+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Береговая полоса моря. Береговая полоса

Содержание

Строительство в береговой полосе

Береговая полоса моря. Береговая полоса

      Требования по предоставлению и использованию земельных участков, на которых размещаются объекты водного транспорта, установлены в п. 4 статьи 90 Земельного кодекса:

      «4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

2) размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

3) выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

      Внутренние водные   пути   России   в  настоящее  время  имеют  протяженность 102 тыс.км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры  государства.  Из общей протяженности ВВП   России более 16 тыс. км приходится на искусственные, на которых имеется 100 шлюзов, 70 плотин, крупные насосные станции.

    Уникальные межбассейновые соединения  –  Беломорско  –  Балтийский канал,  Волго-Донской канал,  канал имени Москвы, Волго-Балтийский водный путь,  каскад гидроузлов  на  реках  Волге,  Каме,  Дону  – создали  единую  глубоководную  систему  европейской части страны, связывающую Белое,  Балтийское, Каспийское и Черное моря. На реках и  каналах  работают  свыше 3000 единиц технического флота,  в том числе 270 уникальных земснарядов.

      Внутренние водные пути России  являются федеральной собственностью.

      Работы по содержанию  сети  водных  путей  в  эксплуатационном состоянии  выполняют  14  государственных  бассейновых  управлений водных путей и судоходства и  государственное  предприятие  “Канал имени Москвы”.

        Все гидросооружения имеют срок эксплуатации от 40 до 100  лет.

Предоставление земельных участковв пределах береговой полосы для обустройства внутренних водных путей и мореплавания

      Выбор и предоставление для строительства земельных участков в пределах береговой полосы внутренних водных путей, то есть по берегам судоходных рек и территориальных морей, необходимо согласовывать с органами, регулирующими судоходство.

Использование водных путей и земельных участков береговой полосы регулируется Земельным кодексом, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации установлены требования к морским портам и к строительству в зоне действия средств навигационной обстановки, которые необходимо учитывать при выполнении землеустроительных работ  по изъятию (выкупу) и предоставлению земельных участков для строительства.

      внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений, государственный портовый контроль и иные функции осуществляет администрация бассейна внутренних водных путей – организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (ред. от 03.02.2014).

      Особые условия пользования береговой полосой предусматривают ограничения при осуществлении в пределах этой полосы хозяйственной деятельности, которые устанавливаются для обеспечения безопасности судоходства.  Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г.

N 71 утверждено «Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации».

Особые условия пользования береговой полосой предусматривают ограничения при осуществлении в пределах этой полосы хозяйственной деятельности, которые устанавливаются для обеспечения безопасности судоходства.

      Понятие “береговая полоса” применяется в значении, установленном Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

      Граница береговой полосы определяется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее именуются – бассейновые органы) в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

      Основные задачи, формы и порядок охраны судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования федеральными органами исполнительной власти утверждены постановлением  Правительства Российской Федерации  от 21 ноября 2005 г. N 690.

      Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях осуществляются по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Добыча нерудных строительных материалов на внутренних водных путях осуществляется по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на внутренних водных путях государственный строительный надзор осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие в целях безопасности судоходства в соответствии с обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

     В пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу – полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок взимания платы за земельные участки, занимаемые организациями внутреннего водного транспорта, определяется законодательством Российской Федерации.

     Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 метров для обратного или нулевого уклона, 40 метров для уклона до 3 градусов и 50 метров для уклона 3 и более градуса.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Земельные участки для обеспечения деятельности в морском порту

1. В целях создания необходимых условий для безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта на земельных участках, прилегающих к границе морского порта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций.

3. Земельные участки в границах морского порта не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением случаев, установленных частью 4 настоящей статьи.

4.

Земельные участки в границах территории морского порта, занятые портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств инвесторов (индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, могут находиться в их собственности.

5. В границы морского порта для осуществления деятельности в морском порту могут включаться земельные участки, находящиеся в собственности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

6. Земельный участок, расположенный в границах морского порта, может быть изъят у собственника для государственных нужд путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 279 – 282 и 284 – 286 Гражданского кодекса Российской Федерации.

7. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков, расположенных в границах морских портов, для государственных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Правила использования водохранилищ – согласование и строительство – переход

Источник: http://kniga-5.ucoz.ru/index/beregovaja_polosa/0-115

Сколько метров граница водоохранной зоны, порядок оформления

Береговая полоса моря. Береговая полоса

Водоохранная зона – это особая территория, примыкающая в береговой линии (границе водного объекта), на которой устанавливается специальный режим использования земельных участков, объектов недвижимости и осуществления хозяйственной деятельности человека.

К водным объектам, на которые распространяется действие Водного кодекса Российской Федерации, относятся: водохранилища, озера, реки, ручьи, каналы, моря и даже океаны.

Целью установления водоохранных зон и особо режима использования недвижимости является сохранение экологического благополучия водного объекта: предотвращение его загрязнения, засорения и истощения вод, сохранение водных биологических ресурсов, растительного и животного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы – это территории с дополнительными ограничениями. Режим использования недвижимости в границах таких защитных полос еще более строгий по сравнению с водоохранными зонами.

С точки зрения градостроительства и кадастра недвижимости водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов – это зоны с особыми условиями использования территорий.

Как устанавливаются и закрепляются на местности водоохранные зоны

За пределами населенных пунктов водоохранная зона и прибрежная защитная полоса пресноводного объекта (водохранилища или реки) устанавливается от береговой линии (границы водного объекта), особые зоны моря устанавливаются от линии максимального прилива.

При наличии на территории населенного пункта набережных со специальными парапетами и централизованных систем водоотведения прибрежные защитные полосы совпадают с этими парапетами. При их отсутствии водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы устанавливаются также от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

На местности водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы закрепляются специальными информационными знаками, которые представляют собой металлические щиты синего цвета с надписью «Водоохранная зона (или Прибрежная защитная полоса).

В соответствии с законодательством Российской Федерации установлен специальный режим хозяйственной деятельности»

Какой ширины может быть водоохранная зона

Как правило, ширина водоохранной зоны составляет от 50 до 200 метров, ширина прибрежной защитной полосы – 50 метров.В зависимости от вида, категории водного объекта и географических условий (уклона берега) для него могут быть установлены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы различной ширины.

Прибрежная защитная полоса водного объекта устанавливается в зависимости от уклона прилегающего к береговой линии побережья (точные данные приведены в таблице № 2).

Для водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, нереста или зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой, обе зоны имеют ширину в 200 метров от береговой линии

Особо ценные водные объекты имеют высшую категорию рыбохозяйственного значения. Сведения о категории водного объекта можно проверить в Федеральном агентстве Российской Федерации по рыболовству и его территориальных органах. Запрос в Росрыболовство может отправить физическое или юридическое лицо, в том числе с помощью официального сайта ведомства или через портал «Государственные услуги».

Водоохранная зона моря (океана) устанавливается в размере 500 метров.

Отдельным нормативно-правовым актом установлены границы водоохранной зоны водной жемчужины нашей страны – озера Байкал. Водоохранные зоны рек и их частей, помещенных в коллекторы закрытого типа, не устанавливаются.

Что запрещено в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов

В границах водоохранных зон запрещаются:

  • использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
  • размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (с исключениями), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
  • размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (с исключениями).

В границах прибрежных защитных полос дополнительно запрещаются:

  • распашка земель;
  • размещение отвалов размываемых грунтов;
  • выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Разрешено ли строительство в водоохранной зоне

Источник: https://kadastrof.ru/services/kadastrovyij-uchet/vodooxrannaya-zona

Что такое водоохранная зона и прибрежная защитная полоса: отличия, ширина зоны моря

Береговая полоса моря. Береговая полоса

Согласно статье законодательства, водоохранной зоной называется периметр, примыкающий к береговой линии охраняемого объекта: моря, реки, озера.

Что такое водоохранная зона

Возле любого водоёма существует участок суши, где ограничена хозяйственная деятельность человека. Пребывание здесь людей не запрещено, но при этом они должны следовать определённым правилам.

