичного права, а также юридического лица.

Они образовываются и ликвидируются исключительно самим государством – органами законодательной или исполнительной власти в строго организационно-правовой форме государственного бюджетного учреждения.

Государство также осуществляет их финансирование.

Данные правовые субъекты также называют органами исполнительной власти. Также есть и прочие наименования, такие как «исполнительные органы», «органы исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление», «государственные органы управления», «структуры государственного управления».

Замечание 1

Согласно федеративному устройству РФ, собственные органы исполнительной власти есть и у РФ, и у ее субъектов. Их, соответственно, называют федеральными и региональными.

Во время исторического развития исполнительные органы РФ получили некоторую организационную, а также правовую и функциональную специфику. Они заметно изменились в соответствии с Конституцией, выпущенной в 1993 году. По до этого действовавшему законодательству их именовали органами государственного управления либо же исполнительно-распорядительными органами.

Из-за значительных политических и социально-экономических перемен в стране, сильным снижением государственного сектора экономики данные органы функционально все значительней отходят от прямого государственного управления хозяйственной, а также прочей деятельностью учреждений, предприятий, организаций.

Они формируются уже в качестве субъектов, которые принимают участие в осуществлении государственного, а также правового регулирования в области собственной деятельности, а также на подведомственной территории.

За ними закрепляются управленческие функции только касательно тех организационных звеньев, которые непосредственно входят в систему исполнительных органов государственной власти, а также строго подчиненных им организаций, учреждений, предприятий.

Конституция Российской Федерации, а также актуальное законодательство сформировали правовые условия для трансформации характера взаимодействия органов исполнительной власти и органов законодательной власти. Они значительно повлияли на возрастание самостоятельности, а также снижение прямого влияния законодательной (или представительной) власти на органы исполнительной власти.

Замечание 2

Федеральные органы исполнительной власти создаются чаще всего при определяющем решении Президента РФ и Правительства РФ, а региональные – уже по решению высших должностных лиц, стоящих у власти субъектов РФ, а также их правительств.

За большинством органов законодательной власти все еще стоит такой значимый канал власти, как законы, которые они вправе принимать.

В это же время Президент РФ, а также органы исполнительной власти (то есть Правительство страны, высшие должностные лица, а также правительства субъектов (администрации)) имеют возможность воздействовать на правотворческую деятельность органов законодательной власти с помощью предоставленного им официального права законодательной инициативы. Президент России, а также высшие должностные лица субъектов страны имеют право подписи, а также право возвращения законов на повторное рассмотрение. Для обеспечения максимально тесного и при этом конструктивного взаимодействия с органами законодательной власти органы власти исполнительной вправе назначить в них своих собственных представителей.

Исполнительные органы государственной власти формируют организационную систему, входящую в систему органов государственной власти РФ. В Конституции РФ есть несколько очень значимых предписаний, которые закрепляют существование данной системы, а также уточняют ее параметры.

В ведении РФ находится непосредственное установление определенной системы федеральных органов исполнительной власти, а также конкретного порядка их организации и деятельности, формирование данных органов.

Федерация, а также ее субъекты вместе занимаются определением базовых принципов организации системы исполнительных органов власти государства.

Субъекты РФ самостоятельно занимаются установлением системы органов исполнительной власти, руководствуясь базой конституционного строя страны, а также общими принципами организации органов власти государства.

Замечание 3

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ формируют единую систему исполнительной власти.

Осуществлением исполнительной власти страны занимается непосредственно Правительство Российской Федерации, которое, в свою очередь, включает в себя Председателя Правительства, его замов, а также федеральных министров.

Правительство – это высший исполнительный орган государственной власти России, который стоит во главе системы органов исполнительной власти страны.

В Конституции РФ не указаны другие, кроме правительства, федеральные органы исполнительной власти государства, но, при этом, таких органов довольно много.

Система органов исполнительной власти устанавливается Указами Президента «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», а также «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». К данным органам причисляют федеральные министерства, агентства, а также службы.

Исполнительная власть непосредственно в субъектах страны осуществляется собственными высшими органами субъектов, то есть правительствами (или администрациями), стоящими во главе по ФЗ высшими должностными лицами данных субъектов (губернаторами либо президентами). В субъектах РФ образовываются в соответствии с конституциями (или уставами), а также региональными законами органы государственной исполнительной власти в виде комитетов, министерств, департаментов, управлений, отделов и т.д.

Основы организации, а также деятельности исполнительных органов государственной власти устанавливаются в обширной системе нормативных правовых актов, то есть Конституции РФ, ФЗ, указах Президента страны, постановлениях Правительства, конституциях, уставах непосредственно субъектов РФ, прочих законах субъектов страны либо прочих нормативных правовых актов. Почти каждый из имеющихся органов исполнительной власти обладает базовым нормативным правовым актом, который определяет его статус, фиксированный порядок образования, функционирования, организации. В некоторых случаях подобным актом считается федеральный либо региональный закон.

Пример 1

Основы организации и деятельности высшего исполнительного органа государственной власти страны регулируются Федеральным конституционным законом, который называется «О Правительстве РФ».

