+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что назначает совет федерации. Статус и полномочия совета федерации

Пожизненные сенаторы: для чего их вводят в России и как это работает в других странах

Что назначает совет федерации. Статус и полномочия совета федерации
https://www.znak.com/2020-02-13/kto_takie_pozhiznennye_senatory_zachem_ih_vvodyat_v_rossii_i_o_chem_na_samom_dele_govorit_zarubezhny

2020.02.13

пресс-служба Совета Федерации / council.gov.ru

В России могут появиться пожизненные сенаторы — члены верхней палаты парламента с полномочиями, не ограниченными никакими сроками, кроме собственной смерти. Такую инициативу внесла группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, и профильный комитет Госдумы это предложение уже одобрил.

Когда поправку примут окончательно, право быть пожизненными сенаторами дадут в том числе президентам, которые оставят высший государственный пост. Сторонники появления в современной России пожизненного сенаторства, как водится, ссылаются и на зарубежный опыт.

Правда, обращение к этому опыту заставляет усомниться в современном характере такого института.

Что предлагается у нас?

Согласно поправкам, пожизненно в Совет Федерации смогут входить бывшие президенты РФ, в том числе ушедшие в досрочную отставку, сказано в сообщении пресс-службы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству. При этом за ними сохраняется право отказаться от полномочий сенаторов.

Важно, что закон после принятия будет иметь обратную силу.

То есть теоретически на пожизненное сенаторство сможет претендовать не только Владимир Путин после истечения президентских полномочий в 2024 году, но и экс-премьер Дмитрий Медведев, который занимал высший государственный пост с 2008 по 2012 годы.

Меняется и сам порядок формирования верхней палаты — благодаря тому, что увеличивается размер так называемой президентской квоты. Она предусмотрена предыдущими поправками, принятыми еще в 2014 году.

Тогда глава государства получил право назначать до 10% от числа сенаторов. Сейчас каждый из 85 регионов должны представлять два сенатора, то есть максимальное число кремлевских назначенцев в верхней палате — 17.

Новая инициатива увеличивает президентскую квоту сразу до 30 человек. 

Как следует из анонсированных поправок, семеро из них получат пожизненные полномочия, тогда как пребывание в верхней палате остальных назначенных президентом планируется ограничить шестью годами.

Любопытно, что с 2014 года в Совете Федерации так и не появилось ни одного «путинского» сенатора — то есть назначенного именно по президентской квоте. Принятая больше пяти лет назад норма остается «спящей».

Но то, что о ней не забывают и, более того, хотят усилить, свидетельствует о ее предполагаемой значимости.

Интересно и то, что когда принимался закон о президентской квоте при формировании Совфеда, среди авторов этой инициативы не нашлось ни одного единоросса: ее продвигали фракции парламентской оппозиции — ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия». 

Кстати, уже тогда, например, Владимир Жириновский озвучивал идею о пожизненном сенаторстве, которую вполне четко поддерживала Валентина Матвиенко. Но, видимо, на тот момент в Кремле не были готовы обсуждать этот вопрос всерьез.  

Идее о пожизненных сенаторах уже несколько лет, но все это время в Кремле не видели необходимости обсуждать ее всерьезпресс-служба Совета Федерации / council.gov.ru

Пожизненные сенаторы в других странах

Как заявил глава профильного комитета Госдумы и сопредседатель рабочей группы по конституционным поправкам Павел Крашенинников, предложение о пожизненных сенаторах основывается на «изучении опыта работы верхних палат парламентов в различных странах». Но вообще в мире не так много стран, где есть пожизненные сенаторы. И даже эти примеры по большей части не говорят о том, что пожизненное сенаторство — набирающий силу тренд. Скорее, все наоборот. 

Хрестоматийный случай — Великобритания, где верхняя палата парламента, Палата лордов, в настоящее время практически полностью состоит из пожизненных пэров.

Но начало XXI века в Великобритании уже было отмечено попыткой сделать Палату лордов в основном выборной, но главное — на треть ротируемой каждые пять лет.