Подобные меры принимаются с целью сохранения водных природных ресурсов. Любая деятельность человека не проходит для окружающей среды бесследно, для живой фауне реки или озера, подобные действия могут быть губительны. Река, может пересохнуть или заилится.

Началом прибрежной водоохранной зоны считается линия берега. Определяется таковая и у моря, по уровню воды. Но так как у моря постоянно происходят приливы и отливы, то береговая линия располагается по границе максимального отлива.

У более мелких объектов такая граница устанавливается немного другим способом. По среднему уровню воды, в свободный от ледового покрытия период.

Береговая полоса находится в общем пользовании. Её ширина полностью зависит от величины водного объекта.

Так для крупных озёр и рек, площадь береговой зоны простирается на 20 м. Для мелких рек и ручьев, площадь береговой линии уменьшается до пяти метров. При этом длина реки не должна превышать 10 км. Внутри прибрежной зоны определяется прибрежная защитная полоса.

Границы водоохранных площадей занесены в государственный кадастр. Существует государственный реестр, где также оговариваются границы этих территорий. Визуально подобное разграничение обозначается специальными знаками. Такие предупреждения размещают в местах прохождения дорог, в местах с особенностями рельефа и в местах скопления людей.

Внешний вид знаков: на фоне синего прямоугольника, белая надпись. Такое сочетание выбрано неслучайно. По правилам, буквы на указателе должны быть видны на расстоянии не менее 50 м. За его состояние отвечают соответствующие службы.

За уничтожение указателя предусматривается административная ответственность.

Понятие прибрежной защитной полосы

Термин прибрежная защитная полоса появился ещё в советские времена. В пределах этой территории действуют определённые ограничения. Впервые закон о прибрежной полосе появился ещё в 1936 г.

На то время новый закон определял порядок ведения лесного хозяйства в бассейнах крупных рек страны. На этих площадях на законодательном уровне была запрещена вырубка лесов. За нарушение установленных правил полагалась уголовная ответственность.

С этого времени понятие водоохранных областей продолжает существовать и в современных законах. Но за прошедшие годы, закон был значительно расширен. Были более точно определены нормы поведения на данной площади людей.

Размеры охраняемой территории определяются местными представителями закона.

Особый район – Байкал

В стране организован заповедник — озеро Байкал. По охране этой территории принят отдельный закон, который расширяет границы полномочий водного кодекса на этой территории. Он определяет охранную зону в 500 м, но так как этот объект имеет очень крутые берега, то разграничение проведено условно.

В некоторых местах берега озера сильно заболочены и ширина территории, где запрещена хозяйственная деятельность, определена неточно. Работа над положениями закона велась около четырёх лет.

Целью этих усилий было создать на территории Байкала заповедника, внесённого в список объектов наследия ЮНЕСКО.

В течение долгого времени предпринимались попытки уменьшить охранный периметр Байкала.

Точно границы зоны, находящейся под охраной были определены только в 2015 г. специальным постановлением правительства. Они полностью совпадают с природными границами озера.

Что запрещено в зонах

В наши дни на этих площадях запрещено:

  1. Добывать полезные ископаемые, которые используются в области строительства и в промышленности.
  2. Размещать для хранения вредные для окружающей среды вещества, такие как пестициды и агрохимикаты. Строго запрещено сбрасывать в реки, озёра и другие водные образования сточные воды.
  3. По берегам водных объектов запрещено размещать заправки, мойки и склады горюче-смазочных материалов. Исключение вводится для портов и площадок, где проводятся работы связанные со строительством и ремонтом судов.
  4. Близлежащие от водных преград территории запрещено обрабатывать ядохимикатами с воздуха.
  5. Здесь же нельзя размещать скотомогильники и кладбища.
  6. В охраняемой территории нельзя утилизировать радиоактивные и другие опасные отходы.
  7. Правила запрещают использовать сточные воды для повышения плодородия почв на участках водоохранной площади.
  8. Здесь запрещается строительство любых строений.
  9. Объекты, предоставляющие воду для питья имеют дополнительный защитный санитарный периметр. На этих площадях действуют более ужесточённые правила. Загрязнение таких вод может привести к непредсказуемым последствиям. В этой зоне действуют санитарные нормы и правила, которые должны защищать питьевые ресурсы.

