+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

1 должность государственной службы понятие классификация. Понятия, признаки, классификации государственных гражданских должностей

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

1 должность государственной службы понятие классификация. Понятия, признаки, классификации государственных гражданских должностей

Государственная служба уже несколько лет сохраняет лидерство в рейтинге самых востребованных мест трудоустройства.

Система государственных и муниципальных органов — это огромная иерархическая структура. Очевидно, что чем выше позиция — тем она привлекательнее.

Разберемся с классификацией должностей госслужащих в России и узнаем, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаютсязаконами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Ихосновная функциязаключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты.Этограждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие:руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие:специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Требования к минимальному стажу:

При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2017 года.

Источник: https://ppt.ru/art/gos-slujba

Классификация государственных должностей государственной службы: система, функции и обязанности

1 должность государственной службы понятие классификация. Понятия, признаки, классификации государственных гражданских должностей

Уже несколько лет подряд среди самых востребованных мест для трудоустройства находится государственная служба. Ведь это огромная структура, четко регламентированная действующим законодательством. И чем выше должность, тем, соответственно, выше уровень заработной платы.

В разных странах функции и состав служащих в органах власти классифицируются по-разному. Понятие и классификация должностей государственной службы в России предусматривает структуру из трех видов:

  • государственная гражданская;
  • военная;
  • государственная служба иных видов.

Общие понятия гражданской службы в органах власти

Служба в государственных органах – это профессиональная деятельность, которая обеспечивает исполнение полномочий на разных уровнях:

  • федеральном, то есть оплата труда производится из федерального бюджета;
  • на уровне субъектов РФ, труд оплачивается из бюджетов местных органов.

Классификация государственных должностей государственной службы выделяет 5 групп и 4 категории. Особенности классификации описаны в Законе № 79-ФЗ.

Категории

Категории можно представить в следующей таблице:

ДолжностьСрокиДолжностные обязанности
Руководители и заместители (органов власти и структурных подразделений)Могут назначаться на определенный срок или на бессрочной основеОбладают самыми широкими полномочиями, включая издание нормативно-правовых актов
Советники или помощникиНазначаются вместе с руководителями и увольняются вместе с нимиСодействие в работе руководителю
СпециалистыНазначаются на конкурсной и бессрочной основеПрофессиональное обеспечение работы органов власти
Обеспечивающие специалистыНанимаются на общих основаниях, на бессрочной основеОбеспечение деятельности

Группы

Классификация государственных должностей государственной службы по группам отображает конкретные функции каждого сотрудника.

ГруппыКатегорииТребования к образованиюТребования к стажу работы
ВысшаяРуководители, помощники, специалистыСпециалист или магистрНе менее 4 лет в органах власти или по выбранной специальности в других организациях
Обеспечивающие специалистыБакалаврНе менее 2 лет в органах власти или по выбранной специальности или на других предприятиях
ВедущаяРуководители, советники, специалисты и обеспечивающие специалистыБакалаврБез предъявления требований
СтаршаяПрофессиональные и обеспечивающие специалистыСреднее профессиональноеБез предъявления требований
МладшаяОбеспечивающие специалистыСреднее профессиональноеБез предъявления требований

Согласно классификации государственных должностей государственной службы самые высокие требования предъявляются к высшей группе, как по уровню образования, так и по стажу работы.

Ведь, занимая такой пост, придется выполнять не только административные, управленческие, но и аналитические, политические функции.

Помимо этого, уровень знания языка должен быть на высоком уровне, кандидат должен хорошо владеть определенной специальностью.

Руководители

В классификации должностей государственной гражданской службы РФ руководители занимают ключевую позицию. Именно у этой категории служащих самые широкие полномочия. Они вправе совершать юридически значимые действия, то есть принимать и увольнять сотрудников, издавать нормативные акты, выдавать поручения, готовить и принимать управленческие решения и так далее.

Чем выше должность, тем больше ответственности. Даже в Уголовном кодексе предусмотрена ответственность, к примеру, за получение взятки предусмотрена ответственность в виде штрафа и вплоть до тюремного заключения сроком до 7 лет, в зависимости от размера взятки.

Помощники или советники

В рамках классификации должностей федеральной государственной гражданской службы помощники обязаны содействовать работе руководителя (заместителя). На эту должность обычно подбирают по персональным рекомендациям, а не по конкурсу. Продвижение советника по служебной лестнице возможно только после признания руководителем его деловых и профессиональных качеств.

В обязанности советников входит непосредственное обеспечение полномочий руководителя. Такие специалисты могут назначаться исключительно на контрактной основе, срок действия которого определяется периодом нахождения у власти непосредственного руководителя.