С первого раза реформа не прошла (напоровшись на сопротивление как раз верхней палаты), но возможно, что такие попытки будут предприниматься снова.

Во входящей в Британское содружество Канаде верхняя палата перестала быть пожизненной синекурой для своих членов с 1965 года.

Тогда был принят конституционный закон, который обязывает члена палаты сложить с себя полномочия по достижении 75-летия. Тем сенаторам, которые обрели полномочия до реформы, разрешили остаться с ними до конца своих дней.

Последний пожизненный сенатор покинул канадский сенат в 1999 году, подав в отставку.

Во Франции 15 лет назад вспомнили опыт еще Третьей республики, во времена которой 75 из 300 членов Сената обладали несменяемым статусом. Это правило действовало с 1875 года. Но уже в 1884 году пожизненными сенаторами разрешили быть лишь тем, кто успел обрести этот статус ранее. Спустя почти 100 лет, в 2005 году, во Франции встал вопрос о статусе бывших президентов.

Конституция Пятой республики уже пыталась ответить на этот вопрос: после сложения президентом полномочий ему автоматически предоставляется место в Конституционном совете — аналоге нашего Конституционного суда. Но в начале XXI века в этом назначении увидели признаки возможного конфликта интересов. Потому и возникло предложение учредить для экс-президентов пожизненное сенаторство.

 

Однако в итоге инициатива не была даже оформлена в законопроект, так и оставшись на уровне идеи.

Институт пожизненного сенаторства можно найти в бывших бельгийских колониях в Африке.

В Демократической Республике Конго, существующей с 1960 года, практически сразу приняли норму о такой почетной должности для бывших глав государства.

Пожизненное сенаторство для экс-президентов было подтверждено и в новой конституции, принятой в 2006 году. Сейчас в стране единственный пожизненный сенатор — Джозеф Кабила, который возглавлял Конго с 2001 по 2019 годы. 

Та же норма закреплена в конституции соседней республики Бурунди, получившей независимость в 1962 году. Трое из 47 членов Сената — бывшие президенты, с пожизненным статусом.

Руанда, граничащая и с Конго, и с Бурунди, тоже предоставляет право экс-президентам становиться пожизненными сенаторами. Для этого им нужно подать соответствующий запрос в Верховный суд страны.

В Сомали, которая получила в 1960 году независимость от других европейских колонизаторов, был свой вариант пожизненного членства в Национальном собрании для бывшего президента. Но норма была отменена через 9 лет.

Пожизненными сенаторами становились экс-президенты в Южной Америке. Наиболее известный пример — экс-диктатор Чили Аугусто Пиночет, который, отойдя от дел, стал пожизненным сенатором. Что, впрочем, не помешало новым властям страны снять с него сенаторский иммунитет за шесть лет до смерти.

А за год до смерти Пиночета, в 2005 году, пожизненное сенаторство для бывших глав государства было отменено вовсе. В Венесуэле пожизненные места в сенате существовали с 1961 года, и шесть экс-президентов успели этим воспользоваться. Возможно, пользовались бы и дальше, но в 1999 году в Венесуэле упразднили сам сенат.

В Перу, где пожизненное сенаторство экс-президентам выдавали с 1979 по 1993 годы, в верхней палате успели поработать три бывших президента. В этой стране дело кончилось тем же — упразднением сената.

Два государства, где институт «вечных» сенаторов сохранился, — Никарагуа (по конституции 1974 года) и Парагвай (экс-президенты обладают членством, но не правом голоса в верхней палате).

Но вернемся в Европу. В Румынии с восстановлением двухпалатной парламентской системы в 1991 году не было восстановлено пожизненное сенаторство. Оно было предусмотрено конституциями 1923 и 1938 годов и было упразднено вместе с самим сенатом в 1946 году пришедшими к власти коммунистами. 

Едва ли не единственным государством, пример которого максимально близок к озвученной в России идее (и этот пример активно приводится в качестве аргумента в пользу задуманного), можно назвать Италию.

