+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Чинопоследование Пассии. Службы в Великий пост

Пассия

Чинопоследование Пассии. Службы в Великий пост

Четыре раза на протяжении Великого поста совершается в наших храмах вечерня с чтением акафиста Страстям Христовым, или, как ее еще называют, Пассия. Сегодня мы поговорим о чинопоследовании этой службы, об истории ее возникновения и духовном значении.

С приходом Великого Поста богослужебный Устав предлагает верующим людям большое разнообразие особенных молитв и чинопоследований, помогающих настроиться на покаянный лад и достойно пройти постное поприще.

Все эти произведения церковного гимнотворчества, молитвословия и особые богослужебные последования в основном древнего происхождения и с давних пор укоренены в богослужебной практике. Однако есть среди них богослужение, которое является довольно поздним по происхождению и не находит отражения в Уставе. Это богослужение называется Пассией.

От латинского слова «passio», что в переводе на русский язык означает «страдание», а на славянский язык переводится как «страсть».

Появление этого чина связывают с католическим влиянием на православное богослужение. Именно на Западе в 16-17 вв. впервые появляются чинопоследования с подобным названием. Позднее это нововведение подхватили протестанты. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.

Западная традиция исполнения Пассии, была скорее похожа на театрализованное представление, во время которого несколько священников (иногда одетых в соответствующие костюмы) по ролям читали отрывки из страстного евангельского цикла. Чтение перемежалось музыкой и пением. Некоторые западные композиторы, например, И.С. Бах, сочиняли музыку для Пассий («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»).

В Русской Церкви это богослужение начинает распространяться от юго-западных рубежей Малороссии. Составителем его чина стал митрополит Киевский Петр (Могила) (1596 – 1647 гг.).

В православном варианте Пассия также представляла собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Кроме того, исполнялись песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы. Заканчивалась Пассия, как правило, проповедью.

Позже в чинопоследование был включен акафист Страстям Господним. Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца 19 в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу 20 в.

Пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно.

Чинопоследование Пассии

За пост Пассия совершается четыре раза, по количеству евангелистов. По установившемуся обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. Хотя до 20 в.

она могла исполняться и по пятницам, в составе малого повечерия. Такая практика сохранилась до нынешнего дня в некоторых епархиях Украины.

Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста, посвященной свт. Григорию Паламе.

Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. На стиховне последняя стихира на «И ныне»заменяется на стихиру Великой Пятницы: «Тебе одеющегося светом…» Духовенство выходит из алтаря в центр храма, там же на аналое полагается Евангелие. После каждения всего храма начинается чтение акафиста Страстям Господним.

По окончании его диакон возглашает прокимен «Разделиша ризы моя себе…», также взятый из богослужения Страстной Пятницы. После этого священник читает Евангелие. По прочтении Евангелия поется 15 антифон службы Великого Пятка – «Днесь висит на древе…», в конце которого совершается поклонение кресту и следует обычное окончание вечерни.

В качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение.

Духовный смысл Пассии в православном богослужении

В современной богослужебной традиции совершение Пассий сталкивается со многими противоречиями. До сих пор слышно много споров о том, можно или нельзя совершать эту службу.

В качестве противных доводов приводится западное происхождение Пассии, и, как следствие этого, ее называют католическим нововведением.

Другой аргумент, высказываемый против совершения Пассии, это отсутствие упоминания о ней в Типиконе.

Однако, при более внимательном рассмотрении проблемы, обоснованность этих претензий можно если не опровергнуть, то, по крайней мере, подвергнуть сомнению. Вопрос об отсутствии этой службы в Типиконе нужно рассматривать с позиции изменяемости православного богослужения.

Устав не допускает вольностей в чинопоследовании основных частей богослужения. Однако со временем происходят изменения в последованиях второстепенных. Причин тому много: гонения, особенности национального характера народа, местные богослужебные традиции, географическое положение и т.д.

Кроме того, появляются и новые формы богослужения, такие, как Пассия. И более позднее ее (относительно Типикона) происхождение не является подтверждением того, что она противоречит духу или букве Устава.

Также можно отметить, что Пассия традиционно пользовалась широкой популярностью и не находила отторжения в народном благочестии.

Мнение о том, что Пассия является чисто католическим богослужением, перенесенным на почву русского Православия, глубоко ошибочно и неверно. В чинопоследовании этой службы нет ни одного католического песнопения или текста, противоречащего православной догматике.

