+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Административная ответственность за экологические правонарушения устанавливается. Административные экологические правонарушения

Содержание

Административная ответственность за экологические правонарушения, Справка для эколога от 24 сентября 2015 года

Административная ответственность за экологические правонарушения устанавливается. Административные экологические правонарушения

Общиесведения

Административнаяответственность за нарушение экологических прав человекапредусмотрена как КодексомРоссийской Федерации об административных правонарушениях от30.12.2001 г. N 195 (далее – КоАПРФ), так и Федеральными законами об охране отдельных природныхобъектов.

Статья2.

1 КоАП РФ прямо устанавливает, что административнымправонарушением признается противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за котороеКоАПРФ или законами субъектов РФ об административныхправонарушениях установлена административная ответственность.

Вследствие этого, составы экологических проступков и санкции за ихсовершение четко определяются: в КоАПРФ, в действующих на субъектов РФ территории законах обадминистративных правонарушениях.

Глава 8″Административные правонарушения в области охраны окружающей средыи природопользования” КоАП РФ содержит статьи,предусматривающие за совершение административных правонарушений вобласти охраны окружающей природной среды следующие видыадминистративных взысканий:
-предупреждение;
-административный штраф;
-административное приостановление деятельности;
-конфискация орудия совершения или предмета административногоправонарушения;
-конфискация продукции незаконного природопользования;
-лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Согласно ст.3.3гл.3 “Основные и дополнительные административные наказания” КоАПРФ, предупреждение, административный штраф, лишениеспециального права, предоставленного физическому лицу, заисключением права управления транспортным средствомсоответствующего вида, административный арест, дисквалификация,административное приостановление деятельности и обязательные работымогут устанавливаться и применяться только в качестве основныхадминистративных наказаний.

Конфискация орудиясовершения или предмета административного правонарушения, лишениеспециального права в виде права управления транспортным средствомсоответствующего вида, а также административное выдворение запределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица безгражданства может устанавливаться и применяться в качестве какосновного, так и дополнительного административного наказания.Лишение специального права в виде права управления транспортнымсредством соответствующего вида применяется в качестведополнительного административного наказания за совершениеадминистративных правонарушений, предусмотренных ч.1и 2ст.12.8, ч.1ст.12.26, ч.3ст.12.27 КоАП РФ.

За одно административноеправонарушение может быть назначено основное либо основное идополнительное административное наказание из наказаний, указанных всанкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса илизакона субъекта Российской Федерации об административнойответственности.
б

Административный штраф

  Административныйштраф

Административный штрафпредставляет собой административное наказание имущественногохарактера. Он является денежным наказанием и выражается вовзыскании с нарушителя определенной суммы денежных средств(ст.3.5КоАП РФ).

Размеры административногоштрафа устанавливаются дифференцировано:
-для граждан в размере, не превышающем 5 000 рублей, а в случаях,предусмотренных ст.5.38, 20.2,20.2_2,20.18,ч. 4 ст.20.

25 КоАП РФ – 300 000 рублей;
-для должностных лиц – 50 000 рублей;
-для юридических лиц – 1 млн. рублей.

Размер административногоштрафа не может быть менее 100 рублей.

Следует подчеркнуть, чтоналожение штрафа не освобождает виновных от возмещения причиненноговреда (материальная, гражданско-правовая ответственность).
в

Административное приостановление деятельности

Административноеприостановление деятельности

Административноеприостановление деятельности может устанавливаться и применятьсятолько в качестве основного административного наказания и можетустанавливаться и применяться только в отношении юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей сроком не более чем на 90 суток(ст.3.

12КоАП РФ).

Временное прекращениедеятельности юридического лица или индивидуальных предпринимателейприменяется:
-угрозы жизни или здоровью людей;
-возникновения эпидемии, эпизоотии;
-заражения (засорения) подкарантинных объектов карантиннымиобъектами;
-наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
-причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающейсреды.

Виды административногоприостановления деятельности:
-временное прекращение деятельности;
-временное прекращение эксплуатации.