Во-первых, пожизненными сенаторами здесь автоматически, по должности, становятся экс-президенты. Во-вторых, глава Итальянской республики вправе сам назначать пожизненных сенаторов с формулировкой, которая покажется нам сильно знакомой, — «за выдающиеся патриотические заслуги в социальной, научной, художественной или литературной сфере». 

Но все-таки важно помнить: итальянская верхняя палата — больше российской: 315 сенаторов в Италии против порядка 200, как предполагается, сделать в России. При этом, помимо самих бывших президентов, в итальянском сенате может быть не больше пяти пожизненных сенаторов.

И нет никаких других назначаемых депутатов верхней палаты, пусть и без пожизненных полномочий. В России же, напомним еще раз, президенту хотят дать право не только самому после отставки быть пожизненным сенатором, но и еще на посту в Кремле назначать до 30 членов Совета Федерации, семеро из которых тоже станут пожизненными.

Если Италия и послужила примером, российские последователи явно готовы сделать больше.

Итальянский сенат стал ориентиром для введения института «вечных» сенаторов в России. Но последователи явно готовы превзойти вдохновивший их примерGlobal Look Press

Для чего это все?

Президент Италии Джорджио Наполитано (был у власти с 2006 по 2015 годы, а после сам стал несменяемым сенатором по должности) назначил в верхнюю палату с пожизненными полномочиями профессора экономики Марио Монти, дирижера Клаудио Аббадо, основателя и директора Центра исследований стволовых клеток при Миланском университете Елену Каттанео, архитектора Ренцо Пиано и лауреата Нобелевской премии по физике Карло Руббиа. Наш, отечественный корпус пожизненных сенаторов может оказаться не хуже, считает академик РАН Александр Чубарьян, которого называют инициатором резонансной и столь стремительно принимаемой поправки в российское законодательство. По его словам, благодаря этим изменениям право пожизненно работать в Совфеде могут получить люди, «признаваемые цветом нации, вне всяких политических пристрастий и известные всей стране». 

Куда более прозаично трактует происходящее политолог Аббас Галлямов. В интервью телеканалу «Дождь» он назвал минимум две возможности, которые открываются лично для Владимира Путина в свете скорого ухода из Кремля.

Первая — это переход на должность спикера верхней палаты (роль рядового, хоть и пожизненного сенатора Путина, конечно, не устроит, убежден Галлямов). Это и сейчас — формально третья должность в стране.

А если на ней будет человек с полномочиями главы Совета безопасности и руководителя Госсовета, то, как хитро выразился политолог, должность будет «если не первой, то явно не второй». 

Здесь стоит заметить, что сопредседатель рабочей группы по конституционным поправкам Павел Крашенинников уже усомнился в необходимости перечисленных совмещений, однако не стал полностью их исключать.Вторая возможность, которую открывает расширение президентской квоты, — наполнение верхней палаты людьми, лично преданными Путину. Самим будущим сенаторам, кстати, их новый статус предоставит вполне определенные гарантии, прописанные в Конституции.

Правда, считает Аббас Галлямов, поправку о пожизненном сенаторстве для экс-президентов Кремлю надо было принимать несколько лет назад — пока рейтинги были высоки.

Сейчас же эта инициатива, очевидно, вызовет раздражение, уверен политолог.

«Люди ждут от президента, что он, наконец-то, начнет их проблемы решать, а тот вместо этого собственную старость обустраивает», — заметил Галлямов уже на своей странице в . 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2020-02-13/kto_takie_pozhiznennye_senatory_zachem_ih_vvodyat_v_rossii_i_o_chem_na_samom_dele_govorit_zarubezhny

Чем занимается Совет федерации России

Что назначает совет федерации. Статус и полномочия совета федерации

Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 26 марта 2019. Время чтения 7 мин.

В полномочия Совета федерации России входит принятие постановлений по вопросам, перечисленным в Конституции РФ и федеральных законах. Они касаются определения границ между регионами государства, принятия решений о действиях российских войск вне территории государства и др. Председателем Совета федерации является Валентина Матвиенко.