Все песнопения взяты из Постной Триоди, из богослужения Великой Пятницы. Текст акафиста Страстям Господним был составлен в середине 19 в. архиепископом Иннокентием Херсонским (Борисовым).

Хотя за основу архиепископ Иннокентий взял униатский акафист, но последний был тщательно переработан и приведен в соответствие с православными догматикой и благочестием.

Кроме того, многие исследователи христианского богослужения, говорят, что в период с 14 по 17 вв., вопрос о духовной пользе сопереживания страданиям Христа поднимался не только в западном богословии.

В связи с этим появление Пассии в православном богослужении уже видится не просто повторением новомодной западной традиции, но самобытным осмыслением серьезного духовного вопроса, причем осмыслением явно аскетическим.

Немаловажно также и то, что католические молитвенные практики традиционно отличались яркой эмоциональностью и образным представлением. Католическая Пассия, затрагивая главным образом область чувств, вызывает у человека чувство сопричастности именно историческому моменту.

Основным результатом этого сопереживания становится попытка понять, что чувствовал Христос в момент несения Креста, оставленный учениками и оплеванный толпой, какие муки испытывал Он на Кресте в момент Распятия и т.д.

Через подобное переживание, прочувствовав весь ужас последних часов земной жизни Христа, осознав и свою вину за смерть Христа, человек должен осознать свою греховность и прийти к покаянию.

Однако подобные душевные состояния не могут быть подлинно духовны, поскольку напоминают больше ощущения зрителя в партере театра. Он может глубоко и искренне сопереживать талантливо поставленному представлению, но при этом оставаться черствым к собственному духовному положению, не воспринимать призыв к покаянию как направленный лично к нему.

В православном понимании, сопричастность страданиям Христа выражается прежде всего словами апостола Павла о необходимости распинать плоть «со страстьми и похотьми» (Гал. 5,24).

Слова и смысл молитвы, а отнюдь не эмоциональное переживание причастности историческому моменту, имеют главное и первостепенное значение в этом богослужении для православного христианина. Нам не дано было присутствовать при Страданиях и Смерти Господа Иисуса Христа.

И служба Пассии не переносит нас в те далекие времена, когда Господь страдал на Кресте. Она, указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, как метрономом заставляет выверить нас свое духовное состояние.

Принимаем ли мы на себя добровольный крест самоотречения и следования за Христом? Способны ли мы, как и Христос, также безропотно и смиренно переносить обиды и оскорбления от наших ближних и дальних.

Можем ли мы, также как и Христос, искренне молиться за наших обидчиков? Хватает ли у нас сил добровольно распинать свои страсти, желания плоти и греховные помыслы, уподобляясь Христу, добровольно принявшему распятие и смерть за нас? Если это так, тогда мы воистину становимся причастниками Крестной Жертвы Спасителя, потому что праведная добродетельная жизнь сама по себе есть большой подвиг, она всегда связана с отсечением своей воли, борьбой со страстями и уподоблением Христу. Если же не стремимся мы к праведности, тем самым мы отрекаемся от Христа. И наши грехи становятся подобны тем язвам, которые наносили Христу Его мучители и убийцы. Об этом именно и говорится в акафисте Страстям Господним: «Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя», то есть «Знаю, Господи, знаю, почему красны Твои ризы, это я своими грехами изъязвил Тебя».

Таким образом, в центре внимания Пассии выступает душа человека, уподобляющаяся Христу либо отвергающая Его. Через это верующие призываются к покаянию в своих прегрешениях и внимательному и строгому рассмотрению своих отношений с Богом.

Есть и более обоснованные претензии в адрес этого богослужения. Уже со второй седмицы Великого поста, нарушая последовательность событий, в богослужение начинают вставляться песнопения, иллюстрирующие события Великой Пятницы.

И этим нарушаются логика и порядок церковного богослужебного года. Теряется и путается педагогический и назидательный смысл тех событий, которые предлагает нам Устав для молитвенного сопереживания в течение Великого Поста.

Но если посмотреть шире, то мы увидим, что есть дни, которые также выпадают из общей смысловой связки Великого Поста и даже не считаются постными. Это дни воскресные.

По своему смысловому значению любое воскресение есть малая Пасха, и духовно переживается именно как победа Христа над смертью, ниспровержение власти греха и диавола.