Отличия водоохранной и прибрежной зон

Границы водоохранной зоны определяются действующими законами. Прибрежная область зависит от рельефа местности. Её размеры бывают разные: 30, 40, 50 метров.

Водоём, имеющий важное значение, будет иметь защитную полосу, простирающуюся до 200 м. К таким объектам относят водоемы, где проходит нерест и зимовка рыб.

Разница двух этих площадей заключается в их правовом статусе.

Также узнайте, где лучше отдохнуть — во Вьетнаме или Таиланде

Чем различаются Гвардейская лента и Георгиевская лента, читайте тут

Чем отличается Великая отечественная война от Первой мировой войны: https://gderaznica.ru/social/velikaya-otechestvennaya-i-pervaya-mirovaya-vojna.html

Выводы

Водный кодекс определяет порядок защиты водоемов.

  1. Каждый человек имеет право доступа на любой водный объект, если иное не оговорено в законе.
  2. Любой гражданин вправе использовать водные ресурсы для бытовых и личных нужд — бесплатно.
  3. Береговая полоса является местом общего пользования.

Как узнать по карте, где находится полоса водоохранной зоны:

Источник: https://gderaznica.ru/social/vodooxrannaya-zona-pribrezhnaya-zashhitnaya-polosa.html

Водные объекты общего пользования. Береговая полоса

Береговая полоса моря. Береговая полоса

На дворе – лето, прекрасная возможность отправиться отдыхать на живописный речной берег. Или организовать своё предприятие на берегу озера по вылову рыбы? Легко! Поговорим о том, что такое объекты общего пользования и береговые полосы, о возможностях и опасностях их использования.

Что такое водные объекты общего пользования?

Итак, начнём с определения, что же такое «водные объекты общего пользования»? Для этого посмотрим в статью 6 Водного кодекса РФ.

Там сказано, что под водными объектами общего пользования (или общедоступными водными объектами) понимаются поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

Для то чтобы написанное юридическим языком определение стало более понятным, разберём его на части и поясним каждую из них.

Для начала нужно разобраться с тем, что же скрывается за словосочетанием «поверхностные водные объекты». Ответ найдём в статье 5 Водного кодекса. К ним относятся следующие виды водных объектов:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, бухты, лиманы и др.);
  • водотоки: реки, ручьи, каналы;
  • водоемы: озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;
  • болота;
  • родники, гейзеры;
  • ледники, снежники.

Что же касается указания на то, что такие водные объекты находятся в государственной или муниципальной собственности, то тут всё просто.

Это значит, что такой водный объект находится не в частной собственности определённого гражданина или компании, а принадлежит Российской Федерации, её субъекту (краю, области, республике и т.д.

) или муниципальному образованию (городскому или сельскому поселению, городскому округу и др.). Таких объектов довольно много.

И последнее: почему такие водные объекты называются «общедоступными»? Это связано с тем, что доступ к таким водным объектам имеет каждый гражданин, который вправе использовать их бесплатно для личных и бытовых нужд, то есть купаться, использовать для питья, плавать на лодках и пр.

Несмотря на это, законами могут устанавливаться различные ограничения их использования, такие как запрет на купание, водопой, забор воды для питья и использования в хозяйственной деятельности и др. Органы местного самоуправления должны сообщать о таких ограничениях, размещая эту информацию в местных СМИ, а также на указателях и табличках, размещаемых вдоль берега водоёма.

Как проверить, что перед нами – водный объект общего пользования?

Каких-либо требований, касающихся обозначения водного объекта общего пользования специальными табличками или указателями, закон не предусматривает. Из всех перечисленных видов поверхностных водных объектов в частной собственности могут находиться только два: пруды и обводнённые карьеры.

Они могут находиться в частной собственности граждан и  юридических лиц постольку, поскольку расположены на принадлежащих им на праве честной собственности земельных участках. А раз это частная собственность, то и доступ к ней может быть ограничен собственником.