Федеральное собрание России — представительный орган. Согласно Конституции, в качестве верхней палаты выступает Совет Федерации (иначе неофициально — Сенат). В России двухпалатный парламент, и нижней палатой является Государственная Дума.

Каждая из палат наделена рядом собственных полномочий и имеет особенный статус.

Совет Федерации РФ занимается решением наиболее важных государственных вопросов, отнесенных к его компетенции основным законом страны — Конституцией и федеральными законодательными актами.

Таблица 1. Основные сведения о Совете федерации

НаименованиеОсновная задачаГлава службыКому подчиняетсяСайт
Совет Федерации Федерального Собрания Российской ФедерацииПринятие постановлений по вопросам, перечисленным в Конституции РФ и федеральных законахПредседатель Совета ФедерацииНезависим. Вправе решать вопросы о прекращении полномочий Президентаhttp://council.gov.ru

Ключевые задачи

Поскольку сам парламент по определению является законодательным органом представительного характера, основная функция верхней его палаты также законодательная. Конституция наделяет этот орган полномочиями законодательного регулирования важнейших государственных вопросов в области суверенитета, в частности:

  • определения границ между регионами государства (субъектами);
  • утверждения Президентских Указов в отношении военного и чрезвычайного положений;
  • принятия решений о действиях российских войск вне территории страны.

Конституция обязывает Сенат рассматривать уже принятые Госдумой РФ законы, касающиеся бюджетного и налогового регулирования, финансовых вопросов и денежной эмиссии. К его компетенции также относится рассмотрение законов о войне и мире, государственной границе России и действии международных соглашений.

Конституция страны предусматривает взаимодействие властных структур по принципу системы сдержек и противовесов. В связи с этим верхняя парламентская палата наделена особыми полномочиями, позволяющими, в случае необходимости, влиять на деятельность Президента и других ветвей власти.

К ним относятся полномочия:

  • назначения выборов и прекращения полномочий Президента страны;
  • назначения судей высших судебных инстанций;
  • назначение и снятие с должности Генпрокурора страны и его заместителей;
  • назначение и снятие с должности зампредседателя Счетной палаты и ½ ее аудиторского состава.

Важным является положение, согласно которому глава государства не вправе распустить Сенат. Это также проявление действия системы сбалансированности власти.

Верхняя палата российского парламента формируется из представителей регионов и определенного количества членов, назначаемых лично Президентом страны. Конституция предписывает включать в его состав двух представителей от каждого региона (субъекта Федерации).

От региона в Сенат направляются 2 члена: один от представительного, второй — от исполнительного органов власти. Конституция предусматривала в Российской Федерации 85 субъектов. Если рассчитать число сенаторов, оно будет равно, соответственно, 170. При этом не более 0,1 от их численности назначаются дополнительно в Совет Федерации Президентом.

Таким образом, максимальное число членов верхней палаты российского парламента — 187 человек.

После присоединения к России Республика Крым и г. Севастополь приобрели статус субъектов РФ.

Рис.1 Заседание

Все сенаторы обладают неприкосновенностью. К ним не могут применяться арест, задержание, обыск и досмотр. Исключение составляют ситуации, когда лицо застали на месте совершения преступления.

Обе палаты парламента работают на постоянной основе. Заседания верхней палаты назначаются по мере необходимости, но не реже двух раз в течение года. Обычно они проходят в периоды с января по июль и с сентября по декабрь. Члены Сената не имеют права уклоняться от участия в заседаниях. Отсутствие допускается только при наличии объективной обоснованной причины.

Все решения принимаются путем ания. Оно может быть как открытым, так и тайным. Решение признается принятым, если было одобрено более чем 50% авших, но при этом не менее чем 25% всех членов палаты. Для ания могут использоваться бюллетени и электронные системы.