И если бы не Литургия Василия Великого, совершаемая по воскресным дням Великого поста, и не продолжающееся ограничение в пище, эти дни мало бы отличались от любого воскресенья вне поста. В связи с этим совершение Пассии вечером в воскресный день приобретает некую логику и оправданность.

После небольшого отдохновения верующие люди, идущие путем поста, вновь сосредотачиваются для дальнейшего постного делания. Пассия вновь напоминает людям о главной цели поста: покаянии и приведении своего духовного облика в состояние сопричастности Пасхальной радости о Воскресшем Христе Спасителе.

Кроме того, по мысли составителей богослужебного чина Пассии, она в обязательном порядке должна заканчиваться проповедью. Таким образом, у священнослужителей всегда есть возможность прокомментировать и объяснить смысл этого богослужения, если кто-нибудь будет смущаться приведенными выше возражениями против обоснованности его применения.

Как уже упоминалось ранее, несмотря на то, что Пассия не уставное чинопоследование, оно уже нашло свое место в современной практике великопостного богослужения и стало традиционной особенностью Великого поста.

Служба Пассии всегда находила и находит живой молитвенный отклик в сердцах верующих.

Поэтому, если не искать в этой службе противоречия Типикону и уставной традиции, а попытаться понять для себя ее истинный смысл, тогда, несомненно, можно извлечь из нее духовную пользу.

Иерей Павел Усов

Источник: http://trsobor.ru/passiya/

Пассия: история ее возникновения

С приходом Великого поста богослужебный  Устав предлагает верующим людям большое разнообразие особенных молитв и чинопоследований, помогающих настроиться на покаянный лад и достойно пройти постное поприще.

Все эти произведения церковного гимнотворчества, молитвословия и особые богослужебные последования в основном древнего происхождения и с давних пор укоренены в богослужебной практике. Однако есть среди них богослужение, которое является довольно поздним по происхождению и не находит отражения в Уставе.

Это богослужение называется Пассией — от латинского слова passio, что в переводе на русский язык означает «страдание», а на славянский язык переводится как «страсть».

Появление этого чина связывают с католическим влиянием на православное богослужение. Именно на Западе в XVI-XVII вв. впервые появляются чинопоследования с подобным названием. Позднее это нововведение подхватили протестанты. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.

Западная традиция исполнения Пассии была, скорее, похожа на театрализованное представление, во время которого несколько священников (иногда одетых в соответствующие костюмы) по ролям читали отрывки из Страстного евангельского цикла. Чтение перемежалось музыкой и пением. Некоторые западные композиторы, например, И.С. Бах, сочиняли музыку для Пассий («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»).

В Русской Церкви это богослужение начинает распространяться от юго-западных рубежей Малороссии. Составителем чина стал митрополит Киевский Петр (Могила) (1596 – 1647 гг.).

В православном варианте Пассия также представляла собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Кроме того, исполнялись песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы. Заканчивалась Пассия, как правило, проповедью.

Позже в чинопоследование был включен акафист Страстям Господним. Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX в.

Пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно.

Чинопоследование  Пассии

За пост Пассия совершается четыре раза, по количеству евангелистов. По установившемуся  обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. Хотя до XX в.

она могла исполняться и по пятницам, в составе малого повечерия. Такая практика сохранилась до нынешнего дня в некоторых епархиях Украины.

Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста, посвященной святителю Григорию Паламе.

Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. На стиховне последняя стихира на «И ныне» заменяется на стихиру Великой Пятницы: «Тебе одеющегося светом…» Духовенство выходит из алтаря в центр храма, там же на аналое полагается Евангелие. После каждения всего храма начинается чтение акафиста Страстям Господним.

По окончании его диакон возглашает прокимен «Разделиша ризы моя себе…», также взятый из богослужения Страстной Пятницы. После этого священник читает Евангелие. По прочтении Евангелия поется 15 антифон службы Великого Пятка – «Днесь висит на древе…», в конце которого совершается поклонение Кресту и следует обычное окончание вечерни.

В качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение.

В чем особенности богослужений великого поста?

Чинопоследование Пассии. Службы в Великий пост

К сожалению, для большинства людей Великий пост связан лишь с некоторыми телесными ограничениями в пище. Чуть более «продвинутые» в православии вспомнят еще о воздержании от праздности и развлечений, сплетен и осуждений. Все это верно.