В целом функции помощника состоят в консультировании и информировании руководства, внесении предложений относительно его деятельности, контроле за выполнением распоряжений, подготовке встреч, приемов и так далее.

Специалисты

Это, пожалуй, самый широкий пласт специалистов в классификации должностей государственной гражданской службы. задача таких сотрудников – профессиональное обеспечение функций органов власти.

Специалистов нанимают на условиях бессрочного контракта. Именно в этой категории самая стабильная работа. Продвижение по карьерной лестнице также возможно, для этого существует аттестация и предусмотрена возможность участия специалистов в конкурсах на замещение более высоких должностей.

Количество необходимых специалистов определяется на уровне органов местной власти и субъектов РФ.

Обеспечивающие специалисты

Согласно классификации государственных должностей государственной службы обеспечивающий персонал призван выполнять вспомогательные функции. Эти работники не осуществляют профессиональную деятельность, как правило, это сотрудники хозяйственных отделов, финансово-экономических, организационных и общих.

Принимаются на условиях бессрочного контракта. Имеют возможность продвинуться по карьерной лестнице. Как и для специалистов, для них предусмотрена система аттестации. Обеспечивающий персонал вправе на общих основаниях участвовать в конкурсных отборах на замещение более высоких вакантных должностей.

Классные чины

Понятие и классификация должностей государственной гражданской службы включает в себя такое понятие, как «классные чины». Они присваиваются в пределах групп. Если сотрудник нанят на условиях срочного контракта, то для получения чина ему придется сдать квалификационный экзамен, за исключением руководителей (заместителей) и их советников.

В первый раз служащий получает чин после прохождения испытания. Если испытания не было, то присвоить чин могут не раньше 3 месяцев работы. Самый нижний класс – третий, а самый высокий соответственно первый.

Получение классного чина влияет на размер заработной платы, так как за него предусмотрена доплата. После увольнения чин сохраняется, и если в дальнейшем человек вернется на государственную службу, то ему не придется все начинать сначала.

На федеральном уровне порядок получения чинов определяется указами президента страны. На региональном уровне эта функция возложена на руководство местных властей.

Источник: https://FB.ru/article/465514/klassifikatsiya-gosudarstvennyih-doljnostey-gosudarstvennoy-slujbyi-sistema-funktsii-i-obyazannosti

Понятие государственной службы и государственного служащего

1 должность государственной службы понятие классификация. Понятия, признаки, классификации государственных гражданских должностей

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение……………………………………………………………………………2

Понятие государственногослужащего…………………………………………..3

Классификация государственныхслужащих……………………………..…… ..5

Законодательство о государственнойслужбе…………………………….… …..7

Муниципальная служба. Связьмуниципальной и государственной служб…10

Обязанности государственногослужащего…………………………………… 11

Ответственность государственныхслужащих……………………………….…… 12

Заключение……………………………………………………………………… 15

Списоклитературы……………………………………………………………… 17

Введение

Впоследнее время, в пору относительнойэкономической стабильности у властипоявилось, наконец, время и средства,для того, чтобы обратить свой взор напроблему реформирования институтагосударственной службы.

Данный институтдолгое время находился в состояниивынужденного застоя, связанного с темправовым вакуумом, который сложился вконце прошлого века в нашей стране,пережившей острые политические исоциально – экономические потрясения.

В начале 90-х годов XXвека сложилась такая ситуация, прикоторой старый административно –командный режим уже изжил себя, а новый,едва зародившийся, еще недостаточноокреп.

Государственная и муниципальнаяслужба является неотъемлемой частьюгосударства, ибо благодаря её существованиюдостигается две цели: осуществляетсягосударственное управление, а такжеобеспечивается конституционное правокаждого гражданина принимать участиев этом управлении.

Рассмотрениеадминистративно – правового статусагосслужащих, а также их классификацияпозволит нам более полно понять туважность данного института для нашегообщества и государства, которую труднопереоценить в условиях непрерывноменяющегося времени.Государственная имуниципальная служба – важнейшийадминистративно-правовой институт,который регулирует управлениегосударством.

Цельюданной работы является формированиецелостного представления о государственномслужащем, его административно–правовомстатусе. Правовой статус в свою очередьпоможет нам уяснить классификациюгосслужащих. Достижение этой целизависит от решения следующих задач:

  • Определение понятия государственного служащего;

  • На основе понятия проследить принципы классификации госслужащих;

  • Изучение нормативно – правовой базы государственной службы в настоящий момент;

  • Определение и оценка всех элементов правового статуса госслужащего;

  • Выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.