Объекты временногопрекращения деятельности:
-лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица;
-юридические лица;

Источник: http://docs.cntd.ru/document/872800270

Виды ответственности за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения устанавливается. Административные экологические правонарушения

Гарантируя гражданам право жить в благоприятных экологических условиях, государство должно предпринимать в том числе меры к тому, чтобы пресекать экологические правонарушения и обеспечивать возмещение причиненного ими ущерба (ст. 42 Конституции РФ).

Определение 1

Ответственность за экологические правонарушения – охранительное правовое отношение между лицом, чьи права и интересы нарушены, и лицом, совершившим экологическое правонарушение, по применению установленного законом взыскания.

В юридической ответственности находит свое отражение санкция правовой нормы, в том числе нормы природоохранного законодательства. В отсутствие санкции и ответственности за экологическое нарушение соответствующее законодательство лишается своего наиболее важного свойства – государственно-принудительного характера.

Экологическая ответственность выполняет такие функции, как:

  • стимулирование законопослушного поведения;
  • предупреждение последующих правонарушений;
  • компенсация вреда, нанесенного природе и человеку;
  • наказание правонарушителя.
  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Как следует из ст. 75 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», экологические правонарушения могут влечь:

  • имущественную ответственность;
  • дисциплинарную ответственность;
  • административную ответственность;
  • уголовную ответственность.

Основание ответственности за экологические правонарушения

Применить к физическому или юридическому лицу меры эколого-правовой ответственности можно только при наличии основания – экологического правонарушения.

Определение 2

Экологическое правонарушение – противоправное и противозаконное виновное действие или бездействие, в результате которого был причинен вред окружающей среде или нарушено экологическое субъективное право.

В зависимости от степени вредности (опасности) наступивших последствий все экологические деликты могут быть подразделены на:

  • проступки (гражданские, дисциплинарные, административные);
  • преступления.

Несмотря на различия, существующие между экологическими правонарушениями, все они имеют одинаковое строение, которое характеризуется концепцией состава экологического правонарушения. В структуре состава выделяют четыре элемента.

  1. Объект. Традиционно под объектом понимают охраняемые отношения в сфере экологического благополучия. Носителями охраняемых прав и интересов может быть как государство, так и физические или юридические лица.
  2. Объективная сторона. В рамках данного компонента выделяют противозаконность (противоправность) поведения; причинение (угроза причинения) вреда окружающей среде либо нарушение прав в сфере охраны окружающей среды; причинно-следственная связь между поступком нарушителя и неблагоприятными эколого-правовыми последствиями.
  3. Субъект. Каждый из видов ответственности выдвигает собственные требования к признакам субъекта (возраст, должностное положение и т. п.).
  4. Субъективная сторона. В рамках данного компонента раскрывается отношение правонарушителя к совершенному им поступку, а именно вина или неосторожность (самонадеянность, небрежность). Однако ответственность за экологические правонарушения может наступать и без вины (например, в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за экологические правонарушения

Специфика гражданско-правовой ответственности за экологические деликты состоит в том, что данный вид ответственности направлен в первую очередь на возмещение вреда, которые причинен экологическим правам заинтересованных лиц и самой окружающей среде.

Замечание 1

При этом такая ответственность может быть как договорной, например из договора в сфере природопользования, так и внедоговорной (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21).

Следует помнить о принципах возмещения экологического вреда:

  • вред подлежит возмещению независимо от того, причинен он умышленно или неосторожно;
  • вред должен быть возмещен в полном объеме, при этом суд вправе уменьшить размер такого возмещения;
  • ответственность может наступать за вред вследствие правомерных действий (так, предприниматель, внесший плату за негативное воздействие на природу, не освобождается от природоохранных мероприятий и возмещения экологического вреда);
  • возможность как добровольного, так и принудительного возмещения вреда;
  • повышенный срок давности для рассмотрения требований о возмещении экологического вреда (20 лет).

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Данный вид ответственности имеет специфического субъекта:

  • лицо, находящееся в трудовых отношениях с организацией, который в силу закона считается причинителем вреда;
  • лицо, исполняющее обязанности государственной службы.

Основания, порядок применения и меры дисциплинарной ответственности за экологические деликты предусмотрены:

  • трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права (Трудовым кодексом РФ, другими законами, локальными правовыми актами);
  • служебным законодательством (например, Законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»).