Но суть и значение поста этим отнюдь не ограничиваются. Недаром ведь святые отцы называли сей благоприятный для человека период «духовной весной». Это невозможно понять, не ощутив всю красоту и значимость постового богослужения.

В статье мы остановимся лишь на некоторых его особенностях, дав повод к самостоятельному, более глубокому ознакомлению.

Почему службы бывают длинные?

Период с первой недели до пятницы шестой включительно называется святой четыредесятницей и насчитывает ровно 40 дней. Седьмая неделя называется Страстной и выделяется отдельно. Первая постовая служба приходится на вечер так называемого «Прощеного воскресенья», поскольку церковный день начинается с вечера.

Церковные службы поста отличаются, в первую очередь, своей продолжительностью. Их цель – настроить человека на покаянный лад, подготовить душу к встрече со Христом Воскресшим. Достигается это путем усиленной молитвы.

Во время вечерней службы Великого поста вместо малого служится великое повечерие. На утрене обычный канон святому заменяют трипеснцы — специальные каноны, состоящие из трех песней. Кроме того, читаются особенные часы, великопостные. На вечерне также звучат паремии (отрывки из Ветхого Завета).

Особое внимание в посту уделяется чтению Псалтыри. Это касается как домашней, так и церковной молитвы. За неделю в храме вся книга прочитывается теперь два раза вместо одного.

Молитва Ефрема Сирина

В дни Великого поста в храме мы часто слышим такую молитву:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Слова этой молитвы принадлежат святому аскету-пустыннику IV века — преподобному Ефрему Сирину.

Она читается в дни поста не только в храме, но и дома вместе с утренним и вечерним правилом. При этом произнесение молитвы сопровождается большим количеством поклонов.

Следует сказать, что обилие поклонов является одной из главных особенностей богослужений данного поста. Поклоны совершаются верующими не только во время молитвы Ефрема Сирина, но и в другие моменты служб. Не распространяется это правило лишь на субботние и воскресные службы.

Покаянный канон Андрея Критского

С понедельника по четверг первой недели святой четыредесятницы по вечерам совершается особая служба с чтением Покаянного канона. Это одно из самых выдающихся произведений церковной гимнографии, написанное преподобным Андреем, архиепископом Критским. В общецерковном употреблении канон был известен уже в X веке.

Почему это произведение получило наименование Великого? Такое название обусловлено не только большим размером (канон делится на четыре полноценные части), но и обилием мыслей, сравнений и аллюзий из Ветхого и Нового Заветов.

Общее настроение творения отражает состояние души, которая горько оплакивает свои грехи. Этот же покаянный настрой передает повторяющийся припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. В четверг пятой недели Великого поста на утрене канон Андрея Критского прочитывается полностью за один раз.

Такая служба получила название «Мариино стояние» в честь памяти преподобной Марии Египетской, которая совершается на этой седмице (неделе). Тогда же в храме читается и житие святой подвижницы, проведшей сорок лет в пустыне. Это богослужение является самой продолжительной из всех церковных служб и длится около пяти часов.

Специфика великопостных Литургий

Еще одной из главных особенностей великопостных служб является то, что в будние дни в храме не служатся полные Литургии. Исключение бывает только на праздник Благовещения, если он выпадает среди недели. С чем связана такая специфика?

Дело в том, что Великий пост подразумевает некоторое ограничение человека в радостных и приятных для него вещах. И это касается не только телесных утеснений, но и душевных. Безусловно, главной духовной радостью для христианина является Евхаристия (причастие), совершаемая во время Божественной Литургии.

Полная Литургия не совершается для того, чтобы мы смогли заново оценить сей дар Бога человеку, успели «изголодаться» по ней. Однако даже здесь для верующих была сделана небольшая уступка. Еще одна особенность постовых богослужений — по средам и пятницам вместо полной совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Уже по названию можно понять, что на ней люди могут причаститься заранее освященных святых Тела и Крови Христовых, которые обычно заготавливают в воскресенье. Такая Литургия никогда в году больше не служится.

Литургии полным чином совершаются по выходным. Причем по воскресеньям поста, кроме Вербного, служится Литургия Василия Великого. Она совершается всего десять раз в году. От Литургии Иоанна Златоуста отличается более пространным и глубоким содержанием тайных молитв Евхаристии, читаемых священниками в алтаре.

Поминальные службы поста

Три субботы Великого поста подряд, начиная со второй, называются родительскими поминальными субботами. В эти дни служится заупокойная Литургия Иоанна Златоуста и Великая панихида. Накануне в пятницу совершается парастас (заупокойное вечернее богослужение со чтением 17-ой кафизмы).