Реферат включает в себя двеглавы.

В первой главе дается понятиегосударственного служащего, приводитсяклассификация государственных служащихна основе анализа действующегозаконодательства, а также непосредственностроится система иерархии нормативно– правовых актов, регулирующих отношенияв сфере государственной службы. Вовторой главе дается подробный анализправового статуса государственногослужащего на основе глубокого изученияэлементов его элементов.

Понятиегосударственного служащего и классификациягосслужащих

Долгое времяпонятия «служащий» и «государственныйслужащий» не имели у нас правовогостатуса, не разводилисьпо содержанию и должным образом неисследовалисьв науке.

Вопрос еще больше запутывалсятем, что в статистике и в анкетах поучету кадров была графа«социальное положение», ответ на которуюдопускал лишь три варианта: рабочий,крестьянин (колхозник),служащий.

Стало быть, понятием «служащий»обозначаливсех, кого нельзя было включить впрестижные в ту пору социальные группырабочих и крестьян. В служащиезачисляли не только работниковгосударственныхучреждений (советский аппарат, учителей,врачей, военныхи т.п.

), но и работников негосударственныхструктур(аппарат партийных, комсомольских,профсоюзных идр. общественных организаций). При этомв повседневнойдеятельности никто и никогда не пыталсявыяснитьразличия между «служащим» и «государственнымслужащим».Одним словом, эти понятия не имелисколько-нибудьконкретного содержания и потомуиспользовались в значительной меренекорректно.

Вместе с тем,начиная с конца 50-х годов в литературепредпринималось немало попытокохарактеризовать понятие «государственныйслужащий».

Если строго следовать положениямФедерального закона «О системегосударственной службы РоссийскойФедерации», то государственный служащий— это лицо, профессионально осуществляющееслужебную деятельность на должностяхгосу­дарственной службы по обеспечениюисполнения полномочий РоссийскойФедерации и ее субъектов, государственныхорганов, а также лиц, занимающихгосударственные должности РоссийскойФедерации и субъектов РФ, а такжеполучающее денежное содер­жание(вознаграждение, довольствие) за счетсредств федераль­ного бюджета илибюджета соответствующего субъекта РФ.

Итак, государственный служащийимеет следующие признаки:

  1. Государственный служащий — это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государ­ственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установ­ленным соответствующим федеральным законом.

    Государствен­ный служащий является одной из сторон государственно-слу­жебного правоотношения.

    Между государственным органом и служащим заключается трудовой договорi, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, го­сударственные функции, решает специальные задачи для дости­жения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответствен­ность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.

  2. Государственный служащий должен отвечать тре­бованиям законодательства о государственной службе, т. е. по­ложениям конкретного закона о соответствующем виде государ­ственной службы.

  3. Государственный служащий занимает оплачивае­мую должность государственной службы в установленном зако­ном порядке.

    Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обя­занности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать толь­ко государственные служащие.

  4. Государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатичес­кий ранг, воинское и специальное звание.

  5. Государственный служащий выполняет государ­ственные функции, полномочия государственных органов, ре­шает государственные задачи в экономической, социальной, ад­министративно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, нало­гообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

  6. Государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие реше­ния, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

  7. Деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и дея­тельность трудовых коллективов.

Совокупность упомянутых признаковпозволяет сформулиро­вать следующееопределение.

Государственным служащим- гражданин РФ, занимающийв установленном федеральнымзаконодательством и законодательствомсубъектов Федерации порядке включеннуюв штат должность в структуре государствен­нойадминистрации (исполнительной,законодательной и судеб­ной власти),имеющий классный чин, дипломатическийранг, воинское или специальное звание,заключивший с государствен­ным органомслужебный контракт (принявший присягуна вер­ность Российской Федерации),осуществляющий от имени госу­дарствапредоставленные ему функции и полномочия(в том числе и государственно-властные),получающий денежное содер­жание(заработную плату) и имеющий гарантированныйгосудар­ством социально-правовойстатус.

Исходя из всего вышеизложенногоможно заключить, что определение понятия«государственный служащий» являетсяпрерогативой государства. На современномэтапе законотворчества данное понятиеполучило законченную юридическую форму,что является несомненным шагом вперёд,по сравнению с советским периодом.

Классификациягосударственных служащих

В настоящее время при множестве действующихнорма­тивных правовых актов огосударственной службе целесообраз­ноклассифицировать государственныхслужащих по тем же критериям, по которымклассифицируется сама государствен­наяслужба.

В зависимости от органагосударственной власти государственныеслужащие могут быть разделены нафедераль­ных государственныхгражданских служащих и государственныхгражданских служащих субъектов РФ.