К виновному работнику или государственному служащему могут быть применены такие меры, как замечание, выговор, увольнение; предупреждение о неполном должностном соответствии.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Данный вид ответственности заключается в применении уполномоченным органом государства меры административного наказания к лицу, которое совершило административное правонарушение, предусмотренное законом.

Виды административных проступков, посягающих на благополучие окружающей среды, предусмотрены:

  • Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 7 и 8);
  • законами субъекта Российской Федерации, в которых установлены дополнительные составы административных проступков.

Наиболее распространенным наказанием за административные нарушения является штраф, за некоторые деяния предусмотрена и конфискация (ст. 8.34, 8.35, 8.37 КоАП РФ).

Уголовная ответственность за экологические правонарушения

Наиболее опасные экологические посягательства преследуются в уголовном порядке. Главой 26 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за такие деяния, как нарушение правил обращения опасных веществ и отходов, загрязнение вод, атмосферы, моря и т. п.

В основном уголовные наказания не связаны с лишением свободы (штраф, обязательные и исправительные работы, ограничение свободы). За деяния, повлекшие наиболее тяжкие последствия (причинение вреда жизни и здоровью человека, массовую гибель животных) предусмотрено лишение свободы.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_pravonarusheniy_i_ih_klassifikaciya/vidy_otvetstvennosti_za_ekologicheskie_pravonarusheniya/

Экологические преступления: административная и уголовная ответственность по статьям 8.8, 8.2, 8.1, 8.25, 8.28, 8.37 КОАП РФ и главе 26 УК РФ

Административная ответственность за экологические правонарушения устанавливается. Административные экологические правонарушения

Одной из разновидностей преступных посягательств являются экологические преступления. Они направлены против безопасности окружающей природной среды, которая является условием и средством выживания живых организмов. За экологические преступления предусмотрена административная и уголовная ответственность в зависимости от степени тяжести деяния.

Общая характеристика экологических преступлений как объекта УК

Уголовный кодекс прямо указывает, что помимо охраны прав и свобод граждан, их собственности и общественного правопорядка одной из задач человека является охрана окружающей среды.  Важность обеспечения экологической безопасности связана с тем, что во многом от чистоты почвы, воздуха и качества продуктов питания зависит здоровье граждан.

Все составы преступлений, которые перечислены в Уголовном кодексе в качестве экологических преступлений, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды, можно разделить на три основные категории:

  • специальные составы;
  • смежные;
  • дополнительные.

Также можно различить два вида экологических преступлений: которые посягают на правопорядок в целом и на отдельные природные ресурсы.

Под смежными составами преступлений в области охраны окружающей среды понимаются деяния, которые имеют экологический состав лишь при определенных обстоятельствах.

Они приобретают экологическое значение, лишь если при совершении противоправных действий нарушаются правила природопользования. Это, например, терроризм (ст. 205 УК РФ), нарушение правил противопожарной безопасности (ст.

219 УК РФ), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356), хищение радиоактивных материалов (ст. 221).

Субъектами уголовной ответственности за экологические преступления могут стать граждане в возрасте от 16 лет.

Объект экологических преступлений – общественные отношения по вопросам использования природных ресурсов, обеспечения правопорядка при воздействии на окружающую среду, экологической безопасности населения, сохранения качества окружающей среды и ее компонентов.

Предмет экологических преступлений – окружающая среда и ее компоненты, продукты человеческой деятельности, воздействующие на природу.

Объективная сторона преступления может иметь форму действия или бездействия. Субъективная сторона может иметь форму умышленной или неосторожной вины (причинение вреда по неосторожности).

Уголовная ответственность за экологические преступления

Специальные экологические составы преступлений содержатся в Главе 26 УК РФ из 9 раздела «Преступления против общественной безопасности и правопорядка». Указанные здесь правонарушения могут грозить нарушителю штрафом, ограничением свободы, исправительными работами, арестом, лишением свободы или права занимать определенные должности.