Это дни сугубого поминовения умерших. Такие службы мотивированы тем, что в будние дни поста не положено церковное поминание усопших, поскольку не совершается полная Божественная Литургия. Чтобы не лишить наших родных молитвы о них Церкви в эти дни, были установлены родительские поминальные субботы.

Воскресные пассии

В дни святой четыредесятницы совершается еще одно исключительное богослужение — пассия. Она служится в четыре воскресенья, со второго по пятое, в дни поста. Пассия пришла к нам оттуда же, откуда и черное облачение священства — с Запада. С латинского «пассия» переводится как «страдание».

Этой службы нет в церковном уставе, поэтому ее содержание может варьироваться в разных храмах. До нас последование пассии дошло в том виде, в котором оно было составлено в середине XVII митрополитом Петром (Могилой). По сути, данное богослужение является вечерней службой Великого поста на понедельник. При этом служится акафист Кресту или Страстям Господним.

Обязательная часть — чтение отрывка одного из Евангелий о Страстях Христовых. Отсюда и количество пассий в году — по числу четырех евангелистов. После службы обязательно произносится проповедь, к которой тщательно готовится духовенство.

Крестопоклонная неделя

Среди других особенностей богослужений нельзя не упомянуть о третьем воскресенье данного поста. На всенощном бдении сего дня верующим выносится Крест для поклонения. При этом поется песнопение:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Конец третьей недели знаменует середину Великого Поста, половина пути пройдена. Крест выносится верующим для укрепления сил постящихся, чтобы легче было пройти остаток пути. Кроме того, эта традиция имеет свои корни в Византии.

Как известно, раньше крещение там принимали исключительно в Великую Субботу, перед Пасхой. Для подкрепления сил катехуменов (готовящихся ко крещению) в середине поста как раз и выносился Крест. Он остается в храме вплоть до пятницы, посему четвертая седмица называется еще «крестопоклонной».

«Похвала Пресвятой Богородицы»

Совершенно отдельно от всех служб стоит так называемая «Суббота акафиста», или «Похвала Пресвятой Богородицы». Она совершается на пятой седмице святой четыредесятницы. На утрене читается акафист Богородице «Радуйся, Невесто невестная».

Это первый и единственный, положенный уставом Церкви, акафист. Он был написан в честь защиты Пресвятой Богородицей Константинополя от нашествия иноплеменников в 626 году.

Для совершения службы священники в этот день выходят на середину храма. Акафист читается по частям, за четыре раза.

После каждой части поется кондак (небольшое песнопение) «Взбранной Воеводе» и кадится храм.

По своей нетипичной для поста праздничности «Суббота Акафиста» схожа с Благовещением. И только в честь Пресвятой Богородицы делаются в Великий пост два таких больших исключения.

Как видим, постовые службы имеют огромную смысловую нагрузку и разнообразие. На последней, Страстной неделе они еще более духовно насыщены. Об этом следует говорить отдельно. Однако есть смысл по возможности не пропустить ни одного из важнейших богослужений в посту, ведь больше они в этом году не повторятся.

Источник: http://megapoisk.com/osobennosti-bogosluzhenij-velikogo-posta

Что такое пассия в Великий пост

Чинопоследование Пассии. Службы в Великий пост

1001molitva.ru > Словарик > Что такое пассия в Великий пост

Греческое слово «пассия» имеет несколько значений и употребляется обычно по отношению к любви.

А что такое пассия в православии?

Вот как об этом пишут священнослужители.

  • Пассия в православии
  • Что такое пассия в великий пост
  • Пассия ход службы
  • Евангелия читаемые на пассиях
  • Сколько по времени идет пассия

Пассия в православии

Дословно слово «пассия» переводится как скорбь и страдание. В обиходе его употребляют в значении «влюблённость» и «неразделённая любовь». В церкви оно имеет иное значение и вовсе не связано с любовными страданиями Христа.

Пассией называется особое богослужение во время Великого поста, в котором все молитвы посвящаются страданиям и крестной смерти Иисуса. С церковно-славянского языка слово «пассия» переводится как «страсть».

Пассию служат только в конце зимы и весной, в зависимости от времени наступления Великого поста. В это время все службы священники проводят траурные даже в воскресенье.