Федеральные и региональные органы исполнительной власти РФ, а также ее субъектов образовываются и функционируют на основании существующих положений касательно данных органов.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, которые подведомственны Президенту по абсолютно всем вопросам, которые закреплены за ним Конституцией, а также федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждает непосредственно Президент.

Положения о прочих федеральных органах исполнительной власти утверждаются Правительством страны. Положения касательно исполнительных органов государственной власти в субъектах страны утверждают, соответственно, высшие органы исполнительной власти данных субъектов.

Для правового статуса исполнительных органов власти государства в большей степени характерна имеющаяся некая компетентность, которая выражается в принадлежащих данным органам властных правах, а также соответствующих им обязанностях. Зачастую в нормативных актах применяется термин «полномочие», он, соответственно, охватывает и права, и обязанности органа исполнительной власти либо должностного лица.

Компетенционные права и обязанности

На основании законов и правовых актов стоящих выше органов исполнительной власти происходит наделение органов исполнительной власти соответствующей компетенцией.

Компетенционные права органов исполнительной власти направлены только на те субъекты права, которые им непосредственно подчиняются либо являются подведомственными, и поэтом строго юридически должны следовать принимаемым ими официальным правовым актам.

Компетенционные обязанности обладают двоякой направленностью. Во-первых, определенные органы исполнительной власти имеют обязанности перед прочими органами государственной власти, акты которых законодательно они обязаны исполнять, перед которым держат отчет.

И, во-вторых, они имеют некие обязанности перед теми, кто находится у них в подчинении, а также перед подведомственными субъектами.

В обоих ситуациях содержание обязанностей состоит в обязательности принятия правовых решений при имеющихся предусмотренных по закону условиях, в исправном и результативном применении предоставленной власти (то есть компетенции).

Вывод

Получается, что в правоотношениях с исполнительными органами именно находящиеся у них в ведомстве субъекты административного права не просто должны слепо следовать воле их власти, но также и имеют право ждать и предъявлять требования, чтобы они грамотно и результативно применяли имеющуюся у них власть для достижения предусматриваемых правом результатов.

Исполнительные органы госвласти занимаются подзаконной деятельностью. Государством на данные органы возложена деятельность касательно исполнения законов. Именно поэтому ее именуют и исполнительной, и также подзаконной.

Данные государственные органы должны осуществлять указы Президента страны, а также правовые акты стоящих выше региональных и федеральных органов, направленные им правовые акты органов контрольной и судебной ветвей власти.

возложенной на данные органы исполнительной власти деятельности определено в законе такими категориями, как задачи, цели, функции, предметы ведения, методы, формы, полномочия, компетенции, обязанности, права.

Изменчивость структуры исполнительных органов

Система исполнительных органов госвласти, а также непосредственно данные органы обладают структурой, которая склонна к постоянным переменам. Она зафиксирована в правовых актах, схемах управления, а также штатных расписаниях. Систему, а также структуру органов исполнительной власти на федеральном уровне утверждает непосредственно Президент страны.

Руководствуясь ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (или представительных), а также исполнительных органов госвласти субъектов РФ» данная система исполнительных органов госвласти субъекта страны обозначается законодательством соответствующего субъекта.

Их точная структура устанавливается высшим должностным лицом, то есть руководителем высшего исполнительного органа госвласти того самого субъекта.

Улучшение организационной структуры госвласти исполнительного характера – это довольно сложная, но при этом важная задача.

Значительная часть неверных решений, принимаемых на сегодняшний день в сфере создания госорганов в целом, а также непосредственно органов исполнительной власти, очевидна. Зачастую систему органов госвласти, государственный аппарат в литературных произведениях сравнивают с машиной.

Но при создании, а также формировании данной системы еще не научились применять верные расчеты, а также точные технологии, такие, как при создании машин, а также их систем.

Замечание 4

Создатели государственных органов часто проигрывают в уровне профессионализма специалистам технических систем из-за того, что делают упор не на твердый расчет, а, в основном, на благие пожелания, ведомственные либо клановые, а также собственные интересы и представления, которые зачастую просто неверны. Если бы ситуация была противоположной, РФ не подвергалась бы постоянным организационным реформам.

Отличия между исполнительными органами и государственными организациями можно обозначить такими пунктами:

  • Исполнительные органы причисляются к организационной системе госвласти, а государственные организации не входят в эту систему.
  • У исполнительных органов есть некий объем исполнительной власти и компетенций, данный государством, а у госорганизаций нет.
  • Исполнительные органы принимают участие в осуществлении государственной исполнительной власти, а также административном управлении и административно-правовом регулировании, а государственные организации на себе испытывают влияние власти, регулирования и управления, они занимаются выполнением производственно-хозяйственной, социально-культурной, а также прочей невластной деятельностью.

Есть некая схожесть между исполнительными органами госвласти, а также трудящимися в них должностными лицами. Они располагаются в системе государственной исполнительной власти, и имеют некую компетенцию.

Но должностные лица не считаются структурными подразделениями и не имеют внутренней структуры.

Они занимают должности в исполнительных органах и причисляются к индивидуальным субъектам права (то есть физическим лицам), а органы исполнительной госвласти причисляются к коллективным (или организованным) субъектам.

Опиши задание

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ispolnitelnye-organy-gosudarstvennoj-vlasti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.