26 Глава УК РФ содержит следующие составы преступления:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ), ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), законодательства РФ о континентальном шельфе (ст. 253 УК), охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ), охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ);
  • загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ);
  • загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ);
  • порча земли (ст. 254 УК РФ);
  • незаконная охота (ст. 258 УК РФ);
  • добыча и оборот животных и рыб из Красной книги (ст. 258.1 УК РФ);
  • незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ);
  • незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ);
  • уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ);
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов (ст. 262 УК РФ);
  • уничтожение критических местообитаний организмов из Красной книги (ст. 259 УК РФ).

Ответственность за экологические преступления по УК зависит от статьи и может предусматривать:

  • штраф в размере 200-700 МРОТ (такая мера наказания предусмотрена практически по всем статьям);
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, по ст. 257 УК “Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов” такое наказание установлено в пределах 3 лет);
  • обязательные работы, которые предполагают выполнение осужденным определенных работ в свободное время (например, по ст. 260 УК РФ за незаконную вырубку леса такое наказание устанавливается в пределах 240 часов);
  • исправительные работы, которые отбываются по месту работы лица, при этом из его зарплаты удерживается ежемесячно определенная денежная сумма в пользу государства (5-20%) – данная мера наказания применяется к осужденным за загрязнение атмосферы по ст. 251 УК РФ (на срок до 2 лет), порчу земли по ст. 254 УК РФ (до 2 лет) или нарушение режима пользования особо охраняемых территорий по ст. 261 УК РФ (также до 2 лет);
  • ограничение свободы, предполагающее нахождение заключенного в специальном учреждении под надзором без изоляции от общества – например, за порчу земли по ст. 254 УК РФ (до 3 лет);
  • арест, который заключается в содержании осужденного в строгой изоляции – например, за загрязнение атмосферы или вод – до 3 месяцев;
  • лишение свободы на определенный срок – например, по ст. 258 УК РФ “Незаконная охота” лицо могут приговорить к сроку до 2 лет лишения свободы.

Помимо Уголовной ответственности, за экологические преступления может наступать и административная. Признаками отнесения преступления к уголовному является его повторное совершение (по ст. 260 УК РФ), наличие в действиях лица умысла, причинение крупного ущерба (например, по ст. 248-249 УК РФ) и др.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения наступает в соответствии с КоАП. Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования посвящена Глава 8 указанного документа.

По нормам административного производства к лицу могут применяться такие меры наказания, как предупреждение, штраф, изъятие или конфискация орудия преступления, лишение спецправа, предоставленного ранее лицу (например, на пользование определенными природными ресурсами или занятием предпринимательской деятельностью в указанной сфере).

При этом выплата штрафа не освобождает виновных от устранения последствий нарушения.

Законодательство не содержит четкого определения административного правонарушения (в частности, в ФЗ-7 “Об охране окружающей среды” оно отсутствует).

Но в экологическом праве уже сложилось свое понятие данного термина за годы правоприменительной практики.

Административный экологический проступок – посягающее на экологический порядок противоправное действие (бездействие), за которое предусмотрена административная ответственность.

Основаниями для привлечения лица к административной ответственности являются наличие в его действиях экологического проступка, вина субъекта, наличие правовой нормы, которая устанавливает санкции за нарушения.

Административная ответственность наступает только за определенные экологические правонарушения. Ее субъектами могут быть любые физические или юридические лица.

При назначении ответственности учитываются следующие правила:

  • она применяется строго в компетенции спецоргана или должностного лица;
  • предусмотрен строгий процессуальный порядок, подразумевающий сбор доказательной базы, составление протокола и рассмотрения дела и пр.;
  • применяются только взыскания по нормам КоАП;
  • допускается освобождение от ответственности при его малозначительности;
  • ответственность дифференцирована в зависимости от должности;
  • наложение штрафа и других взысканий не освобождает виновных от возмещения вреда и пр.

Важным отличительным признаком административной ответственности является наложение штрафных санкций, зависящих от характера правонарушения.