Чёрные одежды, в которые они наряжаются, символизируют траур, время страданий.

Примите во внимание: пассии служатся только в воскресные дни вечером.

Великий пост – особое время для каждого христианина. Это самый длительный пост в году, посвященный страданиям Иисуса Христа и его Воскрешению.

Это самый строгий пост, в который нельзя есть даже рыбу. Он считается самым тяжёлым, и не только потому, что весной не хватает витаминов и ярких красок. Просто Великий пост – это время богослужений, посвящённых страданиям Христа.

Точное время начала его не зафиксировано. Каждый год Великий пост начинается по-разному. Есть мнение, что он зависит от лунного цикла. Поэтому каждый год он начинается в разное время – сразу после Масленицы, отмечаемой в феврале, а иногда и в марте.

Обычно воскресенье считается праздничным днём, посвящённым Иисусу Христу. Если в иудаизме выходным считалась суббота, то христиане сделали праздничным днём воскресение, но значение этого дня меняется в пост. В это время воскресенье становится напоминанием о страданиях Христа, поэтому вечером служится пассия.

Всего за пост каждое воскресенье служится 4 пассии. Но так как в некоторых храмах отмечается в первое воскресенье праздник Торжество Православия, пассия в первое воскресенье служится не всегда. Но за пост прочитывается 4 пассии в честь 4 Евангелий, затем в следующее воскресенье празднуется Вербное Воскресенье, а за ним следует Пасха.

Стоит отметить: в некоторых храмах последняя пассия читается не в воскресенье, а в пятницу.

Есть мнение, что пассия – поздняя служба, заимствованная у католиков, но это не правда. Торжественный и пафосный характер католической службы не имеет никакого отношения к православной.

Именно по этой причине в начале появления пассии (15 век) это вызвало много споров и чуть ли не раскол в православии, но сегодня пассия считается общепринятым богослужением, не вызывающим никаких сомнений в своей правильности.

Православная пассия, в отличии от католического богослужения – более строгая и скромная, в ней каждый христианин внутренне переживает все страдания Христа, сочувствует Ему, а не выставляет свои эмоции напоказ.

Следует учесть: эта служба очень строгая, поэтому не стоит на пассию приходить в храм в яркой, вызывающей или праздничной одежде, так как это противоречит строгому и скорбному характеру службы. Нежелательны яркие духи и вызывающий макияж.

Во время пассии главным моментом становится чтение Евангелия. Всего их 4. Это служба очень строгая и в некоторых храмах принято в течение всей пассии стоять с зажжёнными свечами. В это время звучат скорбные песнопения, а затем читается Евангелие.

Во время службы в середине храма стоит Распятие, к которому все подходят после службы и целуют.

Основные молитвы пассии посвящены страданиям Христа. Во время службы читаются и богослужения Пятницы – дня окончания земной жизни Христа. Все молитвы посвящены страданиям Христа и Голгофе, событиям, которые связаны с последними днями земной жизни Иисуса.

Евангелия читаемые на пассиях

Во пассии читается 4 Евангелия. На первой пассии читается Евангелие от Матфея – 26 и 27 главы, посвящённые страданиям Христа и окончанию его земной жизни. В них описано предательство Иуды, страдания Христа и всё, что происходило потом.

Во время следующей пассии в храме читают 14 и 15 главы Евангелия от Марка.

23 и 22 главы Евангелия от Луки принято читать на 3 Пассии и во время последней пассии, которая происходит в пятницу или в воскресенье, читается 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна.

Сколько по времени идет пассия

Средняя продолжительность пассии – 1 час. Служба начинается вечером, время в зависимости от храма может варьироваться. В одних храмах пассия начинается в 15 часов дня, в других – в 16 или 17.

В некоторых случаях богослужение продлевается на 20 или 30 минут. Всё зависит от Евангелия, которое читается во время богослужения, дополнительных молитв, которые в каждом храме могут добавляться к основным, указанным в стандарте богослужения.

Источник: https://1001molitva.ru/slovarik/passiya-v-velikij-post.html

Самые важные службы в Великий Пост 2020

Чинопоследование Пассии. Службы в Великий пост

священник Владимир Панарин

В Великий пост воздержание от еды – не главное! Важнее молитва и добрые дела. Ещё в 4 веке святитель Иоанн Златоуст писал:

Что пользы, когда мы проведем пост без добрых дел? Если скажет иной: постился всю четыредесятницу, – ты скажи: я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее, имел привычку клясться и оставил эту дурную привычку.