Правовой статус феде­ральныхгосударственных служащих регламентируетсяФеде­ральным законом «О государственнойгражданской службе Рос­сийскойФедерации», Федеральным законом «Осистеме государственной службыРос­сийской Федерации», а также инымифедеральными нормативнымиправовыми актами.

Правовое положениегосударственных гражданскихслужащих субъектов РФ устанавливаетсязаконо­дательнымиактами, принимаемыми в субъектахФедерации.

В зависимостиот групп занимаемых должностейгосудар­ственнойслужбы можно выделить государственныхслужащих, занимающихвысшие, главные, ведущие, старшие имладшие должностигосударственной службы.

Если в качествекритерия классификации государственныхслужащихвзять способ поступления на государственнуюслужбу, томожно выделить избираемых государственныхслужащих; назначаемыхгосударственных служащих; служащих,замещаю­щихгосударственную должность государственнойслужбы по конкурсу.

Всегосударственные служащие могут бытьразделены на две группы:лица, принимающие присягу (военнослужащие,сотруд­никитаможенных органов, прокурорскиеработники и др.); слу­жащие,не принимающие присягу (например,служащие отде­лови управлений областной администрации).

Если положитьв основу деления государственныхслужащих такойкритерий, как специальные профессиональныеобязанности ихарактер государственной службы, товыделяются гражданс­киегосударственные служащие и государственныеслужащие, находящиесяна военной и правоохранительной службе(воен­нослужащие,сотрудники милиции, должностные лицатамо­женныхорганов и пр.).

В соответствиис принципом разделения государственнойвлас­тиразличаются государственные служащие,замещающие госу­дарственныедолжности в органах представительной(законода­тельной),исполнительной и судебной власти. Здесьже уместно выделитьи государственных служащих, занимающихдолжнос­ти в органах прокуратуры,таможенных органах, Счетной пала­те,Центральной избирательной комиссии ит. д.

По объемудолжностных полномочий государственныеслужа­щиеподразделяются на должностных лиц(иногда их называют такжесотрудниками государственных органов)и служащих, не являющихсядолжностными лицами (обычных служащих).

Среди государственныхслужащих, являющихся должностнымилица­ми,следует выделить руководителей ипредставителей власти. Руководящиеслужащие (начальники) являются носителямилинейной власти по отношению к подчиненнымим лицам.

Представителивласти, как известно, реализуют своивластные полномочия вне зависимостиот подчиненности субъектов и применяютмеры принуждения к не подчиненным послужбе субъектамправа (физическим и юридическим лицам).

Руково­дящиеслужащие часто выполняют функциипредставителей власти(начальники и заместители начальниковорганов вну­треннихдел, государственных инспекций, другихконтрольно-надзорных органов).

В федеральномгосударственном органе и государственном органесубъекта РФ ведутся, в том числе наэлектронных носи­телях,реестрыгосударственных служащих, которыеформируют­сяна основе персональных данныхгосударственных служащих.

Сведения,которые внесены в реестр федеральныхгосударствен­ныхслужащих в федеральном государственноморгане и в рее­стрыгосударственных служащих субъектов РФв государствен­ныхорганах субъектов РФ, в случаях,установленных федераль­нымизаконами и иными нормативными правовымиактами РоссийскойФедерации, относятся к сведениям,составляющим государственнуютайну, а в иных случаях к сведениямконфи­денциальногохарактера.

Реестрыфедеральных государственных служащихв феде­ральныхгосударственных органах составляютРеестр федераль­ныхгосударственных служащих.

Реестрыгосударственных граж­данскихслужащих в государственных органахсубъекта РФ со­ставляютРеестр государственных гражданскихслужащих субъектаРФ.

Реестр федеральных государственныхслужащих и реестрыгосударственных гражданских служащихсубъекта РФ составляютСводныйреестр государственныхслужащих Россий­скойФедерации.

и порядок ведения Реестра федеральныхгосу­дарственныхслужащих, а также перечень сведений,включае­мыхв Сводный реестр государственныхслужащих Российской Федерации,устанавливаются Президентом РФii.

Таким образом, существует рядоснований, который позволяет намклассифицировать государственныхслужащих.

Возможность классификациигосударственных служащих позволяетболее точно определить место конкретногогосслужащего в системе государственнойслужбы Российской Федерации. Процессзаконодательного оформления госслужбыещё не завершен.

Наряду с существующимзаконодательством намечается принятиезаконов, регулирующих правовой статусгосслужащих правоохранительной ивоенной службы.

Источник: https://works.doklad.ru/view/uqUA6oXXfi8.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.