Значимые решения Совета Федерации РФ последних лет

  • В марте 2014 года, когда руководство Крыма обратилось к России с просьбой о помощи в поддержании мира, Президент РФ обратился к Сенату по поводу разрешения использовать на территории Украины силы российских войск. Его обращение было удовлетворено.
  • В октябре 2018 года верхняя палата рассмотрела закон о пенсионной реформе в России. Согласно новому порядку, пенсионный возраст для жителей страны предполагалось повысить. Сенаторы закон одобрили.
  • После предъявления обвинений в убийствах сенатору Р. Арашукову в январе 2019 года перед Советом Федерации встал вопрос о лишении его статуса неприкосновенности. Положительное решение было принято единогласно.

Председатель Совета Федерации РФ

Верхнюю палату отечественного парламента возглавляет Председатель. Для руководства деятельностью палаты он избирается из числа членов самой палаты. Председатель — лицо, ведущее заседания. Он решает общие организационные вопросы работы.

С 21 сентября 2011 года и по настоящее время пост Председателя занимает Валентина Ивановна Матвиенко, представитель органа исполнительной власти г. Санкт-Петербурга.

До этого, с мая по сентябрь 2011 года, обязанности главы верхней палаты исполнял Александр Порфирьевич Торшин (Республика Марий-Эл). До него, с декабря 2001 года по май 2011, Председателем был Сергей Михайлович Миронов (Санкт-Петербург).

Рис.2: Председатель В. И. Матвиенко

В. Матвиенко назвала 2018 год началом Десятилетия детства. Она отметила роль парламента в законодательном регулировании помощи семьям с детьми.

Так, было продлено действие программы материнского капитала. Были увеличены пенсии детей-инвалидов, для них создается среда, способствующая развитию и получению инклюзивного образования. С 1 января 2018 года стали получать социальную пенсию сироты, сведения о родителях которых отсутствуют. Законодательная инициатива здесь принадлежала Совету Федерации.

История создания

Первые представительные органы появились на Руси во времена древнерусских княжеств. К этому периоду относят появление вечевых собраний. Далее была Боярская дума, которая просуществовала до XVII в. Петр I заменил ее Сенатом, планируя, чтобы тот заменял его на время отсутствия.

В XVI – XVII вв. в России существовали Земские Соборы. В них принимали участие бояре, купцы, священнослужители. Соборы решали вопросы государственной важности, практически аналогичные тем, что были отнесены к компетенции европейских парламентов того времени. Укрепившаяся монархическая власть свела деятельность таких органов на нет.

Первый проект двухпалатного парламента в России связан с именем М. Сперанского, который занимался реформами при Александре I.

Такой парламент должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета. Государственный совет был создан в 1810 году.

В его компетенцию входило обязательное рассмотрение всех законов до их передачи на утверждение императору. Однако Государственная дума так и не была создана.

После убийства Александра II и прихода к власти Александра III работа по созданию парламента приостановилась.

Необходимость представительного органа в полной мере проявилась в начале XX века. В 1905 – 1906 годах на основании царских манифестов появилась Государственная дума. Ранее созданный Государственный совет подлежал реформированию. Этот двухпалатный парламент просуществовал немногим более 10 лет. После произошедших революций новым представительным органом стали Советы.

В 1924 году законодательным представительным органом стал Съезд Советов. В него входили Союзный Совет и Совет Национальностей. Выборы при этом были двухступенчатыми.

Принятая в 1936 году Конституция СССР говорила уже о Верховном Совете СССР, включающем в себя Совет Союза и Совет Национальностей. Выборы здесь были уже прямыми. Этот орган существовал вплоть до момента разрушения СССР.

Рис.3. Съезд народных депутатов РСФСР

Конституция России 1993 года на уровне высшего закона страны закрепила положения о Федеральном Собрании, сделав его современным парламентом. Позднее были приняты законы о порядке его формирования.

Становление отечественного парламента подробно рассмотрено в фильме спецпроекта «День российского парламентаризма»

Источник: https://yakapitalist.ru/gov/zanimaetsya-sovet-federacii/

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, состав, полномочия

Что назначает совет федерации. Статус и полномочия совета федерации

Почти во всех странах, где есть парламент, он разделен на две палаты. Такая конфигурация – удобный способ создания системы сдержек и противовесов.