Для мореходцев нет никакой пользы в том, что они переплывут большое пространство моря, но полезно для них, когда приплывут с грузом и со многими товарами.

И для нас нет никакой пользы от поста, когда мы проведем его просто, как-нибудь и суетно.

Первые четыре дня

В эти дни вечером в храмах совершают Великий покаянный канон Андрея Критского. Служба не долгая (пол часа канон, и ещё час – повечерие), но очень красивая.

Священник читает в центре храма покаянные тропари, а между ними хор и весь храм поёт: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя!”.

Очень советую перед службой почитать в интерне подстрочный перевод, а во время канона иметь текст перед глазами.

Если пропустили, знайте: в середине Поста все четыре части Канона будут читаться ещё раз на службе “Стояние Марии Египетской”.

Что такое Литургия Преждеосвященных Даров?

Она проходит по средам и пятницам. Бывает и в другие значимые праздники. Эта Литургия нужна тем, кто причащается чаще, чем 1 раз в неделю. В воскресный день заранее освящаются Тело и Кровь Христовы и хранятся в алтаре. Детей на такой службе не причащают.

Служба долгая, 4-5 часов. В монастырях ещё дольше. Но зато можно побывать сразу на Утрене, Часах и Литургии с вечерней. Почти весь круг богослужений за один раз. Хоть разок сходите!

Воскресные дни

В Великий пост каждое воскресенье посвящено чему-то очень важному. Первое воскресенье – Торжество Православия. Раньше на этой службе проклинались еретики. Сейчас Церковь молится об обращении заблудших. Обязательно побывайте на службе, если ваш родственник угодил в секту.

Второе воскресенье – вспоминается святитель Григорий Палама. Он отстаивал практику умной молитвы. Кстати, попробуйте во время Поста начать молиться постоянно Иисусовой молитвой, как это делают монахи:

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя гре́шнаго (гре́шную)

Третье воскресенье – Крестопоклонная Неделя – вынос на поклонение Честнаго Креста Господня. Четвёртое воскресенье – преподобного Иоанна Лествичника. Если ещё не читали Лествицу, то Великий пост – самое время начать! Пятое воскресенье – преподобной Марии Египетской
Шестое воскресенье – Вербное. Вход Господень в Иерусалим. А седьмое – Пасха Христова!

Стояние Марии Египетской

Служба долгая, 4-5 часов. На ней читается целиком весь Великий покаянный канон прп. Андрея Критского + житие прп. Марии Египетской. Служба проходит в среду вечером на четвёртой недели Великого Поста. То есть за 3 дня до воскресенья, когда празднуется память этой святой. В 2020 году – это вечер 1 апреля.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Всегда 7 апреля. В этот день можно рыбу, если он не выпал на Страстную седмицу.

Похвала Пресвятой Богородицы

В 2020 году это 3 апреля, вечер пятницы. Читается самый первый акафист Божией Матери “Радуйся Невесто неневестная!”. Обязательно сходите!

Акафист Страстям Христовым

Он служится в Великий пост вечером в воскресные дни (2, 3, 4 и 5 воскресенье). Ещё называется Пассия.

Лазарева Суббота

В этом году она будет 11 апреля. В этот день можно рыбную икру.

Страстная Седмица

В это время все скорбят. В Великий Четверг, который ещё называют Чистый Четверг все христиане стараются причаститься. В 2020 году он будет 16 апреля. Уборку в доме следует делать заранее. А в этот день очистить душу на исповеди и вкусить Тело и Кровь Христову. Именно в этот день Христос установил Таинство Причащения.

Великая Пятница в этом году будет 17 апреля. Мы вспоминаем Распятие Христа. Накануне вечером (в четверг) в храмах читают 12 Страстных Евангелий.

Великая Суббота. Накануне (то есть вечером в пятницу) совершается Чин погребения. А вечером в субботу, 18 апреля, все уже собираются на службу, чтобы на ночной Литургии встретить Светлое Христово Воскресенье – ПАСХУ ХРИСТОВУ. В 2020 году она будет 19 апреля. Детей можно причастить утром 19, на второй Литургии. Она бывает в храмах, где есть много священников.

Благодарю за

Источник: https://zen.yandex.ru/media/popbloger/samye-vajnye-slujby-v-velikii-post-5e609a5e9bcc1a2ada46d42d

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.