Зачастую очень просто понять, что земельный участок и водоём находятся в частной собственности: собственники ревностно относятся к своим участкам, огораживая их от посторонних глаз заборами и устанавливая соответствующие таблички. Остальные же водоёмы (реки, моря, озёра, родники, каналы и пр.

) в частой собственности находиться не могут, поэтому всегда являются общедоступными. Таким правилом можно пользоваться в тех случаях, когда Вы случайно оказались перед водным объектом, и другими средствами проверить это нельзя.

Если есть сомнения относительно того, кому же всё-таки принадлежит водный объект, то можно получить выписку из Государственного водного реестра, где это будет указано. Также можно получить выписку из ЕГРН на земельный участок, на котором находится водный объект, и если он будет находиться в государственной или муниципальной собственности, то водоём можно считать общедоступным.

Береговая полоса водного объекта общего пользования. Понятие

Практически у каждого водного объекта общего пользования есть своя береговая полоса. Под ней понимается полоса земли определённой ширины, располагающаяся вдоль береговой линии.

Береговая линия – это граница водного объекта, которая в зависимости от его вида определяется по-разному.

Так, для морей – по постоянному уровню воды или по линии максимального отлива, для рек и ручьёв – по среднемноголетнему уровню воды в период, когда она не покрыта льдом.

Ширина береговой полосы

Водный кодекс устанавливает следующие размеры береговой полосы:

  • для каналов, рек и ручьев протяжённостью менее 10 км – 5 м;
  • для остальных водных объектов общего пользования – 20 м;
  • для болот, ледников, снежников, родников, гейзеров – не устанавливается.

Запрет на приватизацию береговой полосы

Ряд норм закона устанавливает запрет на приватизацию береговой полосы водного объекта общего пользования, то есть на её приобретение из государственной или муниципальной собственности в частную. Это закреплено в Земельном кодексе РФ (пункт 8 статьи 27), а также в Федеральном законе от 03.06.

2006 N 73-ФЗ “О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации” (статья 14). Установление такого запрета необходимо для обеспечения прав граждан по доступу к водному объекту.

В противном случае, если такой участок земли как береговая полоса будет передан в частную собственность, то получить доступ к водному объекту общего пользования для обычного гражданина будет невозможно или крайне затруднительно.

Доступ к береговой полосе. Ограничения

 Закон запрещает каким-либо образом ограничивать доступ к водным объектам общего пользования и их береговой полосе. Это, например, является необходимым условием заключения договоры аренды земельного участка, находящегося в береговой полосе (более подробно об этом смотри в следующем параграфе).

А за ограничение права такого доступа установлена административная ответственность. Береговые полосы водного объекта общего пользования отнесены к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (статья 1 Градостроительного кодекса РФ).

Проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам включаются в основную часть проекта планировки территории (статья 42).

Если вокруг береговой полосы располагаются места общего пользования, то проблем с доступом к водному объекту быть не должно (пришёл, увидел, подошёл). Проблемы могут возникнуть в случае, если на пути к заветной береговой полосе встаёт чей-то частный участок.

В таком случае на помощь приходит публичный сервитут. Если Вы любитель постоянных вечерних прогулок у воды, то установить публичный сервитут будет целесообразно. Сервитут позволяет пользоваться чужим земельным участком без его предоставления на каком-либо праве.

То есть в случае его установления Вы спокойно сможете пройти по чужому участку к водоёму, а его хозяин не вправе будет этому препятствовать.

Для этого нужно заключить соглашение с собственником такого земельного участка, а в случае отказа – обратиться с этим вопросом в суд.

Аренда береговой полосы

Если относительно приватизации береговой полосы закон устанавливает жёсткий запрет, то в отношении аренды береговой полосы так сказать нельзя.

Поскольку запрета на аренду береговой полосы водного объекта общего пользования в законе нет, то сделать это можно.

Арендовать береговую полосу могут как юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и физические лица (в том числе и иностранные граждане).