Если одна палата склоняется к радикализму, другая должна блокировать ее решения или менять законопроекты, делая их более приемлемыми и эффективными. Подобное устройство зародилось на Западе и было перенято в современной России.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – это верхняя палата парламента (нижней является Государственная дума).

Место в парламенте

Верхняя палата появилась в российском парламенте в 1990 году. Однако тот прообраз Совета Федерации имел с ним мало общего и был порождением советской государственности.

Все изменилось в 1993 году, когда в стране начала действовать новая конституция. Согласно ей и был учрежден Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Структура парламента закреплена в статье 95 основного закона РФ.

Между двумя палатами Федерального Собрания есть принципиальные отличия в их порядке формирования и компетенции. Совет был наделен значительными полномочиями, что закрепило за ним статус фундаментальной основы государства.

В последнее время этот орган все чаще называют сенатом, а его членов – сенаторами.

Эта тенденция прослеживается как в неофициальной публицистике, так и в выступлениях официальных государственных лиц и важнейших чиновников страны.

Полномочия

Широкие полномочия Совета Федерации РФ полностью описаны в российской конституции. Верхняя палата может отклонить или одобрить любой закон, до этого принятый в Государственной думе.

Подобные документы делятся на несколько типов. В первую очередь это федеральные законы.

Полномочия Совета Федерации РФ таковы, что они отклоняются обычным математическим большинством или пассивным нерассмотрением в течение 14 дней.

В то же время статус некоторых законов может априори делать их обязательными для попадания к сенаторам. В таком случае механизм с игнорированием документа не применяется.

Законотворчество

Обязательны для рассмотрения в Совете Федерации законы, затрагивающие федеральный бюджет, федеральные сборы и налоги, финансовое, кредитное, валютное и таможенное регулирование. Также к этой группе относятся вопросы войны и мира, защиты и статуса государственной границы, денонсации и ратификации международных договоров и, наконец, денежной эмиссии.

Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобряет закон, бумага попадает на подпись президенту. 112 (две трети сенаторов) преодолевают вето главы государства, а 126 (три четверти сенаторов) одобряют законы о конституционных поправках и федеральные конституционные законы.

Назначения

Две трети Совфеда могут отрешить президента от его должности. Сенаторы назначают судей Верховного Суда, Конституционного суда, Высшего арбитражного суда и членов в Президиуме Верховного Суда.

Помимо всего прочего, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решает, кто займет должность Генерального прокурора и его заместителей. Верхняя палата парламента назначает два представителя в Национальный банковский совет.

Она определяет аудиторов Счетной палаты и заместителя ее председателя.

Органы Совета Федерации РФ назначают треть членов ЦИК – Центральной избирательной комиссии, регулирующей процесс выборов в стране. Также они определяют кто будет одним из участников Коллегии Федеральной комиссии, следящей за рынком ценных бумаг. Представители сената входят в Совет по вопросам государственной службы при российском президенте.

Другие функции

Есть полномочия и не связанные с назначениями, которыми обладает Совет Федерации. Конституция гласит, что именно он утверждает новые границы между субъектами РФ, а также указ президента о введении в стране чрезвычайного или военного положения. Верхняя палата определяет дату выборов главы государства.

Совфед (председатель Совета Федерации РФ и сенаторы) имеет право вести работу в режиме собственных заседаний. Они проходят по 1-2 раза в месяц в период с октября по июль.

Заседания могут быть внеочередными, если поступает такое предложение президента, премьер-министра, правительства, пятой части членов Совфеда или региона России. Для кворума необходимо присутствие половины членов верхней палаты парламента. Если 50% не набирается, то заседание признается неправомочным.

Как правило, Совет Федерации работает в открытом режиме, однако если это предусматривает регламент, режим может быть и закрытым.

Приоритетность в работе

У задач сената есть определенная приоритетность. В первую очередь рассматривается послание президента Федеральному Собранию и его обращения. Далее идут поправки к Конституции, проекты конституционных и федеральных законов.