Административная ответственность за экологические преступления наступает по следующим основаниям:

  • несоблюдение общих экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (по ст. 8.1 КоАП);
  • за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в процессе сбора, накопления, обезвреживания, транспортирования отходов производства и иных опасных веществ (по ст. 8.2 КоАП);
  • вред, причиняемый недрам, землям и водам за порчу земель (по ст. 8.6 КоАП);
  • нецелевое использование земель (по ст. 8.8 КоАП);
  • несоблюдение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (по ст. 8.9 КоАП);
  • нерациональное использование недр (по ст. 8.10 КоАП);
  • нарушение специального режима осуществления хозяйственной деятельности на прибрежной зоне (по ст. 8.42 КоАП);
  • посягательства на воздух, лес и животный мир (по ст. 8.21 КоАП);
  • нарушение правил использования лесов (по ст. 8.25 КоАП);
  • уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 8.35 КоАП).

Например, за выброс мусора в лесу по ст. 8.1 КоАП придется заплатить штраф до 5 тыс. р. для физлиц, до 30 тыс. р. для должностных лиц и до 200 тыс. р. для фирм и предприятий. При этом нарушителей могут привлечь к уборке леса.

Рассмотрим также пример, как разграничиваются уголовные и административные наказания за одно и то же преступление на примере браконьерства и незаконной охоты. При нарушении установленных правил охоты применяется административная ответственность по ст. 8.37. Она влечет наложение штрафа в размере 500-4000 руб.  либо лишение права осуществлять охоту на срок до 2 лет.

Штраф за браконьерство по ч. 2 ст. 8.17 КоАП влечет штраф для граждан в размере 2-5 тыс. р. с конфискацией судна, должностных лиц – 20-30 тыс. р., юрлиц – 100-200 тыс. р.

Если незаконная охота привела к причинению крупного ущерба, осуществлялась с применением механических ТС или воздушных судов; была направлена против зверей и птиц, охота на которых полностью запрещена, либо производилась на особо охраняемой территории, то применяются нормы УК ст. 258. Такое деяние наказывается:

  • штрафом до 200 тыс. р.;
  • обязательными работами на срок до 480 часов;
  • исправительными работами на срок до 2 лет;
  • арестом на срок до 6 месяцев.

Таким образом, экологические преступления – это широкий спектр правонарушений против окружающей среды, которые прямо влияют на жизнь и здоровье людей. За указанные деяния в зависимости от их масштаба и тяжести общественных последствий предусмотрена административная или уголовная ответственность.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/ekologiceskie-prestuplenia.html

Штрафы за экологию: статья и сумма административного наказания, как оплачивать

Административная ответственность за экологические правонарушения устанавливается. Административные экологические правонарушения

Все более актуальной проблемой становится защита окружающей среды.

Из-за ежегодно увеличивающегося количества экологических правонарушений наблюдаются отрицательные изменения экологической обстановки.

Природа загрязняется, сокращаются запасы природных ресурсов, ухудшается здоровье граждан. Экологическая ситуация в стране обострилась. Какое наказание грозит за совершение экологических правонарушений?

Какие правонарушения называются экологическими и почему

Административные правонарушения в сфере экологии — это действие или бездействие, не соответствующее нормам и требованиям экологической безопасности пользования природными ресурсами и охраны ОС. Противоправными действиями наносится ущерб экологии, природе, жизни и состоянию здоровья людей.

Существует очень много видов экологических правонарушений, они перечислены в нормативных актах, стандартах и законах РФ. Наказанием являются штрафы за экологию.

Основные их виды:

  • невыполнение требований экологической экспертизы либо отказ от ее проведения;
  • нарушение при планировании, проектировании, эксплуатации предприятий, объектов или сооружений;
  • загрязнение ОС, причиняющее вред здоровью людей, флоре и фауне;
  • уничтожение природных объектов;
  • нарушение требований переработки, складирования, утилизации бытовых и производственных отходов;
  • нарушение нормативных актов о предельно допустимых уровнях вредного воздействия на экологию: шумового, биологического, радиационного и т.д.
  • незаконное использование средств экологических фондов.

Административная ответственность

Что грозит за несоблюдение экологических законов

Нарушение законодательства в экологической сфере приводит к наказанию правонарушителя, физического или юридического лица.

Что такое административная ответственность

Законом установлены четыре вида ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

Административная ответственность за экологические правонарушения – это установленная законом норма, в соответствии с которой определяется состав нарушения и меры наказания нарушителя.