Мы уже разобрались с тем, что водные объекты общего пользования находятся в государственной или муниципальной собственности. Значит, и земельный участок (в том числе береговая линия), на котором они расположены, находится в собственности соответствующего вида. Именно поэтому порядок предоставления береговой полосы в аренду регулируется статьями главой V.1 Земельного кодекса РФ.

Важно помнить (!), что если Вам удалось получить заветную береговую полосу в аренду, то всё равно необходимо обеспечивать свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

В  противном случае это может обернуться штрафом по статье 8.12.1 КоАП.

Ограничением свободного доступа к водному объекту считается полное или частичное ограждение береговой полосы, наличие там строений, сторожевых собак, взимание платы за вход.

Строительство в береговой полосе

В законе нет прямого запрета на строительство в береговой полосе.

Если получится организовать строительство таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ граждан к водоёму и береговой полосе, то в принципе это возможно.

Под запретом строительство объектов для различных видов отходов, заправок, складов ГСМ, СТО, хранилищ пестицидов и агрохимикатов, а также объектов, не оборудованных очистными сооружениями и системами сбора отходов.

Правила использования береговой полосы

Каждый гражданин беспрепятственно и бесплатно может использовать береговую полосу для передвижения и пребывания около них (гулять, отдыхать, загорать), рыбачить, причаливать лодки и другие плавучие средства, за исключение механических.

Поскольку береговая полоса является составной частью водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы (более подробно о их можно почитать в других наших статьях), на неё распространяются все ограничения, которые для них установлены. В дополнение к уже названным ограничениях, в пределах береговой полосы запрещается:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников,
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием;
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых;
  • пахать земли;
  • сваливать размытый грунт;
  • пасти скот;
  • организовывать детские лагеря и ванны.

Если на береговой полосы есть лес, то дополнительно запрещено:

  • сплошные рубки лесных насаждений;
  • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
  • создание и эксплуатация лесных плантаций;
  • размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

           В заключение статьи скажем, что доступ к водным объектом общего пользования и их береговым полосам – важное и нужное право граждан, обеспечивающее полноценный отдых и восстановление сил. Поэтому если Вы гражданин – не бойтесь отстаивать свои нарушенные права, а если предприятие – то осуществляйте свою деятельность в соответствии с законом, соблюдая права граждан.

Законодательство в РФ быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Рекомендуем обратиться к нашим юристам, которые бесплатно проконсультируют Вас. Для этого заполните форму ниже:

Источник: https://zemsovet.ru/ogranicheniya/zoni-s-osobimi-usloviyami-ispolzovaniya-territoriy/vodnie-obekti-obschego-polzovaniya-beregovaya-polosa

Береговая полоса водного объекта, захват береговой полосы

Береговая полоса моря. Береговая полоса

Ст. 6 Водного  кодекса РФ установлено обязательное правило обеспечения свободного доступа всех без исключения лиц к водным объектам общего пользования. В рамках данного требования ВК РФ устанавливается береговая полоса водных объектов общего пользования, которая для большинства водоемов  и водотоков составит  20 метров.

Ст.27 Земельного кодекса в развитие указанных положений ВК РФ устанавливается запрет на приватизацию земель в границах береговой полосы.

Захват береговой полосы

В то же время многие наши граждане, желающие получить укромное местечко на берегу какого-нибудь озера с собственным пляжем, зачастую пренебрегают требованиями законодательства и ограждают земельные участки вплоть до самой воды. В связи с этим требование водного и земельного законодательства предоставить обеспечение доступа к береговой полосе не соблюдается.

Конечно же, такое ограждение будет являться незаконным и по идее при любой проверке прокураторы или природоохранных органов такие ограждения заставят убрать.

Берег Финского залива

Однако, зачастую гражданам самостоятельно приходится бороться с самозахватами прибрежной  береговой  полосы  и обращение в суд лица или группы лиц может оказаться более результативным чем работа с надзорными или правоохранительными органами.

Если Вы решили бороться  с самозхватчиками, то, во-первых, советуем это делать только в правовых рамках, чтобы потом не оказаться самому по ту сторону закона,  а во-вторых, перед тем, как действовать  следует детально разобраться в ситуации.