Некоторые из них могут иметь статус подлежащих обязательному рассмотрению. Третьими в этой очередности являются направления запросов и предложения в Конституционный суд.

Последними рассматриваются принятые Государственной думой федеральные законы, касающиеся вопросов денонсации и ратификации международных договоров.

Заседания Совета Федерации проходят согласно регламенту. У сенаторов есть возможность выступить с содокладом, докладом, заключительным словом. Также они вправе участвовать в прениях, делать заявления и обращения.

Порядок формирования

Как гласит закон о Совете Федерации, в него попадают по два представителя от субъекта РФ. Один представляет местный парламент, другой – исполнительную власть. Срок полномочия сенатора – два года. Состав Совфеда меняется постепенно вместе со сменой власти в субъектах.

Согласно регламенту члены верхней палаты парламента обладают неприкосновенностью. Они не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за выражение своей позиции и мнения при ании. Совет Федерации структурируется и формируется по принципу беспартийности. Его члены не создают объединений или фракций, как это принято в Государственной думе.

Срок полномочий Совета Федерации в целом ничем не ограничен. В отличие от Государственной думы состав этого органа подвергается «мягкой ротации». Это значит, что срок полномочий каждого его членов определяется региональным органом власти.

Конституция предусматривает только три возможности, при которых Государственная дума и Совет Федерации России собираются вместе. Это заслушивание посланий Конституционного суда, посланий президента и выступлений иностранных глав государств.

В целом каждая палата придерживается принципа невмешательства в дела другой.

Состав

В Совете Федерации 170 членов. Они разделены на комитеты (по вопросам обороны и безопасности, по судебно-правовым вопросам и конституционному законодательству, по налоговой политике, бюджету, финансовому регулированию и т. д.).

Одно из подразделений отвечает за социальную политику. Другое регулирует имущественные отношение и экономические реформы. Наконец, есть комитеты по делам СНГ и международным делам.

Часть сенаторов задействована в подразделениях по культуре, науке, образованию и аграрной политике.

Каждый комитет подготавливает заключения по вопросам, которые относятся к его ведению. Также он разрабатывает и рассматривает законопроекты, предлагаемые на внесение в Государственную думу. Комитеты могут инициировать парламентские слушания.

В такие подразделения входят все члены Совета Федерации кроме председателя и нескольких его заместителей. Каждый сенатор может входить только в один комитет, в составе которого должно быть не меньше 10 человек.

Распределение по «секторам» должно быть утверждено общим анием (необходимо большинство ).

Председатель

Совет Федерации возглавляется председателем. С 2011 года и по сей день эту должность занимает Валентина Матвиенко. У председателя много организационных и представительских полномочий. Он ведет заседания определяет внутренний распорядок палаты, подписывает ее постановления, распределяет функции между своими заместителями.

Председатель направляет в комитеты законопроекты, принятые Госдумой, а также законопроекты, которые в Госдуму предлагается внести. Избирается он тайным анием. Кандидатура утверждается половиной и одним голосом.

Ход работы и взаимоотношения с президентом

Государственная дума, Правительство РФ, Совет Федерации и другие федеральные государственные органы должны работать в унисон, поэтому в Совфеде всегда есть определенная повестка дня.

Она формируется председателем и основывается на предложениях комитетов и комиссий верхней палаты. Самостоятельно вопрос на повестку дня может выдвинуть группа сенаторов из как минимум 10 человек, а также двое сенаторов, представляющих один субъект РФ.

Свои правки в распорядок может вносить специальный представитель президента в Совете Федерации.

Глава государства взаимодействует с верхней палатой парламента и другими способами. Традиционно важным остается ежегодное послание президента Федеральному Собранию.

В нем первое лицо формулирует основные проблемы и задачи, которые встали перед государством и которые нужно решать в первую очередь. К примеру, это может быть вызов, связанный с необходимостью реформы налогообложения или банковской системы.