Обратите внимание! Она также устанавливается за несоблюдение правил охраны и пользования природными комплексами и ресурсами.

К нарушителям применяются меры воздействия в виде:

  • взыскания штрафа за загрязнение окружающей среды с физического или юридического лица;
  • изъятия средств, которые были затрачены на совершение правонарушения, и также имущества, которое использовалось для совершения данного проступка;
  • изъятия лицензии на использование ресурсов природы и предпринимательство;
  • возмещения, нанесенного природе, ущерба в денежном эквиваленте с учетом причиненных убытков.

Возмещение вреда, нанесенного ОС, в виде штрафов за экологию осуществляется согласно Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды» ст. 77, 78 от 01.01.2018 г.

Субъекты экологического правонарушения

Какие меры наказания предусмотрены природоохранными органами за правонарушения

В КоАП РФ предусмотрены штрафы за экологические правонарушения. Экологические штрафы — это основное наказание, как дополнительное может применяться конфискация. Конфискуют имущество, при помощи которого был непосредственно нанесен вред природным объектам и ОС.

Административная ответственность за неуплату алиментов

Суммы наказаний эквивалентны суммам убытков, которые были нанесены государству, экологии, природе и пр., и затратам на восстановление нарушенного состояния ОС. Компенсация за причиненный вред осуществляется добровольно либо принудительно по решению суда.

В зависимости от нарушенных статей КоАП РФ (гл. 8 ст.8.1-8.40), штрафы, предусмотренные действующим законодательством, нормативными актами, варьируются:

  • для физических лиц – от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 2 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для частных предпринимателей – от 2 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 10 тыс. до 250 тыс. руб.

Размер экологического штрафа зависит от типа нарушения. Назначается в зависимости от общих характеристик проступка и личности правонарушителя.

Важно! Устанавливать размер ущерба могут только соответствующие органы.

Например, за невыполнение норм при градостроительной деятельности в Москве физическое лицо заплатит штраф за загрязнение ОС в размере от 1 до 2 тыс. руб. При таком же правонарушении юридическое лицо могут штрафовать до 100 тыс. руб.

Уголовная ответственность

В каких случаях наступает уголовная ответственность за экологические правонарушения

Административное правонарушение и административная ответственность

Если правонарушение не только причиняет ущерб природе, но и посягает на здоровье или жизнь человека посредством влияния на окружающую его среду, оно квалифицируется по УК РФ. То есть нарушается право на благоприятную ОС для человека. Более подробно об этом написано в Конституции РФ, главе 2, ст. 42.

Обратите внимание! Виновный несет ответственность согласно УК РФ в случае, если его противоправные действия нанесли непоправимый вред природе и причинили урон здоровью людей.

Если человек умышленно повторяет административное правонарушение, такое действие квалифицируется как преступление. Вследствие чего за вновь совершенное нарушение он несет уголовную ответственность по УК РФ. Совершать противоправное деяние дважды не стоит.

Экология Земли в руках человечества

Резюмируя все вышесказанное, краткий итог таков:

  • Виновником экологического правонарушения может стать физическое или юридическое лицо.
  • Компетентными органами устанавливается и взимается с нарушителей штраф за загрязнение окружающей среды.
  • Размер штрафов по экологии в 2018 году назначается согласно КоАП РФ.
  • Совершив умышленно повторно экологическое правонарушение, виновное лицо подлежит уголовной ответственности по УК РФ.
  • Штрафной сбор имеет собственную процедуру оформления, которая не может длиться более 90 дней.
  • Оштрафовать имеют право только уполномоченные лица.

Образец квитанции административного штрафа Минэкологии РФ можно найти в сети интернет.

Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/administrativnaa-otvetstvennost-za-ekologiceskie-pravonarusenia.html

Штрафы за нарушение экологического законодательства – ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ

Административная ответственность за экологические правонарушения устанавливается. Административные экологические правонарушения

Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.    

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица.

В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Административная ответственность  предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации.

Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1.

Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:   

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.

Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Статья 8.5.Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации    

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 1Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:

  • для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:  

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 2  Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

  • для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду  

Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:

  • для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.  

Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.

Источник: https://ecobez.ru/shtrafy-za-narushenie-jekologicheskogo-zakonodatelstva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.