Для начала нужно выяснить имеются ли вообще какие-нибудь права у самозахватчика на береговую полосу общего пользования.

Береговая полоса в собственность

А такие права могут возникнуть, во-первых, в случае, если  земельный участок с границами вплотную до уреза воды  был предоставлен во времена СССР, а в дальнейшем приватизирован в начале 90-х годов под общую неразбериху в законодательстве. Разберем подробно, как это могло произойти.

В СССР вся земля находилась в государственной собственности, поэтому выделять у водных объектов береговые полосы общего пользования не было необходимости.

Соответственно земельные участки могли предоставляться  в пользование прямо до уреза воды водного объекта  После 1991 года, когда  земли начали вводится в гражданский оборот и началась приватизация, понятие береговых полос общего пользования (бечевника) было введено лишь водным кодексом 1995 года.

Соответственно в момент с 1991 года до 1995 года можно было приватизировать выделенные в советское время земельные участки, подходившие вплотную к воде.

Такие участки остались наследством  в Российской действительности вплоть до настоящего момента.  Поэтому сейчас до сих пор есть землеотводы  принадлежащие на праве собственности гражданам в пределах береговой полосы, хотя по действующему законодательству приватизация таких участков и была бы запрещена.

Однако право собственности на земельный участок в береговой полосе не означает право его ограждать. В данном случае  береговая полоса общего пользования является обременением для собственника земельного участка  и обязывает его предоставить проход по его территории каждому желающему.

Предоставление береговой полосы на праве аренды

Во-вторых, у лица ограждающего береговую полосу общего пользования может быть оформлено право аренды. Законодательство не содержит императивных запретов  на  аренду береговой полосы. Однако, такое ее использование   на праве аренды возможно  только при условии соблюдении свободного прохода по береговой полосе общего пользования.

Так что и в таком случае ограждение земельного участка до уреза воды будет незаконным.

Свободный доступ береговой полосе отсутствует, что делать?

Чтобы разобраться кому и на каком праве принадлежит береговая полоса общего пользования для начала можно зайти а публичную кадастровую карту  и найти огражденное место.

Далее нужно посмотреть подходит вплотную участок к воде или нет.

Если участок подходит вплотную к воде, то можно по кадастровому номеру заказать выписку из ЕГРП в Росреестре (через МФЦ), в которой будет указан правообладатель земельного участка , а также сведения о его правах на данную землю.

Побережье Финского залива

Теперь у вас будут сведения , кто захватил береговую полосу общего пользования и какие у него имеются на нее права. Данная информация будет хорошим подспорьем при обращении в надзорные органы и потом в суд.

Однако может быть такое, что на публичной кадастровой карте будет видно, что  вплотную к урезу воды земельный участок не подходит, однако имеются сформированные вблизи от  береговой полосы участки. Их собственники-то, скорее всего, и будут являться лицами, осуществившими самозахват. Причем такой самозахват  в отличие от первых двух случаев вообще не обусловлен правами на землю .

В любом случае, при обнаружении таких неправомерных действий и выявлении виновных лиц, первым делом необходимо для начала обратиться в природоохранную прокуратуру и Росприроднадзор. Если указанное обращение не даст результата, то тогда обращаться в суд  с требованием об устранении препятствий в пользовании водным объектом общего пользования и его береговой полосой.

При наличии очевидных доказательств (фотографии, показания свидетелей) об ограждении береговой полосы общего пользования  суд обяжет виновное лицо устранить препятствия, мешающие проходу граждан.

Услуги юриста;

помощь при незаконных действия по захвату пляжей ( береговых полос водных объектов общего пользования): от 30 тыс.рублей.

Заказать данную услугу можно по телефону (812) 909-31-95 или напишите нам info@jurist-dolina.ru
Задавайте свои вопросы, пишите комментарии. Консультация бесплатная!

Мы есть во всех популярных социальных сетях. Всем вступившим в любую нашу социальную сеть скидка 5%

Предлагаем наши  качественные услуги  юриста по водопользованию

Источник: https://jurist-dolina.ru/%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D1%85/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.