В таком случае и Госдума, и Совфед должны рассмотреть предложенные инициативы президента.

История формирований

Первый Совет Федерации работал в 1994-1996 гг. Он был переходным и поэтому в качестве исключения был избран непосредственно населением, а не органами власти субъектов РФ. Его предстателем стал Владимир Шумейко.

Второй Совет Федерации также запомнился как «губернаторско-спикерский». Он заседал в 1996-2001 гг. Его председателем был Егор Строев. Отличительная черта того Совета Федерации – он состоял из губернаторов и председателей местных законодательных собраний. Сенаторы работали не нерегулярной основе, время от времени встречаясь в Москве.

Третий период формирования Совета Федерации пришелся на 2002-2012 гг. Именно тогда он окончательно избавился от своих переходных черт и принял устойчивую форму.

Председателем того Совфеда был Сергей Миронов, а с 2011-го – Валентина Матвиенко. Четвертая верхняя палата парламента была образована в конце 2012 года. Она действует и сегодня.

Переформатирование было связано с принятием нового федерального закона о Совете Федерации.

Источник: https://FB.ru/article/269879/sovet-federatsii-federalnogo-sobraniya-rossiyskoy-federatsii-poryadok-formirovaniya-sostav-polnomochiya

Совет Федерации Федерального Собрания: общая характеристика, полномочия, организация деятельности

Что назначает совет федерации. Статус и полномочия совета федерации

Ст. 95 Конституции РФ определяет, что Федеральное Собрание состоит из двух палат:

    1. Совет Федерации;
    2. Государственная Дума.

Совет Федерации является субъектом права законодательной инициативы и осуществляет государственную власть в РФ в пределах, установленных Конституцией РФ.

Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 229-ФЗ “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Члены Совета Федерации имеют особый статус:

    • обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий,
    • не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также
    • не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ст. 98 Конституции РФ).

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Полномочия и основы организации деятельности Совета Федерации определены в гл. 5 Конституции РФ.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Заседания Совета Федерации являются открытыми или закрытыми (в случаях, предусмотренных регламентом палаты).

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Полномочия Совета Федерации

К ведению Совета Федерации относятся:

    1. утверждение изменения границ между субъектами РФ;
    2. утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
    3. утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
    4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
    5. назначение выборов Президента РФ;
    6. отрешение Президента РФ от должности;
    7. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
    8. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
    9. назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Организация деятельности Совета Федерации

Организация деятельности Совета Федерации определена Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Совет Федерации действует на постоянной основе и самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, в том числе по вопросам укрепления федерализма, государственной безопасности и кадровой политики.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата может проводить закрытые заседания.

В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений, а также организация и ведение любой деятельности в интересах политических партий.

Совет Федерации может выступать соучредителем средств массовой информации, учреждаемых в целях информирования общественности о работе Федерального Собрания – парламента РФ по исполнению его конституционных полномочий.

Основной формой работы комитетов и комиссий Совета Федерации являются их заседания, которые считаются правомочными, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание Совета Федерации также правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено.

Каждому члену Совета Федерации отводится в зале заседаний Совета Федерации постоянное место, которое, в частности, оформляется табличкой с указанием его фамилии, инициалов, субъекта РФ, который он представляет.

Особые места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации.

Специальные места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Президента РФ, Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц страны.

По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам. Присутствие представителей средств массовой информации на открытых заседаниях палаты регулируется Пресс-службой Совета Федерации.

Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и другие должностные лица, перечисленные в Регламенте (ст. 52), вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на открытых заседаниях только по специальному разрешению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.

Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 30 человек.

Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством от числа членов Совета Федерации, принявших участие в ании, но не менее чем 46 голосами.

закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации.

Председательствующий на заседании информирует членов Совета Федерации и присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения информации, составляющей государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, субъекта РФ либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета Совета Федерации или субъекта РФ должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sovet-federatsii-federalnogo-sobraniya-obschaya-charakteristika-polnomochiya-organizatsiya-deyatelnosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.